Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России
Регионализация мировой экономики, сопровождаемая устранением тормозящих развитие стран торгово-экономических барьеров, – один из магистральных путей преодоления охватившего мир кризиса. На постсоветском пространстве к этому несомненному приоритету выстраивания взаимоотношений идет постоянное движение. Подтверждение тому – приобретающий реальные очертания Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.
Первый этап работы Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана начался 1 января 2010 года.
Прогнозируется, что создание Таможенного союза позволит Белоруссии, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Таможенный союз создает рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 миллиардов баррелей. Общий объем ВВП - 2 триллиона долларов, совокупный товарооборот - 900 миллиардов долларов.
Таможенный союз является основой для создания Единого экономического пространства, подготовка нормативной базы которого будет завершена в 2011 году.
|
|
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Белоруссии, России и Казахстана. Для обеспечения условий функционирования и развития союза был создан наднациональный регулирующий постоянно действующий орган - Комиссия Таможенного союза.
Белоруссия, Россия и Казахстан, на территории, которых проживают около 180 миллионов человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений.
Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. В настоящее время у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Белоруссии - 40.
По большому счету, создание Таможенного союза и формирование единого экономического пространства – основные цели ЕврАзЭС. Их достижение обеспечит эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.
|
|
Сегодня ЕврАзЭС – наиболее эффективное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. За девять лет со дня его создания в государствах Сообщества улучшились основные макроэкономические показатели: обеспечен стабильный рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, объема грузоперевозок, стабилизировались курсы национальных валют, выросла заработная плата и пенсии.
В рамках ЕврАзЭС сформирован режим свободной торговли товарами, предусматривающий неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Это и позволило приступить к реализации следующего этапа интеграции – созданию Таможенного союза.
Окончательно Таможенный союз запущен с 1 июля 2010 года с вступлением в силу его Таможенного кодекса.
Последствия вступления Казахстана в Таможенный союз
Главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. По плану, к июлю 2010 года будет отменено таможенное оформление и контроль на внутренних границах ТС. Это обеспечит свободное перемещение товаров. Снятие ограничений во взаимной торговле будет способствовать увеличению товарооборота.
К примеру, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7–7,5 миллиарда рублей. Устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году, по расчетам экспертов, дополнительный прирост ВВП государств — участников Таможенного союза на 15–20 процентов.
Создание единой таможенной территории – это фундамент выстраивания единого экономического пространства. Следующие этапы – формирование единого транспортного, энергетического и информационного рынков. Одновременно для повышения мощности банковско-инвестиционных систем разрабатываются меры по переходу на расчеты в национальных валютах и стимулированию инновационной активности.
В ноябре 2009 года главы государств ЕврАзЭС приняли важнейшие международные документы: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Договор о статусе суда Сообщества.
Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза коренным образом повлияет на ведение бизнеса в Казахстане независимо от того, крупная ли это компания-экспортер сырьевых ресурсов, или это компания - субъект малого и среднего бизнеса, работающий только на внутреннем рынке. Экономика Казахстана из-за своей специфики - экспортно-сырьевой ориентированности, неразвитости собственной обрабатывающей промышленности, слабого развития внутреннего потребления и транспортной удаленности от развитого мирового рынка - в наибольшей степени подвержена влиянию факторов такого характера.
Сначала в силу того, что в переходный период будут действовать пока еще существующие определенные нормы для ряда стран по Таможенному кодексу, эти изменения будут проявляться не столь заметно. А далее, если проект Таможенного союза заработает, изменения будут кардинальными.
Правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств – участников Таможенного союза, его проект базируется и на нормах международного таможенного права, в частности Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Прежде всего, необходимо отметить: правовые предписания Кодекса относятся исключительно к сфере таможенного регулирования на единой таможенной территории и не вторгаются в иные сферы национального правового регулирования наших государств – о налогах, административного, уголовного и иные. Отличительная черта документа в том, что его нормы максимально ориентированы на содействие внешней торговле и на упрощение таможенных операций и таможенных процедур.
|
|
В частности, правовые предписания включают предварительное информирование; очистку товаров в любом национальном таможенном органе, уполномоченном принимать и регистрировать таможенную декларацию; взаимную административную помощь таможенных органов.
Кодекс предусматривает широкое применение участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами информационных технологий, которые позволят значительно ускорить перемещение товаров через таможенную границу, упростят таможенную очистку товаров, повысят эффективность таможенного контроля. Применение информтехнологий будет обеспечивать и реализацию комплекса антикоррупционных мер.
Конструктивная критика вступления Казахстана в Таможенный союз, в основном, связана с нерешенностью многих нормативно-правовых вопросов, прежде всего, вопросов технологического регламента торговли. Эта критика исходит в основном от тех, кто практически работает в бизнесе, и в первую очередь, от тех, кто занимается логистикой. Казахстанские бизнесмены заинтересованы в том, чтобы процедуры перемещения, продвижения и реализации товаров, капитала и рабочей силы были максимально понятными, прозрачными и упрощенными. Многие из их замечаний являются существенными и должны быть учтены в работе комиссии Таможенного союза.
Есть и критика со стороны определенных бизнес-кругов, которые не хотят менять существующий формат бизнеса и поэтому борются с этим, в том числе используя информационную неосведомленность общественности в этом вопросе.
Одним из опасений критиков Таможенного союза является то, что Россия будет использовать свое доминирующее экономическое положение для обеспечения более выгодных для себя правил в рамках Таможенного союза. Наиболее часто упоминаемым является пример о том, что до российского уровня поднимутся пошлины на ввозимые автомобили, что будет выгодно российским производителям, но ударит по потребителям в Казахстане. Однозначно сказать, что только Россия диктует свои права в Таможенном союзе пока нельзя. … Каждая из стран имеет уже свою годами сложившуюся таможенную специфику.
|
|
Пока некоторые вопросы удалось решить путем введения переходного периода по сохранению индивидуальных таможенных тарифов на некоторые группы товаров, например, по импорту автомобилей для Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, Казахстан пошел на уступки в части отмены ранее действовавшего упрощенного режима ввоза товаров народного потребления для физических лиц в размере до 2 тонн.
Отмена этой нормы ввоза и введение новой нормы товаров для физических лиц практически меняет весь бизнес отечественных челноков. Сегодня трудно говорить о том, как изменятся их доходы, расходы и издержки. Ясно одно, что Таможенный союз изменит логистику их бизнеса.
Общее таможенное пространство несет в себе и угрозы и большие возможности в приобретении новых рынков сбыта в России и Белоруссии. Используя свое территориальное преимущество – расположение между Россией и Китаем – Казахстан сможет получать неплохие доходы от этого.
Вместе с тем, новая нормативно-правовая база и вводимые нормы и нормативы торговли в рамках Таможенного союза значительно повлияют на оптово-розничную торговлю. Это означает начало заката челночно-рыночной торговли в Казахстане. Первоначально произойдет и рост цен на дешевый импорт, так как «серый» импорт значительно уменьшится.
Что касается угрозы безработицы в связи с Таможенным союзом, то эта проблема носит разнонаправленный характер. С одной стороны, закрытие вещевых рынков, так называемых «барахолок», приведет к значительному высвобождению занятых на этих рынках работников. А с другой стороны, функционирование Таможенного союза потребует создания новых торгово- логистических центров, что приведет к созданию новых рабочих мест. Тем более что это позволяет высвобожденным работникам получить не только новое место работы, но и определенные социальные гарантии, например, гарантированный оклад, отчисления в пенсионный фонд, оплачиваемый отпуск и многое другое. Не секрет, что сегодня многие такие работники в основном работают нелегально, не имея даже гарантий по оплате труда, полностью завися от честности и порядочности нанимающего их работодателя.
Все страны-члены Таможенного союза рассматривают вступление в силу договора о Таможенном кодексе как начало периода перехода к реальной работе Таможенного союза. В рамках Таможенного союза начинают действовать единые таможенные тарифы, принят Договор о Таможенном кодексе. Кроме того, активно прорабатывается вопрос уже о следующем этапе интеграции – формировании нормативно-правовой базы единого экономического пространства.
Однако достаточно большое количество вопросов, по-прежнему, остаются еще нерешенными - это и проблема укрепления границ стран-членов союза, графики отмены таможенного контроля на границе, … необходимость законодательного согласования налоговых кодексов и многое другое….
Успешность проекта по созданию Таможенного союза во многом зависит от того, насколько коротким и результативным будет переходный период, так как существующая пока еще правовая неясность и неразбериха могут растянуть эти процессы на долгие годы и свести на нет усилия по его созданию.
Однако есть уже и пример решенных проблем, так уже с 6 июля предприниматели России, Белоруссии и Казахстана смогут пользоваться едиными декларациями, подтверждающими качество продукции, или до января 2012 года применять национальные документы.
Вступление в Таможенный союз позволит повысить рентабельность производства многих лекарственных препаратов. Об этом сообщил председатель Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК Сыздык Баймуканов.
«На сегодня фармацевтический рынок Казахстана не превышает $1 млрд 200 млн. Что мы получаем благодаря вступлению в Таможенный союз. Мы получаем сразу же совокупный рынок со 170 млн потребителей, и объем его будет превышать $17 млрд. Да, наши рынки сейчас идут со значительным превалированием импорта. Но в рамках Таможенного союза мы обеспечим свободное обращение лекарственных средств за счет взаимного признания всех разрешительных документов, создания единой системы инспектирования контроля качества и безопасности лекарственных средств, стимулирования отечественных производителей. То есть мы получаем двойную выгоду: во-первых, снимаем излишние барьеры для бизнеса; во-вторых, мы ужесточаем контроль за качеством. Надо отметить, что если раньше у нас была информация только по Казахстану, то теперь мы будем получать интегрированную информацию по наличию всех партий лекарственных средств на территории трех стран – участниц Таможенного союза».
Выгоды данного решения очевидны и оно приведет к резкому увеличению взаимного товарооборота стран-участниц - прежде всего за счет стимулирования отечественного производства. Если раньше в Казахстане было невыгодно открывать фармпроизводство ввиду маленького рынка, то сейчас мы получаем огромный рынок и создание многих производств становится рентабельным. К примеру, раньше производство таких высокотехнологичных препаратов, как вакцины, инсулины, было абсолютно нерентабельным. Если бы мы даже поставили эту линию, она бы работала максимум месяц в году. Теперь она сможет работать круглогодично, и возможности по экспорту вырастут.
Надо помнить, что развитие отечественного производства выгодно и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Случись какое-нибудь чрезвычайное происшествие, либо какие-то перебои в поставках, развитие отечественного производства поможет обеспечить необходимые потребности.
Кроме того, создание Таможенного союза с 1 июля 2010 года позволит отказаться от всех форм государственного контроля на границе России и Беларуси. Возможно, с этого времени или с переносом на год могут быть вынесены все формы пограничного контроля на российско-казахстанской границе.
С 1 января 2010 года страны Таможенного союза также перешли к универсальной системе тарифного и нетарифного регулирования, механизмов контроля и требований соблюдения, санитарных и фитосанитарных мер.
Формирование Таможенного союза осуществляется с точки зрения долгосрочных перспектив, для создания зоны свободной торговли и новых условий для партнерского сотрудничества.
Заключение
Перспективы Таможенного союза в значительной степени будут зависеть от модели поведения России, которой предстоит избежать искушения стать первой скрипкой в этом трио.
По предварительным планам, уже к июлю 2011 года у трех стран должна появиться общая таможенная граница. Сейчас, по официальным заявлениям, главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Но важным остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Как показывает практика, распределение денег часто приводит к обидам и трениям. Частично этот риск может минимизировать хорошо прописанный Таможенный кодекс, проект которого должен быть доработан к ноябрю текущего года.
В целом движение вперед всегда лучше топтания на месте. Поэтому любую попытку создания Таможенного союза следует воспринимать как эксперимент и экзамен на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов развития всего постсоветского пространства.
В отличие от европейской модели формирования единого экономического и политического поля, наши страны уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса. На его обломках должны расти не сорняки конфликтов, а плодоносящие деревья кооперации.
Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.
Список использованной литературы 1. http://www.keden.kz - Официальный сайт таможни РК.2. http://www.wto.сом – Официальный сайт Всемирной Торговой Организации (ВТО)
3. Договор о коллективной безопасности между странами СНГ. “Каз.правда”, 1992 г. 19 мая.4. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 г. № 1, 1996 г. № 3.5. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд. «Делон сервис», МГУ. 2008 г. Москва.
6. «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С. Булатова. изд. «Юрист» 2004 г. Москва.
7. Назарбаев. Н.А. “На пороге XXI века”. 1996 г.
8. Тримбетов С. “О союзе трех центрально-азиатских государств”.9. Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г.9. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2006