На успешность и прибыльность бизнеса, кроме отрасли и состояния конкуренции на отраслевом рынке, влияют также местоположение организации, её размеры и объемы производства.
Размещение предприятия представляет собой выбор его местоположения. Причем местоположение предприятия определяется в двух аспектах:
во - первых, намечается географический регион, государство или определенная территория (европейская, азиатская часть, юг, восток и т.п.);
во - вторых, производится привязка внутри выбранного региона к конкретной местности (в городской черте, в пригороде, в сельской местности).
Исходными, определяющими принципами при размещении предприятия являются следующие:
1)минимизация общих затрат на производство и реализацию продукции (производственно-сбытовых издержек);
2) характер выпускаемой продукции - для производственного или личного потребления, возможность и сроки хранения, транспортировки на значительные расстояния, энерго-, трудо-, ресурсоёмкость;
3)характер производственных процессов - экологичность, необходимость специальных технологий, сырья, источников электроэнергии и т.п.;
4)характер потребления - массовые или единичные продажи; наличие одного крупного потребителя или разветвленная сеть мелких.
При выборе общего географического региона местоположения учитывают действие следующих факторов:
а) возможность обеспечения созданного предприятия рабочей силой - наличие необходимого количества и квалификации работников, требуемый уровень их зарплаты, обеспеченность жильем и социально- бытовыми условиями и удобствами (магазины, развлечение, отдых, связь, транспорт и т.д.);
б)возможность обеспечения организуемого производства сырьем и материалами. Для материалоёмких производств важна близость к источникам сырья, что снижает транспортные затраты. Для потребляющих импортное сырье важна близость к портам, таможням, перевалочным базам;
в) наличие транспортных возможностей - вид необходимого транспорта, его грузоподъёмность, тарифы на грузоперевозки, сохранность грузов при транспортировке, возможность пакетирования и контейнеризации готовой продукции;
г)возможность обслуживания или условия обеспечения нормального производственного процесса - организация водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, утилизации отходов, наличие инфраструктуры бизнеса (банки; лизинговые, консалтинговые, рекламные компании; информационные и сервисные центры);
д) близость к рынку сбыта и географические границы рынка. Если все" производство ориентировано на одного потребителя (например, асфальто-бетонный завод или завод по производству железобетонных изделий) - на конкретную строительную организацию или ограничено территориально, то и размещать предприятие целесообразно на этой же территории для минимизации транспортных затрат на перевозку готовой продукции;
е) наличие и возможность получения правительственных льгот - офшорные (безналоговые) зоны, льготные кредиты, гарантии по кредитам, аренда помещений и оборудования на льготных условиях, дотации на создание новых рабочих мест, подготовка квалифицированных кадров, льготы по налогам и т.п.;
ж) активность общественных движений и организаций на данной территории. Например, активность «зелёных» или каких - то партий по охране природы, исторических мест и т.д.;
з) перспективы развития региона, проводимая социальная государственная политика. Например, в северных регионах России экономика бурно развивалась в 80-е годы, а сейчас идёт массовое расселение Севера, сворачиваются многие производства; другие факторы.
На основе изучения действия вышеперечисленных факторов определяется общее местоположение предприятия, но при этом необходимо учитывать перспективы его развития, возможности роста и диверсификацию производства. Следует ознакомиться также с существующими федеральными, региональными и отраслевыми программами развития и структурной перестройки, чтобы впоследствии не оказалось так, что по всем факторам регион выбран удачно, затраты организации минимизированы, а по принятой федеральной программе через несколько лет намечается замена данного товара или применяемого вида сырья более перспективным, экологичным.
При конкретизации местоположения предприятия внутри выбранного региона кроме всех вышеперечисленных факторов необходимо учитывать возможность и стоимость приобретения или аренды земельного участка, получения разрешения на строительство и цены всех применяемых ресурсов (рабочей силы, сырья, материалов, транспорта, услуг инфраструктуры).
Большое значение для жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия имеет определение его размеров. При определении размеров предприятия и организации в целом собственники - учредители должны руководствоваться критериями экономии или минимизации удельных затрат на производство и реализацию единицы продукции. Следует рассмотреть и количественно оценить различные факторы, определяющие затраты на производство и реализацию продукции.
Все затраты при этом подразделяются на две группы:
производительные - непосредственно связаны с производством продукции (работ, услуг). Это стоимостные затраты ресурсов (рабочей силы, материалов, сырья, машин, оборудования) на выпуск определённой продукции. Такие затраты зависят от объемов производимой продукции и называются переменными;
непроизводительные - связаны с функционированием организации как хозяйствующего субъекта. Они включают затраты на управление, содержание офиса, рекламу, трансакционные издержки (на приобретение коммерческой информации, представительские расходы, ведение переговоров, участие в подрядных конкурсах и т.п.) и др. Эти затраты от объемов производства не зависят и представляют собой условно-постоянные расходы (УПР) организации. То есть пока организация функционирует как хозяйствующий субъект, производит при этом продукцию или нет, УПР у неё всегда будут.
При оценке действия каждого фактора определяют его количественное влияние на ту или иную группу затрат. С учетом полученных результатов обосновывают эффективные (безубыточные) объемы производства и продаж продукции, размеры самой организации. Оценку проводят по следующим факторам:
1) объём производства продукции (работ, услуг). Его рост вызывает «эффект масштаба» и сказывается на экономии по УПР;
2) увеличение аппарата управления, расширение организации по горизонтали (расчет- количество линейных подразделений, участков - у каждого руководителя становится больше подчиненных) и вертикали (увеличивается количество уровней подчинения) приводит к усложнению и удлинению процессов управления. При этом растут затраты на управление (в составе УПР), появляются дополнительные непроизводственные расходы (переделка брака, простои ресурсов, их непроизводительное использование) из-за ошибок и удлинения сроков принятия и исполнения управленческих решений;
3) квалификационный и качественный состав сотрудников организации, их инициативность, предпринимательство и заинтересованность в делах фирмы. В небольших организациях легче увязать работу отдельных специалистов с конечными результатами, они могут получать премию из прибыли (бонус) за экономию затрат. В крупных организациях действуют лишь слабые стимулы в виде поощрения за хорошую работу или наказание за упущения;
4) маркетинг - мероприятия по созданию сети продвижения продукции на рынок. Это сказывается на величине расходов по рекламе и сбыту продукции. В более крупных организациях доля таких расходов и их удельная величина ниже, чем в мелких, что даёт дополнительный шанс в конкурентной борьбе.
Размещение промышленности строительных материалов в России отличается рядом закономерностей.
1.Кирпичидругиевидыстеновыхматериалов,сборныежелезобе-тонные конструкции и детали используются в массовом масштабе. Широкая распространенность сырьевых ресурсов для их производства определяет необходимость размещать предприятия в районах строительства, вблизи потребителя.
2.Производство цемента, строительного сырья, асбестоцементных изделий в размещении ориентировано на ограниченное число крупных месторождений сырьевых ресурсов.
3.Оптимальными условиями для развития цементной промышленности обладают районы, где месторождения известняков и глины (или мергелей) сочетаются с источниками минерального топлива или находятся на путях его транспортировки.