Теория социального научения

Главным представителем теории социального научения является Альберт Бандура – канадский психолог 1925 года рождения, автор 6 книг на тему агрессивного поведения детей и подростков. Развил идеи Дж.Долларда о социальном научении.

Основной идеей этой работы является то, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. Учёный считал, что родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках.[6, 56]

Одним из самых известных экспериментов А.Бандуры является эксперимент с куклой Бобо. Показывая детям фильмы с поощрением агрессии, учёный обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное, проявляя физическую силу по отношению к кукле Бобо, стоявшей в этой же комнате. [3, 81]

На основании этих исследований А.Бандура пришел к заключению, что гнев является проявлением общего возбуждения и способствует агрессии, но будет проявляться лишь только тогда, когда в данных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В ходе научения люди не только определенным образом реагируют, они также замечают произведенный ими эффект. Наблюдая за различными результатами своих действий, они вырабатывают гипотезы о том, какие реакции в данном случае являются более уместными, а какие — менее. Усвоенная таким образом информация в дальнейшем служит руководством к действию. [2, 111]

А.Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Люди не приводятся в движение лишь внутренними силами. На них влияют, но и они оказывают влияние на свое окружение. [6, 48]

Критики теории научения А.Бандуры в лице некоторых американских учёных отмечали, что механизм подражания недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Учитывая эти возражения, А. Бандура включает в схему "стимул - реакция" четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:

Ø Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели - ясность, различимость, функциональное значение. У наблюдателя при этом должен быть соответствующий уровень сенсорных возможностей.

Ø Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.

Ø Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.

Ø Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит. [6, 143]

 

Вывод: В данной главе мною были рассмотрены некоторые (конечно, не все) теории о природе возникновения агрессии. Были упомянуты имена основных учёных-представителей этих теорий, их главные труды, эксперименты и опыты. Также отмечены основные идеи этих теорий и точки зрения критиков, обилие которых говорит об открытости данного вопроса.



Агрессия в повседневной жизни

В этой части своей реферативной работы я заведу речь о причинах возникновения и формирования агрессии в наши дни. Рассмотрю то, с чем может столкнуться каждый из нас, и предложу некоторые методики, рекомендуемые психологами, по избеганию или устранению агрессивного поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: