Шаг первый. Шаг навстречу

 

Ничего великого нельзя сделать без энтузиазма.

Эмерсон

Итак, собрались на встречу люди. Хорошо, если в группе от 15 до 25 человек. Это оптимальное количество участников, позволяющее и камерность встречи сохранить, и разнообразные «Я» замешать во взаимодействии и взаимочувствовании (а отсюда, при успешном раскладе, и до взаимопонимания можно дойти!). Неважно, в принципе, знакомы эти люди между собой или нет. И тот и другой вариант обладает как несомненными «плюсами», так и очевидными «минусами».

Группа знакомых людей: ученики одного класса, работники одного отдела, участники кружка, клуба, соседи...

«Плюсы»

1. Есть ощущение общности, опыт взаимодействия. К некоторым из коллег и друзей есть уже особый подход, подобран ключ, – таким образом, я знаю, как с ними общаться, наш контакт более безопасен и комфортен. Мое реноме также защищает, дает право на кредит доверия, минимальные гарантии того, что ко мне прислушаются, меня поддержат товарищи...

2. При всей теплоте отношений наше совместное существование или работа не свободны от конфликтов. «Проработав» их вместе, проиграв в своем кругу, мы сделаем наше общение более открытым и комфортным.

3. Когда вместе работает труппа, объединенная некими формальными рамками, то возможны ролевые игры и симуляции, рассматривающие конкретные актуальные дилеммы данного коллектива с извлечением сиюминутной практической пользы от театрально-психологического тренинга.

«Минусы»

1. Гораздо страшнее «потерять лицо», оказаться смешным или глупым в кругу своих, чем в окружении абсолютно незнакомых людей. Опыт взаимодействия с друзьями или коллегами не всегда только положителен и порой осложнен множеством «анти», стигм, табу. Установившаяся иерархия и память о прошлом совместном опыте жестко контролируют (а порой подавляют) спонтанность.

2. Множество эмоциональных сил уходит на борьбу со сложившейся репутацией, стереотипом восприятия меня – группой и наоборот: группы, товарищей, коллег – мною.

3. Боязнь последствий встречи: если я допущу оплошность, буду выглядеть смешно или неприглядно, позволю себе чересчур самораскрыться, не будет ли это использовано затем против меня же, не скажется ли отрицательно на моем положении в группе, авторитете, отношении ко мне коллег и друзей?

Так выглядит примерное сопоставление «плюсов» и «минусов» работы с аудиторией, представленной людьми, объединенными в формальные или неформальные группы. Для людей, абсолютно незнакомых, ситуация складывается несколько иначе.

Группа незнакомых людей

«Плюсы»

1. Возможность возникновения новых спонтанных связей, знакомств, не осложненных прошлыми конфликтами и прежним опытом отношений. «Я» и «другие» – «чистая доска», стоит потрудиться, чтобы заполнить ее набело, без помарок.

2. Срабатывает «эффект попутчика»: незнакомому человеку проще открыться, позволить себе быть без маски, откровенным, спонтанным, ведь с ним нет не только общего прошлого, но, возможно, и общего будущего. Повторная встреча вряд ли состоится, и откровенность не будет иметь последствий, а открытость не сможет быть использована во вред.

«Минусы»

1. Для определенного типа людей встреча с незнакомым человеком – всегда психологический стресс и, как следствие,– уход в себя, закрытость, неготовность принимать участие в коллективном действии. Это требует повышенной чувствительности ведущего и остальных участников группы для «разморозки» таких людей и вовлечения их в происходящее.

2. В такого рода встречах всегда есть большая доля риска, непредсказуемость результата, так как ведущему практически невозможно ориентироваться в своей работе на существующие между участниками связи, использовать реально действующие структуры формальной или неформальной группы, рекрутировать себе в помощники общепризнанного лидера, основываться на определенных существующих кодах, законах, правилах...

Так или иначе, любая встреча начинается с разогрева и знакомства.

С той лишь разницей, что для незнакомых людей знакомство начинается с формального представления имен, а для людей, хоть немного знакомых, упор делается на углубление представлений друг о друге, создание атмосферы доверия и открытости в диалоге «Я – другой».

Этот этап встречи проходит, как правило, в течение 40–60 минут. Никакой цейтнот не оправдывает отказа от «разогрева-знакомства», ибо здесь закладываются основы эмпатичной атмосферы, свободного общения, дружелюбия. Здесь, как в гардеробе театра, гости-зрители должны оставить на время «верхнюю одежду» – освободиться от панциря застенчивости, тревожности, напряженности, порой – агрессивности. Именно на этом этапе путем организации множества микровстреч в мини- и в максигруппах ведущий пытается добиться принятия всеми участниками встречи трех формул: «Я – часть этой группы», «Я – такой же, как все...», «Я – не такой, как другие...»

После краткого самопредставления и нескольких вводных предложений-вопросов ведущий начинает собственно разминку. Для этого необходимо, чтобы встреча проходила в комнате достаточно большой, свободной от мебели (можно оставить стулья вдоль стен), хорошо проветриваемой. Опыт показывает, что лучше проводить занятие именно в комнате, просторном классе, но не в зале. Зал, высокие потолки, размах разрушают ощущение камерности. Звук улетает под потолок, детали и нюансы теряются...

Ниже я приведу ряд упражнений из заданий, как правило, используемых на этапе разминки-знакомства. Кроме того, отсылаю читателя к упражнениям, описанным в первой части книги.

 

КОНТАКТ»

– Начинаем свободное спонтанное движение по комнате. Сконцентрируйте свое внимание на себе, своих ощущениях. Представьте, что вы одни, никого вокруг нет, но при этом контролируйте себя и избегайте любых столкновений с партнерами, отмечая их передвижения боковым зрением. Следите за дыханием. Не напрягайте мышцы: походка свободная и естественная...

...Пожалуйста, продолжите движения, но при каждой встрече с кем-либо обменивайтесь с ним мимолетным взглядом и, не останавливаясь, продолжайте движение!..

...На этом этапе каждая ваша встреча сопровождается блицоценкой встречного. Сделайте «моментальный снимок» человека: его внешность, походка, взгляд, снова движение до пересечения с траекторией следующего участника. Остановка. Взгляд. Оценка. Приветливая улыбка, и вновь – движение...

Теперь остановитесь. Выберите себе кого-то из участников встречи, не давая ему повода понять, что он «выбран». Ваша задача: как только возобновится движение, постоянно и при любых условиях держать своего подопечного в поле зрения. Это не должно превращаться в навязчивую слежку, я просто прошу быть с избранным человеком в постоянном визуальном и эмоциональном контакте. Выбор сделан? Тогда вновь продолжаем движение... Остановитесь, пожалуйста, подойдите к «опекаемому» вами участнику, пожмите ему руку. А теперь выберите другой объект внимания. Вновь возобновляем движение, постоянно находимся в контакте с избранным человеком!..

Задание меняется. Теперь при движении вы будете задерживаться на какое-то время рядом с каждым встречным. Остановка потребуется вам и вашему партнеру для того, чтобы назвать свое имя и пожать друг другу руки. Представляясь друг другу, постарайтесь смотреть в глаза партнера. Интонация спокойная и уверенная, вы словно говорите новому знакомому: «Я – здесь. Я существую с тобой рядом...» При каждой встрече старайтесь с достоинством занять свое место как в физическом смысле (свободная и уверенная стойка, крепкое рукопожатие, взгляд глаза в глаза собеседника), так и в мыслях – внушайте собеседнику уверенность в вашей открытости, дружелюбии и готовности к сотрудничеству...

Разбейтесь на пары, сходные по росту, телосложению, физической силе! Станьте спиной друг к другу. Попытайтесь слегка упереться в спину партнера и почувствовать его ответный упор. Попробуйте, сохраняя это ощущение притяжения-отталкивания спин, одновременно садиться, пока синхронно не опуститесь на корточки. Координируем силы и темп, стараемся чувствовать партнера, верить ему... Отлично! Теперь так же синхронно поднимаемся. Еще раз – сесть и вновь подняться вместе, без напряжения!

Обратите внимание, что успеха добились те пары, в которых каждый не только брал на себя равную часть «работы», но и давал товарищу ощущение надежной опоры, устойчивости позиции. Если вы просто вяло «даете» партнеру вашу спину, то ему ничего не остается, как свалиться на вас всем своим весом. Во взаимной встречной силе, поединке равных позиций – залог паритетного диалога, устойчивости, успеха вашей пары... Теперь, пожалуйста, найдите себе другого партнера, с которым вам пока не приходилось работать в паре, и повторите то же задание.

И вновь находим себе партнера, становимся на этот раз лицом друг к другу. Расстояние между вами должно быть около метра. Возьмите в крепкий захват кисти рук друг друга: левой рукой – правую руку, правой – левую. Теперь, постепенно откидывая назад корпус, напрягаем руки, как соединительные канаты. Синхронно садимся на корточки, не расцепляя рук и не теряя устойчивости. Получилось? Теперь начинаем обратное движение – медленно поднимаемся, Повторите задание несколько раз, найдя оптимальную нагрузку для тела и рук. Спасибо!

Встаньте в круг. Посмотрите на всех участников встречи. Обратите внимание на тех, с кем удалось завязать контакт. Кто до сих пор остался совсем незнакомым?

 

ГЛАЗАМИ ДРУГОГО»

Вся команда разбивается на пары. Режиссер/ведущий просит решить, кто в паре будет первым, а кто – вторым номером.

Задание: в течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе. Следующие пять минут они продолжают беседу, поменявшись ролями. Все время общения очень важно уделять внимание не только тому, ЧТО, но и тому, КАК говорит собеседник. Его мимике, позе тела, интонациям и высоте его голоса, специфическим особенностям произношения звуков, скорости и внятности речи...

Когда игроки в парах перезнакомились, все участники собираются вместе. Начинается второй этап упражнения. Самым неожиданным становится просьба ведущего, объясняющего, что теперь каждый из партнеров представляет... не себя, а своего партнера. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается как можно сильнее войти в его образ и вести рассказ от его имени, то есть должна возникнуть полная иллюзия «самопредставления». Забавно видеть, как в смешанной (женско-мужской) паре участники могут путаться в грамматических формах, когда мужчине приходится говорить от лица партнерши, и наоборот.

После нескольких минут свободного монолога в упражнение включается режиссер/ведущий. Он задает игроку вопросы (обращаясь к нему, естественно, по имени его партнера, от лица которого и идет представление!). Отвечать на них придется исходя из того, как бы на эти вопросы ответил сам владелец «визитной карточки». Если «дублеру» сложно прогнозировать возможные ответы, нужно подбодрить его и попросить все же предположить возможные реакции настоящего интервьюируемого.

Завершение: по итогам этого упражнения важно поговорить с группой о тех ощущениях, которые вызвала в них игра.

• Насколько вам удалось войти в роль «другого»?

• Что дало вам возможность отвечать на те вопросы группы, которые не касались информации, полученной вами от собеседника? Как вы выходили из положения, чем руководствовались, готовя ответ?

• Насколько были близки действительности спонтанные ответы-догадки ваших «дублеров»? (Вопрос к партнерам.)

• Как в этом упражнении-игре проявились принципы коммуникации вообще и «межкультурной встречи» в частности?

• Что вы видите в упражнении от театральной практики? Может ли оно быть полезным в работе над образом?

 

КОЛОННА-ШЕРЕНГА»

С этой минуты я прошу вас не разговаривать и все задания выполнять в абсолютной тишине. Общаться можно лишь взглядами и жестами.

Задание 1

– Постройтесь в колонну, лицом ко мне. В голове колонны должен быть тот, кто родился в начале любого месяца, то есть первого, второго, третьего числа. Подчеркиваю: месяц роли не играет! В конце колонны стоят те, кто родился в последних числах любого месяца. В середине колонны все участники соблюдают порядковый номер. Если несколько человек родились в один и тот же день, то они становятся на своем месте в колонне в шеренгу. Если задание ясно, то я включаю секундомер. Точность, быстрота и полное безмолвие! Начали!

Задание 2

– Построиться в шеренгу таким образом, чтобы на левом ее фланге оказался человек с самыми короткими волосами, а на правом – с самыми длинными.

Задание 3

– Выстроиться в шеренгу по цвету глаз: от самых светлых слева до самых темных – справа.

Уверен, что для любого ведущего и для любой группы не составит труда придумать к этому упражнению еще с десяток разнообразных заданий!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: