Транспортные условия контракта - особый раздел торговой сделки, в котором оговариваются права, обязанности и расходы продавца и покупателя, связанные с доставкой товара

Наиболее широкий круг транспортных вопросов включается в контракт при таких базисах поставки, которые предусматривают передачу товара продавцом покупателю уже в пути (DAF, FAS, CIF и др.).

К вопросам, связанным с доставкой, которые требуют особой проработки в контракте, относятся следующие:

∙ наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения (условия группы С и D).

Иногда при заключении контракта еще не известно точное место назначения или место предоставления товара продавцом покупателю. В этом случае в контракте может быть указан регион или рэндж при морской перевозке с оговоркой, что в дальнейшем покупатель уточнит или конкретизирует место назначения;

∙ порядок сдачи товара продавцом перевозчику или принятие его покупателем от транспортного средства.

При проработке этого вопроса прежде всего учитывается, является ли такая сдача или приемка товара от перевозчика моментом перехода рисков и поставки товара*

∙ система взаимной информации продавца и покупателя о готовности товара к грузовым операциям и сроках прибытия транспортного средства под грузовые операции.

Доставка - транспортировка определенного контрактом товара до согласованного места назначения

Эти данные позволяют синхронизировать исполнение договора купли-продажи и договора перевозки, т.е. создать их логистическую взаимосвязь.

В контракте предусматриваются конкретная форма, сроки и содержание взаимной информации. Целью обмена информацией является сокращение расходов:

по хранению грузов из-за опоздания или неприбытия транспортного средства под грузовые операции;

по простою транспортного средства из-за неготовности груза к стивидорным операциям или из-за отсутствия груза вообще;

∙ распределение расходов на оплату погрузочно-разгрузочных работ, связанных с международной перевозкой.

По этому вопросу, как  правило, существуют заметные расхождения в его толковании контрагентами из-за различия в коммерческой практике и обычаев портов и транспортных узлов обработки грузов в различных странах;

∙ вид договора перевозки, которым будет оформлена международная доставка грузов.

Документ, выписываемый при продаже товара на базисах группы F и С, должен быть датирован в пределах срока, согласованного для отгрузки товара, так как именно он определяет дату поставки.

Особенностью роли транспортных документов при базисах поставки группы D является тот факт, что они теряют свое значение как  документы, подтверждающие качество и количество товара, передаваемого покупателю;

∙ важными моментами, особенно при согласовании транспортных условий при морских перевозках, являются время погрузки-выгрузки товара и нормы грузовых работ.

В случае, если продавец по условию FOB или покупатель (при выгрузке на условиях CIF или DES) не обеспечивает выполнение норм грузовых работ, на них по контракту может быть возложена обязанность возмещения другой стороне возникших дополнительных расходов по простою судна;

∙ порядок размещения на транспортном средстве всех видов грузов.

Так, если речь идет о морском транспорте, то обязательно требуется согласование на разрешение и перевозку груза на палубе. Условие о разрешении перевозить груз на палубе является одним из реквизитов заявления на открытие аккредитива и на заключение договора страхования;

∙ вид и характер транспортной упаковки, ее качество и распределение расходов на нее между продавцом и покупателем;

∙ требования к предупредительной и идентификационной маркировке. Затраты на упаковку - это часть логистических издержек. Их величина может быть от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции. Назначением упаковки является сохранение качества товара в процессе транспортировки. Поэтому стремление сторон к минимизации издержек на упаковку может привести к увеличению потерь груза и дополнительным расходам в рамках транспортной логистики.

Если товар, способ транспортировки и ее маршрут имеют специфические особенности, то в контракте это также оговаривается дополнительно.

Выводы и заключения

Коммерческая деятельность предприятий и фирм обязательно предполагает решение проблем, связанных с обеспечением движения товарных потоков, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продажи.

Транспортный менеджмент во ВЭД предполагает обязательное владение концепцией логистики в качестве принципиальной основы для принятия решения по организации доставки груза.

Практика предлагает различные организационные принципы построения управления транспортировкой товара в торговой фирме, однако при этом непременно должны соблюдаться основные логистические принципы во взаимоотношениях как подразделений внутри фирмы, так и во внешнем взаимодействии компании с фирмами-перевозчиками, экспедиторами/операторами и другими компаниями, предоставляющими транспортные и сопряженные услуги в пакете или раздельно.

При этом одним из основополагающих инструментов, реализующих стратегию и тактику транспортного менеджмента, а также определяющих объем реальных транспортных задач и операций фирмы, являются базисные условия контрактов купли-продажи, которые изначально определяют

возможности организации движения товарных потоков по логистической цепочке.

Однако только при наличии конкретных, правильно составленных транспортных условий сделки осуществляется координация деятельности всех этапов доставки товара и фирм, участвующих в этом процессе, что прежде всего должно быть направлено на снижение конечной величины затрат на транспортировку товара и повышение эффективности сделки в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: