Балет «Каменный цветок» - новый этап в развитии и соединении классического, современного танца и народного фольклора

 

В наше время продолжение русской национальной темы можно увидеть в балете «Каменный цветок» C.Прокофьева.

Он был поставлен сначала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1957 г.), а затем в Большом театре СССР (1959 г.) прославленным современным хореографом Ю. Григоровичем.

Эта постановка является этапной в жизни русского балетного театра, так как связана с обращением к музыкальному миру С. Прокофьева, к русскому сюжету, к русскому танцевальному фольклору.

Тут следует сказать, что до «Каменного цветка» наше балетное искусство крайне редко обращалось к образам русского фольклора. Почему так получилось – объяснить нелегко, но, кроме вышеупомянутых «Петрушки» и «Жар – птицы» И. Стравинского, кроме постановки «Весенней сказки» Б. Асафьева в г. Ленинграде, русские темы и сюжеты на балетной сцене утверждались трудно. Возможно, это происходило потому, что русский танцевальный фольклор сложно претворить в классическом языке хореографии и что, по общему мнению, он тяготеет к жанровости, бытовизму, характерности.

Заслуга Ю. Григоровича заключалась в том, что в «Каменном цветке» он сумел выявить поэтические начала русского народного искусства, сумел органично ввести в классику национальные интонации. И сделал это не механически, а нашел образное отражение русского танца в системе, на первый взгляд, традиционных хореографических структур и форм.

Главная мысль балета, на первый взгляд, проста: художник может обрести свой идеал, найти истинную красоту искусства в самой жизни, в служении народу, родной земле. Но к постижению этой истины главный герой спектакля Данила шел тернистым путем, преодолевая соблазны и искушения, воплотившиеся в образе Волшебной Хозяйки Медной горы. Образ Катерины, невесты мастера, олицетворяет собой духовное начало, очищающее и спасающее героя. Разрушительное начало в спектакле, кипение гибельных страстей воплощено в образе злого приказчика Северьяна.

Все четыре главных персонажа спектакля – образы глубоко лирические. Но при этом – живые конкретные люди, наделенные характерами, подчас противоречивыми в своей сложности. Открытие Григоровича здесь – решение полнокровного человеческого образа средствами индивидуального для каждого из них танца, имеющего свое развитие в процессе действия. Так, например, танец Данилы в начале спектакля насыщен русскими бытовыми, фольклорными интонациями, а потом меняется, уступая место традиционному классическому танцу, помогая, таким образом, раскрытию творческого горения героя. В то же время балетмейстер для более полного изображения внутреннего мира героев использует массовые сцены. Так, например, сюита драгоценных камней в первом действии балета является портретом не только царства Хозяйки, но и её самой. Танцы девушек и пляска парней в сцене помолвки передают характеры Катерины и Данилы. Даже цыганская сюита во втором действии служит раскрытию темной души антигероя спектакля – Северьяна и подводит действие к кульминации – гибели приказчика, которого карает Хозяйка, олицетворяющая природу и красоту.

То, что в спектакле нет танцев, не работающих на содержание, нет случайных, вставных эпизодов, органично использованы традиции народного танцевального искусства в современной балетной хореографии – огромная заслуга и балетмейстера, и воплотивших его идеи в жизнь актеров.

Это - в ленинградской постановке А. Осипенко (Хозяйка Медной горы), И. Колпакова (Катерина), в московской – Н. Бессмертнова (Катерина), М. Плисецкая (Хозяйка Медной горы), А. Богатырев (Данила).


3.СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

русский балет танец

Российский современный танец находится сейчас в периоде становления, развивается большими темпами. Считается, что Россия не имеет никаких традиций современного танца. Запад имеет явную и длинную историю развития современного искусства, и все, что появляется нового, вступает в борьбу с историей, сознанием. Система ценностей, которая уже сформирована в современном искусстве, сильна. Для молодых, которые хотят сломать ее, это становится почти невозможно.

Искусство не может быть определено только одним путем. Россия - единственно "натурально" постмодернистская страна, потому что здесь может быть совмещено все, даже в творчестве одного художника, того же вышеупомянутого Ю.Григоровича, и достаточно далекой от классического балета хореографа Ольги Поны, недавней обладательницы двух «Золотых масок», творящей в Челябинске. На Западе все разделено, все в чистом стиле и в чистом виде и каждый работает в узком направлении. Российские хореографы совмещают в современном танце различные стили и направления, например, фольклор и классический танец.

Современное искусство существует помимо чьих-то желаний. Так, «Челябинский театр современного танца» имеет свою публику: Это интеллигенция, студенчество, любители танца, любители современного искусства.

Ольга Пона считает, что танец - это, в первую очередь, абстрактное искусство. В годы советской власти его пытались приблизить к какой-то адаптированной истории, сюжету. Не случайно, если вы приходите в театр оперы и балета, то вам первым делом дают либретто, и вы изучаете, что же произойдет, а потом смотрите спектакль. Спрашивается, зачем же тогда показывать?

Изначально же танец возник как абстрактное искусство. А в особенности современный танец - это абсолютно абстрактное искусство, способ мышления собственным телом, мышцами. Самое интересное наблюдать как раз таки умное тело, которое отражает работу интеллекта. Для любого зрителя важно считывать через танцовщиков интеллектуальное послание автора, хореографа.

И именно современному искусству танца сейчас присуще наличие в коллективах не просто танцовщиков, а танцовщиков-хореографов. В процессе работы руководитель коллектива может использовать их талант для создания этюдов, которые потом берет или не берет, переделывает или не переделывает. Это помогает и, в тоже время, обязывает руководителя: он должен соответствовать своим танцовщикам даже в проведении урока. Есть большая разница между работой с начинающими и с профессионалами, которым надо дать некую пищу физическую и интеллектуальную, удовлетворяющую их. Кроме того, что бы вы ни принесли на сцену из имиджевых, визуальных дополнений (скажем, ткань, свет и цвет и т.д. и т.п.), главное -- качество танцевания и тот движенческий материал, который предложен интерпретатором. Это определяет спектакль.

В "Ожидании", спектакле, получившем "Золотую маску", есть русское народное пение, но оно идет в фонограмме. В спектакле "Смотрящие в бесконечность" фольклорные песни поют "живые" певцы.

Таким образом, мы видим, что развитие хореографии, как и прогресса идет по спирали, повторяя предыдущий опыт на более высоком «витке».

Если русский классический балет ушел от вставных песенных и разговорных номеров, использовал фольклор только в одном проявлении, то современное искусство снова, но на более высоком уровне, более гармонично и смело использует народное пение, какие-то жанровые народные сценки, народную атрибутику, создавая нечто авангардно новое, действительно прогрессивное.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хореография в нашей стране по-прежнему отличается идейностью, глубиной содержания, четко выраженной гуманистической направленностью и исканиями в различных направлениях развития классического танца в соединении с народными танцевальными традициями, с современным танцем, наиболее привлекательным для нынешнего зрителя.

С 50-х гг. ХХ века многие балетные коллективы, коллективы современного танца с успехом гастролируют за рубежом. Опытные хореографы и педагоги выезжают в различные страны, осуществляют постановки, участвуют в создании национальных хореографических школ. Артисты и хореографы многих стран учатся в хореографических училищах и стажируются в лучших театрах России.

Русское хореографическое искусство стало ведущим в мировом искусстве, оно оказывает громадное воздействие на развитие хореографии всех континентов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидов А.П. Юрий Григорович. - М.: Планета, 1987. - 558с.

2. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. — М.: Литература, 1958. – 314с.

3. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. — М.: Литература,, 1963.- 295с.

4. Бахрушин Ю.История русского балета. - М.: Литература 1967. - 368с.

5. Интернет-ресурсы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: