Цели изадачи:
• снять страх, зажим перед незнакомой аудиторией, уменьшить напряженность, тревожность, застенчивость;
• дать возможность максимальному количеству участников представить другим членам группы «собственное Я» и познакомиться с «Я-другими»;
• способствовать принятию формулы «Я – часть этой группы», «Я –- такой же, как все» и «Я – не такой, как другие».
Практическая работа:
• вступительное слово – приветствие ведущего. Настрой на эмпатию, дружелюбие, сотрудничество;
• упражнения и игры на знакомство, мышечный разогрев, голосовая разминка. Разнообразные виды заданий с ходьбой, перестроениями, разбивкой на группы по определенным характеризующим признакам...
«ЖИЗНЬ – ТЕАТР»
Цели изадачи:
• подготовить к совместной творческой работе в группе;. • разделить понятия «жизнь» – «театр», оставив понимание их диалектической взаимосвязи и взаимовлияния.
Различать факты жизни и факты искусства. Образ, символ, маска, конфликт – как основные термины из театрального лексикона;
|
|
• отработать на практике начальные умения пользоваться театральными средствами, входить в предлагаемый образ в предлагаемых обстоятельствах, органично и быстро реагировать на изменения в действиях и игре партнеров. Развить импровизационные умения, поощрить спонтанность;
• дать участникам чувство безопасности, свободу выбора степени открытости: от исповедального до возможности уйти в игру, в «как будто», спрятаться за «образ-маску»: «Человек меньше всего сообщает о себе, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду» (Оскар Уайльд).
Практическая работа:
• театральная разминка, включающая в себя несколько упражнений на развитие творческого мышления, фантазии, умение мыслить абстрактно, образно;
• упражнения на спонтанность, актерскую пристройку. Групповые этюды на свободную и заданную тему в меняющихся по составу и числу участников в группах.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫБОР ТЕМЫ
Цели и задачи:
• определить смысл термина «дилемма» и научиться формулировать дилемму как предложение, выражающее проблему выбора;
• нащупать значимые и болевые дилеммы, воспринимаемые как актуальные большинством присутствующих;
• представить перед собравшимися многообразие жизненной проблематики;
• выбрать из представленного списка дилемм одну или несколько, по отношению к актуальности которых в группе имеется консенсус.
Практическая работа:
• попытки формулировки понятия «дилемма» самими участниками встречи. Объяснение, комментарии и примеры ведущего. Тренировка в формулировке дилеммы как нравственной проблемы, а не в виде пересказа конфликтной ситуации;
|
|
• психотренинговые упражнения, дающие наглядное представление о внутреннем и внешнем конфликтах;
• каждый участник самостоятельно формулирует значимую для него дилемму. На доске составляется полный список личных дилемм;
• обсуждается полученный список. Если необходимо, дилеммы группируются по проблематике. Ведущий предлагает рассмотреть список с позиции «решаемых» и «нерешаемых» дилемм – то есть тех, которые мы в силах разрешить без посторонней помощи или при гипотетической поддержке со стороны, и тех, решение которых не в нашей власти и силах. В списке остаются только те проблемы, которые относятся к «решаемым»;
• драма выбора на практике: из всего списка дилемм выбирается одна или несколько путем голосования и последующего подсчета голосов, отданных каждой из дилемм;
• объявляется дилемма (дилеммы) «фаворит» и, следовательно, тема вечера.
«МАЛЫЙ КРУГ» ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ
Цели и задачи:
• обеспечить открытое и эмпатичное слушание и восприятие;
• оказать психологическую и эмоциональную поддержку рассказчикам. Поощрять готовность говорить о проблемах, обсуждать их свободно, делясь не только информацией, но и переживаниями;
• создать в «малом круге» атмосферу принятия рассказчика, избавив участников от необходимости защищаться и оправдываться;
• отобрать из ряда житейских историй одну, которая может претендовать на роль групповой сцены-дилеммы, выявить героя-протагониста.
Практическаяработа:
• работа режиссера-ведущего по созданию атмосферы доверия и открытости. Договор с участниками круга о необходимости терпеливого слушания без оценок и критики, о сохранении конфиденциальности. Настройка на впитывание смысла рассказа и эмоционального состояния рассказчика. Максимальная поддержка и поощрение свободного высказывания и участия в обсуждении;
• ненавязчиво освобождаем истории от излишних подробностей, от «скатывания» к деталям. Помогаем отделить главное от второстепенного, проясняем роль и место главного героя конфликта. Определяем, какая из рассказанных жизненных историй по своей многозначности, актуальности, театральности может претендовать на перенос на подмостки в виде театральной сцены, представляющей жизненный опыт и проблематику участников «малого круга».
РАБОТА НАД СЦЕНОЙ
Цели изадачи:
• определить основные направления развития конфликта в избранной сцене. Создать сценарный план, определить количество и состав участников сцены;
в «перевести» рассказ в театрализованную сцену, организовать партнерскую работу и короткую репетицию;
• определить финальную сцену представления: ее место на пике развивающегося конфликта и стиль завершения сцены.
Практическая работа:
• «малый круг» полностью или частично превращается в сценарную группу. Определяются основные линии конфликта, взаимоотношения героев. Изменяется и дополняется по необходимости исходная реальная ситуация. Она впитывает в себя черты других историй, рассказанных в круге, приобретая драматическую остроту и театральность. Происходит распределение ролей. Готовятся «выгородки» – символы места действия (используются столы, стулья, подручный материал) – парк, квартира, учебный класс и так далее;
• сцена репетируется «вчерне» – намечаются входы-выходы героев, отношения между ними, уточняются ключевые реплики;
• решается вопрос о финальной сцене: когда и как главный герой сцены – протагонист – обратится к залу за помощью: будет ли сцена остановлена во «фризе», либо мы услышим прямую просьбу о поддержке, либо станем свидетелями напряженного внутреннего монолога героя, обращенного к залу...
|
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Цели и задачи:
• актуализировать сцену-дилемму средствами театра при помощи сценической выразительности. Помочь протагонисту и зрителям осознать и проиграть варианты оптимального решения проблемы;
• вызвать игрой актеров базовой группы эмпатические эмоции зрителей, их сопереживание и ощущение сопричастности проблеме;
• подвести зрителей к готовности выйти на сцену и реализовать на практике ощущение личной вовлеченности в действие, дав им право сыграть свой вариант решения конфликта;
• добиться по возможности инсайта (озарения – момента понимания истины) и катарсиса (эмоционального очищения) как рассудочно-эмоциональной базы для выхода из конфликтной ситуации и приобретения положительного опыта.
Практическая работа:
• несколько «малых кругов» объединяются в зрительский форум. При этом на сцену вызывается одна «базовая группа», которая представляет зрителям свою историю-сцену. Сцена разыгрывается по заранее обусловленным параметрам и останавливается на пике конфликта;
• режиссер-ведущий следит за ходом сцены, использует различные психодраматические техники, актуализирующие понимание конфликта протагонистом и зрителями. Режиссер также следит за тем, чтобы зрители, выходящие на замену протагониста из базовой группы, понимали смысл действия; облегчает их вхождение в границы играемой сцены. Поощряет импровизацию.
ШЕРИИГ
Цели и задачи:
• добиться понимания протагонистом и участниками встречи универсальности обсужденных проблем, отказа героя от представления об уникальности его конфликтов, а значит, разрушить уверенность в фатальности собственного невезения, в своем несовершенстве, никчемности;
• помочь протагонисту изменить подход и оценку ситуации: вместо «Я-проблема» – «Мы-проблема»: так возникает возможность воспользоваться чьим-то советом, опытом, поддержкой;
• стимулировать участие зрителей в постдраматическом сопереживании вместе с протагонистом и его «заменами».
Практическая работа:
|
|
• в ходе заключительной стадии встречи режиссер-ведущий приглашает участников и зрителей поделиться своими мнениями и впечатлениями от увиденного. Предлагает выразить поддержку попыткам протагониста и его «замен» разрешить конфликт, решить нравственную дилемму даже в том случае, если конечная цель и не была достигнута.
Всячески поощряется выражение эмоциональной поддержки, альтруистических эмоций, сочувствия героям. В ходе свободной, лишенной критических оценок дискуссии, рассказа о пережитом во время встречи ведущий старается реализовать потенциал «Драмы-дилеммы» как группового метода благодаря максимальному использованию всех форм и видов обратной связи.
На финальном этапе ведущий просит актеров и зрителей определить свое отношение как к самим сценам-дилеммам, так и к методике вообще. Сообща пытаемся сформулировать принципы техники «драма-дилемма», задаемся вопросом, в чем их актуальность для саморазвития личности.
Одним из важных результатов встречи должно стать принятие игры, ролевой ситуации как слепка с реальности, понимание того, что как жизнь дает материал для роли, так и роль возвращается в реальность приобретенным в игре опытом. Замечательно, если участники встречи выражают готовность рассмотреть предложенные в ходе «замен» варианты решения конфликтных ситуаций, «присвоить» их, взяв в «ролевое меню», в свой репертуар поведения.
В этом смысле ключевой становится мысль Я. Л. Морено: «Не роли происходят из личности, а личность из ролей».
ШАГ ЗА ШАГОМ
Теперь мне хотелось бы вновь вернуться к уже обозначенным скороговоркой семи
Этапам встречи по методике «Драма-дилемма». Это возвращение будет носить как практический (описание действий, заданий, упражнений), так и методический характер. Без этих теоретических «реплик в сторону» порой невозможно обойтись. Не единожды я становился свидетелем того, как самые лучшие упражнения, многократно проверенные, отмеченные «Знаком качества» многими практиками-ведущими групп, превращались при непрофессиональном использовании во все разрушающих монстров.
Есть немало людей, которые любят в своей работе использовать «игрушки» – так на своем жаргоне они называют различные упражнения и тренинговые задания. Проблема в том, что неуместная, «невкусная», методически безграмотно проведенная игра вместо успеха может уничтожить все: тонкую атмосферу встречи, открытость, готовность принять участие в задании; человек застегивается на все пуговицы и вместо готовности к общению и спонтанной вовлеченности в ход вечера чувствует себя оскорбленным и униженным. Именно поэтому методика проведения занятий, особенно на стыке театра и прикладной психологии, – это своего рода «Правила дорожного движения» для начинающего, выезжающего на незнакомую трассу водителя. И основным знаком, то и дело возникающим по сторонам трассы на всем ее протяжении, становится знак «Осторожно – человек!».