СРО – важное условие развитие отрасли

Строительство, пожалуй, стало одной из первых отраслей, ощутивших на себе болезненное «дыхание» финансового и экономического кризиса еще в прошлом году. Участники рынка постепенно осознали, что времена высоких прибылей прошли, и для многих компаний главной стратегической задачей стало просто выживание.

Сегодня кризис настоятельно требует от власти, бизнеса, профессиональных объединений строителей новых нестандартных решений. Работа по их поиску должна идти по всем направлениям

Строительный комплекс не раз доказывал свою стойкость и жизненную силу, умение организоваться и действовать в любой ситуации. Главное сегодня – сохранить производственный потенциал строительных организаций, найти оптимальные решения проблем регулирования градостроительной деятельности.

Сегодня, для того чтобы сохранить строительный комплекс в условиях экономического кризиса, повысить качество и безопасность строительства, необходимо изменить подходы к организации строительномонтажных работ и выйти на качественно новый, современный уровень регулирования.

Одним из них является СРО – саморегулирующие организации. Они призваны стать важным условие в реализации национального жилищного проекта.

За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования. Быстрыми темпами происходило формирование организаций и предприятий малого бизнеса. Их число в настоящее время составляет около 90 % от общего количества строительных организаций и предприятий.

Положительные тенденции развития экономики России за последние годы предопределили значительные сдвиги в инвестиционно-строительной сфере. Среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал и подрядных работ, начиная с 2000 года, составляет 12,5%. Удельный вес добавленной стоимости отрасли "строительство" в общем объеме валовой внутренней продукции России составляет более 7%. Прирост ввода в эксплуатацию жилых домов за последние годы составляет не ниже 6% в год.
Поставленные руководством государства сложные стратегические задачи как в целом по развитию экономики России - увеличение к 2010 году ВВП России в два раза, так и по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта "Комфортное и доступное жилье гражданам России" предполагают кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса.

Эти важные задачи могут быть успешно решены при реализации ряда кардинальных мер по наведению порядка на строительном рынке и повышению эффективности строительной деятельности, в том числе обеспечению ответственности инвестиционно-строительных (строительных) компаний за выполнение обязательств перед гражданами и другими потребителями их услуг.

Основными из них, на наш взгляд, являются:
ужесточение доступа на рынок строительных услуг (допуск на рынок строительных услуг юридических лиц, отвечающих принятым в профессиональном сообществе критериям надежности);
страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;

создание внутрикорпоративных механизмов дополнительной материальной ответственности (в виде компенсационных фондов и других инструментов);

информационная открытость ("прозрачность") строительных компаний;
дополнение государственного регулирования и надзора зачастую более эффективным регулированием и контролем внутри самого профессионального сообщества;

обеспечение эффективной коммуникации "власть" - "строительный бизнес" - "потребитель", при которой для каждой из сторон ясным является партнер для диалога (в том числе и решения вопросов ответственности).

Указанные меры являются базовыми элементами модели саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, на протяжении многих лет эффективно действующей в том числе и в сфере строительства в наиболее экономически развитых странах.

Основным принципиальным моментом является ориентация на последовательность становления института саморегулирования в строительном комплексе. Это выражается в том, что из известных моделей саморегулирования за основу принята модель совместно государственного и общественно-профессионального со-регулирования. Сохранение за государством важнейших регулятивных и надзорных функций, в сочетании с дополнительными механизмами саморегулирования (такими как профессиональное и объективное регулирование допуска на строительный рынок, принятие саморегулируемыми организациями на себя дополнительной ответственности перед потребителями строительных услуг, создание системы финансовых гарантий, механизмов урегулирования конфликтных ситуаций), гарантируют последовательность и контролируемость перехода строительного комплекса к саморегулированию.

Суть предлагаемых изменений состоит во введении в текст Градостроительного кодекса Российской Федерации представлений о саморегулируемых организациях как о полноценном субъекте градостроительных отношений с отдельными полномочиями по осуществлению регулирования профессиональной деятельности основных участников градостроительных процессов. С учетом приведенного выше основного принципа механизмы саморегулирования вводятся параллельно с действующими механизмами государственного регулирования, оставляя возможность органам государственного управления "подстраховать" отрасль на переходном этапе становления саморегулирования от возможных "ошибок роста".

Отдельной главой Градостроительного кодекса Российской Федерации должны быть представлены основные принципы построения саморегулируемых организаций, главные механизмы, которые должны быть реализованы в контексте саморегулирования, определены механизмы унификации правил и стандартов деятельности саморегулируемых организаций на территории Российской Федерации, представлен порядок государственной регистрации саморегулируемых организаций и основные принципы взаимодействия саморегулируемых организаций с органами государственного управления.

В частности предлагается, без ослабления функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере строительства, дополнить их саморегулированием деятельности профессиональных сообществ изыскателей, проектировщиков и строителей, возложив на саморегулируемые организации обеспечение ответственности за действия своих членов перед потребителями.

Предлагаемая законодательная конструкция устраняет некоторую опасность монополизации строительного рынка при переходе к саморегулированию. В то же время, изложенная выше концепция исходит из того, что саморегулируемых организаций на строительном рынке будет достаточно ограниченное количество, что позволит обеспечить как необходимый государственный надзор за их деятельностью, так и эффективное взаимодействие с ними государственных органов и потребителей.

Саморегулируемые организации на основе действующего законодательства устанавливают обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности и контролируют их исполнение.
Обязательным условием членства в саморегулируемой организации строителей является страхование гражданской ответственности за причинение ущерба третьим лицам, а также за неисполнение договорных обязательств перед потребителями услуг.

Наряду со страхованием законопроектом предлагается дополнительный механизм обеспечения ответственности в виде компенсационных фондов саморегулируемых организаций, в формировании которых (прежде всего в денежной форме) участвуют все члены СРО и которые используются для возмещения ущерба в тех случаях, когда он не покрывается страховыми выплатами.

Предлагаемая модель также содержит положения об информационной открытости саморегулируемых организаций, нормы, обеспечивающие их эффективное взаимодействие в сфере градостроительства с органами государственной власти всех уровней, а также государственный надзор.

Следует учитывать, что предлагаемый комплекс указанных, а также и некоторых иных механизмов и инструментов саморегулирования, объективно устраняет возможность возникновения проблем "обманутых дольщиков". Его реализация неизбежно приведет также к удалению со строительного рынка недобросовестных или неподготовленных к осуществлению строительной деятельности организаций.

Реализация модели саморегулирования профессиональной строительной деятельности является также важным условием реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", ускорения формирования в Российской Федерации современного, отвечающего требованиям ВТО и другим международным стандартам, строительного рынка.





Заключение

Современное состояние капитального строительства характеризуется как кризисное. Основные причины заключаются в потере управляемости отраслью, отсутствии экономических регуляторов инвестиционного процесса, разрушении системы централизованного материально-технического снабжения без замены на действенное рыночное обеспечение. Кроме того, ухудшение результатов связано с постоянным ростом цен на строительную продукцию, вызванным их лавинообразным повышением на материалы и оборудование, с прогрессирующим отставанием развития материально-технической базы отрасли, снижением производственного потенциала из-за резкого сокращения объемов работ и ухода квалифицированных рабочих. Все это вызвано углублением общего экономического кризиса, рядом серьезных просчетов п руководстве народным хозяйством.

Переход страны к рыночным отношениям требует радикального изменения методов прогнозирования развития промышленности строительных материалов, сложившихся за многие годы. Это обусловлено, в первую очередь, изменениями асоциальной ориентации инвестиционного процесса в народном хозяйстве. Структурные сдвиги в промышленности строительных материалов в настоящее время определяются требованиями рынка строительных материалов, зависят отдинами-ки, структуры строительства, влияния новой техники и технологии в строительстве, государственной политики в области топливо- и мате-риалоснабжения, повышения требований к условиям жизни человека и охране собственности.

Право собственности на землю, жилье, вспомогательные постройки и т.п. приведет к многократному росту потребности в строительных материалах, обострениюдефицитаи появлению нетрадиционных способов его удовлетворения.

Можно ожидать также широкомасштабного использования многих видов местных строительных материалов, изготавливаемых кустарным и полукустарным способами из имеющегося в наличии сырья (глина, камень, щебень, древесина), отходов промышленности и сельского хозяйства.

Успешное решение поставленных задач в значительной степени определяется возможностями строительного комплекса России, в ко­тором осуществляется коренное изменение системы управления, его демонополизация, развитие конкуренции, ориентация на ресурсосбе­режение, снижение себестоимости услуг при обеспечении высоких стандартов качества, а также комплексное изменение системы финан­сирования и ценообразования. Однако в современных условиях, когда испытывается финансовый и инвестиционный голод, в строительстве остро стоит вопрос быстрого возврата инвестиций, что означает мак­симально сжатые сроки возведения и сдачи объектов в эксплуатацию.   

Применительно к формируемым рыночным условиям, строи­тельный комплекс России определил свои основные направления по научно-техническому развитию и сохранению основной специализа­ции строительных организаций, их кадрового, производственного и научно-технического потенциала.

Рассмотрев строительный комплекс на территории, можно сделать вывод, что строительный комплекс напрямую зависит от плотности населения, от удобного расположения и от дешевой рабочей силы. Чем выше процент населения на данной территории, тем выше плотность строительных построек на этой территории. Из этого следует, что Центральный район наиболее заселенный из всех, так как здесь расположены самые крупные города страны.

 

Литература

1. Административно-управленческий портал. [Электронный ресурс] режим доступа - www.aup.ru -свободный

2. Асаул А.Н / Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике. Монография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: