Большой театр эмоций»

Так на одном из тренингов коллега назвал привычное для нас использование не только мимики, но и жеста, языка тела для выражения эмоций.

В отличие от «большого», существует, следовательно, и «малый» театр, в котором играющей «площадкой» остается только наше лицо. (Напомню, что невербальная, выражаемая мимикой, языком тела или взглядом коммуникация составляет около 60% нашего сообщения в межличностной коммуникации.)

Можно предварить это театральное упражнение сообщением некоторых сведений об особенностях данного вида коммуникации с помощью фрагмента из материала М. И. Магуры «Что означает мимика лица?».

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременно (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, «читать» которые совсем, несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот – о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины – это хорошая возможность показать, что он в любой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

• чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении;

• кривая улыбка – знак контролируемой нервозности;

• улыбка при приподнятых бровях – готовность подчиниться;

• улыбка при опущенных бровях – выказывание превосходства;

• улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

• радость: губы искривлены, и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

• интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

• счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

• удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

• отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

• презрение: брови приподняты, лицо вытянуто, голова «возвышена», словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

• страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это контролируемый страх;

• гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет;

• стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или бегают из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

• скорбь:брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика – это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми. (По материалам сайта: http://www.elitqrium.ru. 01/09/2005)

Теперь перейдем к самому упражнению. У него есть все шансы превратиться в веселую и полезную актерскую игру. Разбиваем группу на пары. Каждому участнику даем лист, на котором по возможности крупно перечислены следующие эмоциональные состояния:

• ироническое, недоверие; е немое обожание;

• кипящая злость;

• сладкая зависть;

• родительская нежность;

• искреннее сочувствие;

• молчаливый упрек;

• искрящаяся радость;

• благостная лень;

• кокетливая заинтересованность;

• великодушное прощение;

• горькая обида;

• неприкрытый сексуальный интерес;

• напряженное внимание;

• колючая ревность;

• хитрая лесть;

• зубодробительная настойчивость.

Задание: в паре поочередно один игрок показывает партнеру эмоциональные состояния из списка, другой пытается точно угадать, о чем идет речь. Можно после каждого раунда обмениваться впечатлениями, дополнять своими предложениями «показ» товарища...

Каждые 5-6 минут ведущий просит игроков сменить партнера, создать новые пары и продолжать игру.

Это несложное классическое упражнение создает хорошую творческую атмосферу в группе, немало развлекает участников, давая тем не менее прекрасный материал для тренировки и анализа нашего умения быть убедительными на сцене и эффективными в невербальной коммуникации.

 

СКАЛА»

Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстояние примерно 30 сантиметров от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться на всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей.

– Я хотел бы предупредить каждого о грозящей вам нешуточной опасности. Черта, которую вы видите перед собой, – это не просто линия. За ней разверзается глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежды остаться в живых.

По моему хлопку вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача – пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (то есть не сорвавшись!). Еще раз напоминаю: скалы – «причудливой формы», так что не стойте, как стойкий оловянный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу. Расставьте руки и ноги, организуйте блоки – завалы... Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»... Главное – не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скалы в человека и начать свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливится добраться до финиша не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь, в свою очередь, в неприступную скалу.

Игра идет до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут.

Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в «Скале» на игроках должна быть подходящая одежда, допускающая свободу передвижения и маневра.

Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. То есть к цели, но не любой ценой!

 

НЕОБЫЧНАЯ РЫБАЛКА»

Группа рассаживается в круг, в центре которого – множество карточек, перевернутых текстом вниз. Это «рыбки», а участники игры – «рыбаки».

Каждый из рыбаков по очереди «выуживает» свою «рыбку» и, прочитав текст, определенным образом «реагирует» на него: он может высказать свое отношение по поводу прочитанного, задать вопросы товарищам, связать ассоциативно текст с собственным жизненным опытом...

Карточки, которые ведущий готовит заранее, объединяют в себе возможности нескольких техник: проективного предложения («Когда я злюсь, то...», «Мне кажется, что лучшее, что я дал своему ребенку, это...»), когда требуется завершить начатое предложение, и микро-«текстов-ключей», помогающих акцентировать и проявить свою позицию, свое отношение, свой взгляд на проблему.

Среди текстов на карточках могут быть, к примеру, такие:

– Я – человек, с которым вечно что-то случается!

– Лучшее, что я дал своему ребенку, – это...

– Мне жаль, что мне не удалось...

– Люблю, как душу, но трясу, как грушу!

– Жалею, что не сделал этого раньше!

– Я исправлюсь!

– Ударили? Дай сдачи!

– Главное, чтобы дома не было криков и ссор!

– Чем раньше человек узнает цену деньгам, тем будет...

– Человека делают человеком обстоятельства его жизни.

– Я чувствую, что люблю своего ребенка, при условии, что он /она...

– Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

– Час ребенка длиннее, чем день старика.

– Хороший воспитатель – опытный садовник. Он знает, что растение должно получить не больше влаги (оно сгниет) и не меньше (засохнет), а столько, сколько нужно!

– Три способа сделать что-то: сделать самому, нанять кого-нибудь, запретить своим детям делать это.

– Утро добрым не бывает!

– Главный урок, который я вынес из опыта своего жизненного опыта, – это...

– Чем больше я контролирую себя, тем...

– Зрелость – это когда >ы делаешь то, что считаешь нужным, даже если твоя мать не считает, что это хорошо.

– Добро должно быть с кулаками!

Обсуждение

– Чьи комментарии, идеи, мысли оказались для вас откровением?

– Были ли высказаны вещи, с которыми вы категорически не готовы согласиться? В чем именно?

– Каков, на ваш взгляд, смысл этого упражнения? Дает ли оно что-то участникам? Если ответ положительный, сформулируйте, пожалуйста, «уроки» этого упражнения!

 

ВРЕМЕНА ГОДА»

– Я думаю, что у каждого из нас есть любимое время года, те месяцы, когда мы чувствуем себя наиболее комфортно, когда тело и душа с наибольшей силой откликаются на происходящие в природе изменения, и отклик этот вселяет в нас ощущение радости и гармонии.

Я хотел бы попросить вас подумать о моих словах и решить, какое время года вы можете назвать «своим». Кто-то ассоциирует себя с осенью, кто-то найдет аналогию между собственным характером и летом, кто-то решит, что он – «человек зимы»... В каждом из углов комнаты вы видите плакат с условным обозначением одного из времен года (я заранее развесил на стенах фотографии снегопада, леса в пору листопада, цветущего весеннего луга и подснежников, барахтающихся в водах летнего моря загорелых ребятишек). Через пять минут, разобравшись, к какому времени года вы относитесь, займите, пожалуйста, места под соответствующими плакатами.

Когда эта часть задания выполнена и группа распределилась по временам года, даем участникам возможность высказаться и объяснить свой выбор товарищам.

 

МОИ ОСТРОВА»

Игра интересна как методика, позволяющая выяснить ценности, предпочтения, установки в большой группе, с ее помощью можно провести «экспресс-тестирование», позволяющее уловить ситуацию и настроение участников встречи.

Раскладываем на полу большие листы бумаги или чертим мелом, обозначаем цветной самоклеющейся лентой очертания больших «пятен». Это и есть наши острова. На каждом из островов установлена табличка с его названием.

Наверное, будет на нашем архипелаге Остров Театра, Остров Кайфа, Остров Неуверенности, Остров Сомнений, Остров Творчества, Остров Одиночества, Остров Традиций, Остров Новых Приключений, Остров Тишины, Остров Недоверия, Остров Культуры, Остров Анархии...

Назвав все точки импровизированной островной страны, мы просим членов группы «заселить» острова. Есть время пройти рядом с каждым, подумать, решить и... сойти на пятачок земли.

Следующий этап будет заключаться в том, что все островитяне пообщаются друг с другом в границах своих землевладений, расскажут о причинах, побудивших их заселить именно этот остров, ответят на вопросы любопытствующих соседей.

Затем ведущий сам пускается в плавание между островами, выборочно выслушивает население. Последним этапом будет коллективное обсуждение игры, сопровождающееся необходимыми записями на доске.

Завершение

Обсуждение того, как каждый остров воспринимает метафору своего названия.

– Кто из островитян показался вам неожиданным в своем выборе или оценках побудивших его причин?

– Нашли ли вы на своем острове родственную душу? Почему?

– Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?

 

ПЕРЕКАТИПОЛЕ»

Это довольно известное упражнение, которое связано с установлением атмосферы доверия и ответственности в группе.

В большой группе следует разбиться на малые круги по 6-8 человек в каждом. Участники становятся в круг плечом к плечу. Один доброволец занимает место в центре, закрывает глаза и падает на руки стоящих в кругу товарищей. Участники упражнения подхватывают тело и передают его один другому, перекатывают по кругу. Затем его место занимает кто-нибудь из круга, и упражнение продолжается.

 

ФОТОШОП»

Иногда мне приходится в рамках «Драмы-дилеммы» встречаться с людьми, которые по той или иной причине не могут или не хотят участвовать в интенсивной физической разминке. Или, предположим, размеры помещения не позволяют провести обычный разогрев. Тогда мне на помощь приходит «Фотошоп» – собрание фоторепродукций, которые я довольно долго собирал из различных журналов, затем вырезал и приклеил на листы плотной бумаги. Таких листов у меня больше пятидесяти, они очень разнообразны по настроению, стилю изображения, жанру. Здесь и фотопортреты, и пейзажные фотографии, и сюжетные снимки, и абстрактные композиции, и животные...

Эти листы раскладываются, как огромные карты, на полу или на нескольких столах. Задание ведущего всегда будет зависеть от темы и задач встречи. Иногда я прошу участников выбрать из массы фотографий ту, которая отражает их восприятие жизни, в другой раз – метафорическое изображение внутреннего состояния в данную минуту или образное видение некой проблемы («Я и моя семья», «Моя работа», «Мое отношение к любви», «Как я представляю себе счастье»).

Разнообразие и большое количество фотографий позволяют всегда подобрать более или менее подходящий образ.

Выбрав свой сюжет, каждый по очереди представляет фотографию сидящим в кругу товарищам. Все участники могут высказать свою версию того, почему именно это фото было выбрано, как можно расшифровать представленный образ...

Когда все желающие высказались, слово предоставляется самому нашему герою, который и объяснит свой выбор, ту метафору, которая отражает с помощью фотоснимка его чувства и мысли.

 

ИНТЕРВЬЮ»

Группа разбивается на пары так, чтобы партнерами оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Пары расходятся по комнате, занимая удобные места, позволяющие сохранить автономию от других пар-участниц и не мешать друг другу.

Сперва один из партнеров берет на себя роль интервьюера, а второй – отвечает на вопросы, затем происходит смена ролей. Беседа должна занять достаточно времени, как минимум – минут десять, и может происходить либо в виде свободного разговора, касающегося определенной темы, интересной обоим участникам или заданной ведущим, либо в виде «дуэли»: вопрос–ответ.

 

ЛИНИЯ РАЗДЕЛА»

Это задание позаимствовано мной у Поля Грифина – автора и руководителя американского молодежного проекта «City at Peace», с которым мы с удовольствием работали в рамках этой интересной программы.

Работа Поля с американской молодежью во многом похожа на систему занятий в программе «Драма-дилемма». Разница, по большому счету, заключается не в процессе занятий, а именно в финальной части работы.

Если в моей программе дилеммы становятся материалом для микросцен (в которых зритель может принять самое непосредственное участие, поднявшись на сцену и заменив протагониста), то в американской традиции жизненные истории собираются в единое связное представление, перемежаясь, в соответствии с законами жанра, песнями и танцами молодых актеров. Раз написанное и поставленное, оно прокатывается десятки раз без серьезных изменений перед различными аудиториями в разных городах страны, потом начинается работа над новым представлением.

Сама же подготовка групп, методы сбора и обработки документального материала в двух проектах, несмотря на их географическую удаленность друг от друга, очень сходны. «Линия раздела» – одно из упражнений начального цикла работы с подростками в период знакомства участников группы.

От добровольцев, готовых принять участие в «Линии раздела», требуется откровенность, прямота, а значит, немалое мужество. Они выстраиваются лицом к остальным участникам встречи и оказываются стоящими перед проведенной по полу линией, разделяющей их – небольшую (8– 10 человек) группу добровольцев – от зрителей.

Ведущий обращается к группе с вопросами. После каждого вопроса следует продолжительная пауза, дающая возможность решить, каков будет ответ на него. Всякий раз, когда участники упражнения готовы дать положительный ответ, вместо слова «Да!» они просто пересекают линию раздела, при отрицательном ответе – остаются на месте, не переступая через «границу».

После каждой серии вопрос–ответ следует просьба ведущего ко всей группе:

– Посмотрите, кто пересек черту, кто остался на месте! Что вы чувствуете, сделав выбор или наблюдая за чьим-то выбором со стороны?

Для примера приведу серию вопросов, на которые отвечали американские тинейджеры, жители Вашингтона:

– Чувствуешь ли ты себя взрослым?

– Часто ли ты испытываешь чувство одиночества?

– Чувствовал ли ты себя глупым?

– Случалось ли, что кто-то из взрослых обманывал тебя?

– Бывал ли ты задержан полицией?

– Случалось ли, что кто-то из взрослых словом или делом ограничивал твою свободу?

– Часто ли у тебя есть причины гордиться собой?

– Возникала ли у тебя мысль о самоубийстве?

– Живешь ли ты с ощущением, что тебя любят?..

 

ЯРЛЫКИ»

(Идея упражнения – д-р Рахель Лез-Визель и д-р Лея Касен)

Для этого упражнения ведущий готовит большое количество пустых (свободных от рисунков и текстов) наклеек разного цвета, разного размера, клей, ножницы. Журналы с обилием иллюстраций (желательно комического, пародийного свойства, комиксы...), подходящие по качеству (пишущие на клеенке, бумаге, не стирающиеся) туши/лорды.

Для каждого участника должен быть подготовлен отдельный рабочий бланк (по образцу, данному ниже!). В части А уже обозначен вопрос, над которым в ходе игры придется поработать участникам, что касается вопросов в столбцах Б и В, то по сигналу ведущего каждый узнает, над какой проблемой и как предстоит работать в этих частях рабочего бланка.

Ход упражнения

Ведущий предваряет упражнение рассказом о роли ярлыков, которые приклеиваются к нам с детства родителями, близкими, друзьями, школой: зануда, смельчак, свой в доску, застенчивый... Потом всю жизнь иногда мы несем на себе эту наклейку: боремся с нею, соглашаемся и оправдываем собственным поведением – «самосбывающиеся пророчества»...

1. Раздаются рабочие бланки, и работа идет над частью А.

2. Участники приглашаются к творческой работе по созданию наклеек – «стикеров», соответствующих списку личных ярлыков.

3. Работа завершается, и наклейки приклеиваются на одежду каждым участником.

4. В течение 10–15 минут участники обсуждают смысл ярлыков и их роль в своей жизни, находят людей с похожими и противоположными ярлыками...

5. Каждый получает и (в одиночку, на своем рабочем месте) заполняет часть Б рабочего бланка. Вопрос, который записывают участники в окошке сверху (рядом с буквой Б): «Кто и когда "наклеил" на Вас этот ярлык?»

6. Вновь индивидуальная работа каждого над рабочим бланком. В свободном окошке рядом с буквой В участники записывают очередной вопрос, на который им придется отвечать в столбцах этой части бланка: «Каково значение ярлыка в моей жизни, его влияние на меня?»

7. Предлагается выбрать один из ярлыков своего личного списка и подготовить его «презентацию» группе. На подготовку дается 10 минут, затем происходят личные презентации, после чего все собираются для обсуждения упражнения.

Вопросы для обсуждения:

– Как и когда вы получили этот ярлык?

– Каково нести его по жизни?

– Что вы можете сказать о скрытом смысле этого ярлыка? Почему вам дали его?

– Как можно манипулировать этим ярлыком? В чем скрытые возможности его выгоды? В чем его очевидный проигрыш?

– Хотите ли вы переименовать свой ярлык? Хотите ли вообще отказаться от него? Что вы готовы для этого сделать? Вы можете предположить, каковы будут последствия этого события в вашей жизни?

– Чьи ярлыки вам знакомы? Чьи ярлыки вас удивили,произвели наиболее сильное впечатление?

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЯРЛЫКИ»

А. МОИ «ЯРЛЫКИ» ПО ЖИЗНИ Б. В.
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    

 

ДИАГРАММА»

– Представьте, что из одного угла комнаты в другой проведена воображаемая ось. Левый ее конец выражает наименьшую степень проявления какого-либо качества или процесса, то есть близок к нулю. Правый же, наоборот, выражает высшее проявление некого качества, признака, процесса и соответствует ста процентам. Предлагаю восьми-десяти участникам заняться построением живого графика...

– Спасибо, что вы откликнулись на мое предложение принять участие в этом задании. Все, что от вас потребуется, – это внимательно слушать вопросы, а затем, в соответствии с вашими ответами, распределиться на этой воображаемой оси. Если, к примеру, задан вопрос: «Любите ли вы шоколад?», то люди, к сладостям равнодушные абсолютно, займут левый угол комнаты, законченные сластены соберутся в правом углу, остальные же распределятся на оси, занимая места от нуля до ста в зависимости от степени своей привязанности к шоколаду...

Звучит вопрос. Идет распределение игроков по воображаемой оси. Затем ведущий уточняет числовой эквивалент выбранной точки: соответствует ли ответ двадцати процентам или тридцати либо, скажем, восьмидесяти пяти?

После этого участников просят прокомментировать свою позицию и отношение к поставленному вопросу или проблеме.

Темы могут быть и серьезными, и шуточными. Сами участники тоже могут предлагать вопросы для подобной диаграммы.

С помощью вопросов типа: «Нравится ли вам атмосфера нашей встречи?», «Чувствуете ли вы себя достаточно свободно?», «Насколько интересным кажется вам все, что происходит сегодня на нашей встрече?» можно получить обратную связь от участников группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: