Региональные различия в условиях развития строительства и его материально-технической базы определяются:
.перспективами развития производительных сил в районе (темпами роста капитальных вложений, их территориальной и отраслевой структурой, формированием новых производственных комплексов и т.д.), планами развития городов и других населенных пунктов, намечаемыми темпами, улучшениями обеспеченности населения жильем и объектами культурно-бытового назначения;
особенностями района в транспортном отношении и возможностью расширения путей сообщения и транспортно-экономических связей;
природно-климатическими условиями (расчетными температурами и влажностью воздуха, сейсмичностью, рельефом, сырьевой базой для производства строительных материалов);
демографической характеристикой района (численностью и плотностью населения, обеспеченностью трудовыми ресурсами);
состоянием мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий и хозяйств материально-технической базы строительства (техническим состоянием и мощностями предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, предприятий и хозяйств по эксплуатации и ремонту строительной техники и транспортных средств, складского хозяйства и т. д.).
|
|
Основные ориентиры развития строительной отрасли на долгосрочный период:
обеспечение разработки основных положений территориальной комплексной схемы градостроительного планирования и развития территории регионов;
обеспечение безопасности проживания в жилище в соответствии с социальными стандартами путем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и его ликвидации;
увеличение объемов строительства жилья и достижения к 2010 году ежегодно ввода жилых домов в объеме 1 млн. кв. м общей площади;
обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения, в том числе развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
модернизация старого жилого фонда первых массовых серий;
модернизация базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов с переориентацией на производство новых высокоэффективных материалов и конструкций и внедрением энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Антимонопольная политика в строительном комплексе.
На российском инвестиционном рынке в течение длительного времени спрос на строительные подряды значительно превышает предложения со стороны инвесторов. В сфере транспортного строительства при этом превалирующая доля инвестиций находится в руках государства: строительство автомобильных и железных дорог, развитие дорожной сети городов, морские порты, аэропорты, метрополитены. При формальной значительной конкуренции процедуры рассмотрения конкурирующих предложений (открытые торги) не гарантируют соблюдения стоимости, сроков и качества строительства и не стимулируют формирования крупных, эффективных строительных компаний.
|
|
2. Состояние производственного потенциала российских подрядных организаций не отвечает современным требованиям со стороны отечественных и иностранных инвесторов. В первую очередь из-за незначительной капитализации, устаревшего оборудования, невозможности осуществления гарантии надлежащего исполнения, соблюдения гарантийных сроков эксплуатации.
В настоящее время абсолютное большинство отечественных подрядных организаций не способно конкурировать с подрядчиками Европы, США, Японии.
3. Для формирования крупных отечественных строительных компаний на уровне мировых требований необходима соответствующая государственная промышленная политика и ее законодательное обеспечение.
Основные ее положения следующие:
переход при распределении государственных заказов от открытых к селективным торгам с предпочтением при предварительной квалификации российских компаний с высокими технологиями, обеспечивающих весь инвестиционный цикл от проектирования до эксплуатации (или сервисного обслуживания);
применение в инвестиционной деятельности "серийных контрактов" с передачей на основе переговоров будущих контрактов подрядчику, успешно выполнившему аналогичный контракт;
разработка государственной программы повышения технического уровня строительного производства, при участии в которой подрядные организации получают право "налоговых каникул", получения грандов, использования других форм стимулирования;
участие инвесторов на основе финансового лизинга, займов или акционерного капитала в техническом перевооружении подрядных организации.
4. Учитывая большую капиталоемкость, длительные сроки окупаемости, недостаток бюджетных средств для инвестирования, необходимы и возможны концессионные формы развития российской транспортной инфрастуктуры. Суть их заключается в передаче инвестору права пользования построенным объектом на определенный срок с взиманием платы с клиентов за оказываемые услуги. Используя эту форму инвестирования, Правительство России, субъекты федерации, муниципалитеты имеют возможность развития морских и речных портов, аэропортов, автомобильных дорог, городских развязок, автостоянок.