Степень изученности проблемы

Исследованию проблем маркетинга в последнее время посвящено много публикаций в периодической литературе, выпущено много учебников и монографий, к которым можно отнести работы:

в области общего маркетинга: Багиева Г., Дорошева В., Котлера Ф., Уткина Э. [6, 13, 18, 29];

в области маркетинга малых предприятий: Бревнова А., Дебелака Д., Кука К., Мачадо Р., Фадеева В. [9, 12, 21, 23, 30];

в области предпринимательского маркетинга: Амблера Т., Брагина Л., Власовой В., Дурович А., Хруцкого В. [5, 8, 10, 14, 32].

Во многих книгах раскрывается сущность маркетинга, его основные инструменты. В частности, в книге Багиева Г. указывается, что "маркетинговое исследование услуги или ее рыночного окружения представляет собой систематические мероприятия по получению оперативной информации в отношении данных, описывающих текущее или перспективное (прогнозное) состояние самой услуги или ее маркетингового окружения, а также анализ и отражение данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед фирмой" [6].

Дорошев В., в свою очередь, считает, что "современный маркетинг есть вся хозяйственная деятельность предприятия, направленная на производство продукции, пользующейся спросом или же приведение всех ресурсов предприятия в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли" [13].

Таким образом, маркетинг – это инструмент взаимодействия фирмы и рынка.

В сфере маркетинга малых предприятий также можно выявить различные точки зрения. Например, А. Бревнов считает, что "специфика маркетинга малых предприятий в дефиците маркетингового бюджета" [9].

В. Фадеев, напротив, считает, что "основной проблемой маркетинга на малых предприятиях является отсутствие квалифицированных специалистов" [30].

В целом, анализируя литературу можно заключить, что существуют различные точки зрения на маркетинг и маркетинговые исследования, однако проблемам маркетинга на предприятиях общественного питания уделено очень мало внимания.

В этой связи, на наш взгляд, возникла практическая необходимость рассмотреть маркетинг именно предприятия общественного питания с целью выявления отдельных особенностей и закономерностей в структуре рынка общественного питания, а также в целях и задачах маркетинга.

Основные методы исследования

Теоретической и методологической основой дипломной работы являются отечественная и зарубежная литература по проблемам малого и среднего бизнеса и организации маркетинговых исследований. В дипломной работе использованы официальные статистические материалы Российской Федерации.

В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. При проведении исследования и систематизации данных осуществлялась с помощью табличного метода. Анализ маркетинговой среды г. Москвы выполнен с применением графического метода и статистического анализа.

Практическая значимость работы

Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, не являются единичными для какого-то отдельного предприятия. С проблемами поиска посетителей, выбора рационального меню встречаются многие предприятия общественного питания. Поэтому предлагаемые в работе инструменты маркетинга могут помочь предпринимателям более грамотно бороться за потребителя.

Структура работы

Цель и задачи исследования определили структуру работы.

Во введении показана актуальность темы, сформулированы основные задачи, а также проанализирована степень изученности проблемы.

В первой главе "Рынок как объект маркетинговых исследований" раскрыто понятие рынка в общественном питании, показаны основные элементы рынка, а также порядок формирования спроса и предложения. Проанализирована структура рынка общественного питания в России, показаны основные участники рынка, даны их краткие характеристики. Помимо этого, подробно рассмотрены основные инструменты маркетинга.

Во второй главе "Цикл управления маркетинговыми исследованиями в предприятиях общественного питания" подробно описан этап планирования маркетинга предприятия общественного питания, описаны основные мероприятия, которые должны осуществляться на этапе организации маркетинга, а также показаны механизмы оценки эффективности маркетинга.

В третьей главе "Маркетинг услуг предприятия "Ресторан "Пивнушка" рассмотрена маркетинговая ситуация предприятия общественного питания, проведена сегментация потребителей по различным признакам, проведено деление услуг по различным признакам, выделены основные направления повышения эффективности маркетинга предприятия. Также показаны способы оценки эффективности маркетинговых исследований.

В заключении подведены итоги проделанной работы, сделаны выводы и рекомендации по улучшению управления маркетингом на предприятии общественного питания.



Глава 1. Рынок как объект маркетинговых исследований

Понятие рынкав в общественном питании

Рыночные отношения имеют место повсюду, где спрос и предложение противостоят друг другу. Это может происходить на базарной площади, на аукционе, по телефону или в служебном бюро.

Рынок не находится в каком-либо определенном месте, в переносном смысле говорят также о мировом рынке, о рынке нефти, сырья или валютном рынке, рынке инвестиционных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: