Поведение с агрессором

Как уже было отмечено мною ранее, психологическое воздействие – явление чрезвычайно распространенное в обыденной жизни. Каждый человек может быть и агрессором, и жертвой в зависимости от ситуации. Конечно, т ак просто нельзя стать ни тем, ни другим.

Стоит отметить, что в процессе беседы роли могут несколько раз поменяться местами, причем происходит это по негласному закону, в котором люди себе даже не отдают отчета. Например, когда два человека общаются на разные темы. Если разговор заходит о любимой теме одного, то он становится потенциальным агрессором, а второй – жертвой. При этом если жертва начинает говорить о своей любимой теме, неинтересной его собеседнику-агрессору, то роли меняются моментально. [5, 44]

Что же советуют психологи в этом случае? Мало кто хочет выступать в роли жертвы. Однозначного ответа, конечно, нет, но есть ряд факторов, позволяющих защитить себя от воздействия агрессора.

Во-первых, понятно, что не нужно стремиться перехватить агрессивную инициативу, чтобы не испытывать страха. Достаточно лишь не играть жертву. Агрессор подсознательно начнет вас уважать, если вы перестанете прибедняться и бояться его. [2, 55]

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов. [8]

Во-вторых, стоит помнить, что мы не животные, а значит, не обречены быть только жертвами, или только агрессорами. Непосредственно в общении с кем-то психологи советуют собраться, насколько это возможно. Сконцентрировать всю свою силу и мысли, внутренне мобилизовать себя [5, 97]

Молодые учителя часто допускают ошибку, когда входят в класс с опущенным в пятки сердцем. Дети тут же чувствуют страх и начинают играть агрессора. Они интуитивно понимают, над каким учителем можно поиздеваться, а над каким нет. [8]

Любой человек чувствует страх на интуитивном уровне, поэтому тщетно скрывать свое состояние. Страх можно скрыть только не испытывая его. А это возможно только в состоянии боевой готовности, тогда роль жертвы не сможет включиться. Опять же, тренировки организма стрессовыми ситуациями позволят несколько изменить положение планки страха по отношению к агрессору. [2, 70]

Вывод: в данной главе мною были перечислены некоторые аспекты современной жизни, на мой взгляд, способные вызвать или зародить агрессию в человеке. Неопределённость и разнообразие точек зрений психологов в вопросе контроля агрессии и поведения при контакте с агрессором лишний раз подчёркивает актуальность этой темы в наши дни.



Заключение

В ходе проделанной работы были изучены основные понятия, виды и типы агрессии. Также были рассмотрены такие теории о возникновении природы агрессии, как: «Психоанализ» З.Фрейда, «Теория социального научения» А.Бандуры и «Фрустрационная теория» Дж.Долларда. Были выделены их основные идеи, замечания критиков в лице психологов-приверженцев других теорий. Соблюдена хронология развитий этих теорий.

Также был рассмотрен вопрос актуальности темы агрессии в наши дни. Выделены некоторые факторы повседневной жизни, которые, на мой взгляд, могут послужить причиной зарождения агрессии. Конечно, это далеко неполный список аспектов, способных зародить в человеке негатив. Помимо этого я попытался выделить некоторые общие рекомендации психологов по вопросу профилактики, контроля агрессии и поведения жертвы в случае конфликта.

В конце каждой главы я уже сделал соответствующие выводы, сделав акцент на актуальности темы психологии агрессии и агрессивности.

На мой взгляд, без известной доли агрессивности людям не обойтись. Нужно лишь стараться направлять её в нужное русло. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Но её, как и всего в нашей жизни, должно быть в меру. Психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.



Список используемой литературы

1) Мананикова Е.Н. «Основы психологии», М., 2006

2) Бэрон Р. «Агрессия», СПб, 2001, 352с

3) Румянцева Т.Г. «Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке», М., 1991

4) Фрейд З. «Основные принципы психоанализа», М.,1998

5) Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль», СПб, 2001

6) Бандура А. «Теория социального научения», СПб, 2000

7) Прокофьев В.Ф. «Тайное оружие информационной войны». М., 1999

8) http://echo.msk.ru/ «Эхо Москвы»

9) http://www.rian.ru/ «РИА Новости»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: