Принципы и факторы размещения предприятий

На успешность и прибыльность бизнеса, кроме отрасли и состоя­ния конкуренции на отраслевом рынке, влияют также местоположение организации, её размеры и объемы производства.

Размещение предприятия представляет собой выбор его местоположения. Причем местоположение предприятия определяется в двух аспектах:

во - первых, намечается географический регион, государст­во или определенная территория (европейская, азиатская часть, юг, восток и т.п.);

во - вторых, производится привязка внутри выбранного ре­гиона к конкретной местности (в городской черте, в пригороде, в сель­ской местности).

Исходными, определяющими принципами при размещении пред­приятия являются следующие:

1)минимизация общих затрат на производство и реализацию продукции (производственно-сбытовых издержек);

2) характер выпускаемой продукции - для производственного или личного потребления, возможность и сроки хранения, транспор­тировки на значительные расстояния, энерго-, трудо-, ресурсоёмкость;

3)характер производственных процессов - экологичность, не­обходимость специальных технологий, сырья, источников электро­энергии и т.п.;

4)характер потребления - массовые или единичные продажи; наличие одного крупного потребителя или разветвленная сеть мелких.

При выборе общего географического региона местоположения учитывают действие следующих факторов:

а) возможность обеспечения созданного предприятия рабочей си­лой - наличие необходимого количества и квалификации работников, требуемый уровень их зарплаты, обеспеченность жильем и социально- бытовыми условиями и удобствами (магазины, развлечение, отдых, связь, транспорт и т.д.);

б)возможность обеспечения организуемого производства сырьем и материалами. Для материалоёмких производств важна близость к источникам сырья, что снижает транспортные затраты. Для потреб­ляющих импортное сырье важна близость к портам, таможням, пере­валочным базам;

в) наличие транспортных возможностей - вид необходимого транспорта, его грузоподъёмность, тарифы на грузоперевозки, сохран­ность грузов при транспортировке, возможность пакетирования и кон­тейнеризации готовой продукции;

г)возможность обслуживания или условия обеспечения нор­мального производственного процесса - организация водо-, газо-, те­пло-, энергоснабжения, утилизации отходов, наличие инфраструктуры бизнеса (банки; лизинговые, консалтинговые, рекламные компании; информационные и сервисные центры);

д) близость к рынку сбыта и географические границы рынка. Ес­ли все" производство ориентировано на одного потребителя (например, асфальто-бетонный завод или завод по производству железобетонных изделий) - на конкретную строительную организацию или ограничено территориально, то и размещать предприятие целесообразно на этой же территории для минимизации транспортных затрат на перевозку готовой продукции;

е) наличие и возможность получения правительственных льгот - офшорные (безналоговые) зоны, льготные кредиты, гарантии по кре­дитам, аренда помещений и оборудования на льготных условиях, до­тации на создание новых рабочих мест, подготовка квалифицирован­ных кадров, льготы по налогам и т.п.;

ж) активность общественных движений и организаций на данной территории. Например, активность «зелёных» или каких - то партий по охране природы, исторических мест и т.д.;

з) перспективы развития региона, проводимая социальная госу­дарственная политика. Например, в северных регионах России эконо­мика бурно развивалась в 80-е годы, а сейчас идёт массовое расселе­ние Севера, сворачиваются многие производства; другие факторы.

На основе изучения действия вышеперечисленных факторов оп­ределяется общее местоположение предприятия, но при этом необхо­димо учитывать перспективы его развития, возможности роста и ди­версификацию производства. Следует ознакомиться также с существующими федеральными, региональными и отраслевыми программа­ми развития и структурной перестройки, чтобы впоследствии не ока­залось так, что по всем факторам регион выбран удачно, затраты орга­низации минимизированы, а по принятой федеральной программе че­рез несколько лет намечается замена данного товара или применяемо­го вида сырья более перспективным, экологичным.

При конкретизации местоположения предприятия внутри вы­бранного региона кроме всех вышеперечисленных факторов необхо­димо учитывать возможность и стоимость приобретения или аренды земельного участка, получения разрешения на строительство и цены всех применяемых ресурсов (рабочей силы, сырья, материалов, транс­порта, услуг инфраструктуры).

Большое значение для жизнеспособности и конкурентоспособно­сти предприятия имеет определение его размеров. При определении размеров предприятия и организации в целом собственники - учреди­тели должны руководствоваться критериями экономии или минимиза­ции удельных затрат на производство и реализацию единицы продук­ции. Следует рассмотреть и количественно оценить различные факто­ры, определяющие затраты на производство и реализацию продукции.

Все затраты при этом подразделяются на две группы:

  производительные - непосредственно связаны с производст­вом продукции (работ, услуг). Это стоимостные затраты ресурсов (ра­бочей силы, материалов, сырья, машин, оборудования) на выпуск оп­ределённой продукции. Такие затраты зависят от объемов производи­мой продукции и называются переменными;

непроизводительные - связаны с функционированием органи­зации как хозяйствующего субъекта. Они включают затраты на управление, содержание офиса, рекламу, трансакционные издержки (на приобретение коммерческой информации, представительские расходы, ведение переговоров, участие в подрядных конкурсах и т.п.) и др. Эти затраты от объемов производства не зависят и представляют собой условно-постоянные расходы (УПР) организации. То есть пока организация функционирует как хозяйствующий субъект, производит при этом продукцию или нет, УПР у неё всегда будут.

При оценке действия каждого фактора определяют его количест­венное влияние на ту или иную группу затрат. С учетом полученных результатов обосновывают эффективные (безубыточные) объемы про­изводства и продаж продукции, размеры самой организации. Оценку проводят по следующим факторам:

1) объём производства продукции (работ, услуг). Его рост вызы­вает «эффект масштаба» и сказывается на экономии по УПР;

2) увеличение аппарата управления, расширение организации по горизонтали (расчет- количество линейных подразделений, участков - у каждого руководителя становится больше подчиненных) и верти­кали (увеличивается количество уровней подчинения) приводит к ус­ложнению и удлинению процессов управления. При этом растут за­траты на управление (в составе УПР), появляются дополнительные непроизводственные расходы (переделка брака, простои ресурсов, их непроизводительное использование) из-за ошибок и удлинения сро­ков принятия и исполнения управленческих решений;

3) квалификационный и качественный состав сотрудников орга­низации, их инициативность, предпринимательство и заинтересован­ность в делах фирмы. В небольших организациях легче увязать работу отдельных специалистов с конечными результатами, они могут полу­чать премию из прибыли (бонус) за экономию затрат. В крупных орга­низациях действуют лишь слабые стимулы в виде поощрения за хоро­шую работу или наказание за упущения;

4) маркетинг - мероприятия по созданию сети продвижения продукции на рынок. Это сказывается на величине расходов по рекла­ме и сбыту продукции. В более крупных организациях доля таких рас­ходов и их удельная величина ниже, чем в мелких, что даёт дополни­тельный шанс в конкурентной борьбе.

Размещение промышленности строительных материалов в России отличается рядом закономерностей.

1.Кирпичидругиевидыстеновыхматериалов,сборныежелезобе-тонные конструкции и детали используются в массовом масштабе. Широкая распространенность сырьевых ресурсов для их производства определяет необходимость размещать предприятия в районах строительства, вблизи потребителя.

2.Производство цемента, строительного сырья, асбестоцементных изделий в размещении ориентировано на ограниченное число крупных месторождений сырьевых ресурсов.

3.Оптимальными условиями для развития цементной промышленности обладают районы, где месторождения известняков и глины (или мергелей) сочетаются с источниками минерального топлива или находятся на путях его транспортировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: