III. Игровая методика «Страна благоденствия»

I.Введение.

   Игра - особый вид деятельности.

    Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность в игре. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает полученное удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости.

   В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает способностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Зная эту особенность, при сложных дидактических задачах есть смысл вводить элементы игры. Это позволяет незаметно осваивать то, что было трудным ранее.

  В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления своего «Я». Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляют счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

  В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Игра – общение равных.

 

К сожалению, многие педагоги не видят того огромного потенциала, который заложен в игровых методиках.  Ошибочно считается, что они приемлемы только в младших классах, однако многие из видов игровых методик не только возможно, но и необходимо применять именно в старших классах. Актуальность этого применения и отражена в данной работе.

 

 

 

 

 

II. Нетрадиционные формы урока, включающие элементы игровых методик.

 Реализуя одну из задач развития школы - создание гражданско-правового пространства, важно правильно отобрать и использовать педагогические технологии, формы, методы, приемы и средства обучения.

В педагогических технологиях школы реализуется идея приоритета личности ребенка, индивидуализации обучения, обеспечивается деятельностный аспект учебного процесса. Применяются активные и интерактивные методы, способствующие формированию умений и навыков как учебных, так и гражданских.

Такие уроки побуждают учащихся мыслить. Вызывают желание дерзать, быть причастным к делам страны, находить высший смысл в служении Родине. Урок строится в активной форме работы с учащимися, когда они становятся исследователями, находятся в поиске решения проблемы, когда каждый из них работает в режиме индивидуальных возможностей. Именно деятельностный принцип обучения является одним из важнейших. Только в деятельности развивается ребёнок, познает и себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя, учиться чувствовать, переживать, радоваться жизни. Этим же целям служат и игровые методики. Это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

     Для приобретения детьми практического опыта широко применяется выполнение проектных заданий и проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна разрешиться вполне конкретным результатом, оформленным тем или иным способом. Выполняя проект, дети самостоятельно мыслят, находят и решают проблемы, прогнозируют результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливают причинно-следственные связи, оценивают полученные результаты, выявляют способы совершенствования проектирования. Здесь особое место занимают фантастические проекты, связанные с фабулой задуманной игры. Проектирование- это особый вид деятельности, представляющий  подростку право выбора. У школьников есть возможность самостоятельно выбрать тему проекта, планировать свою деятельность, защищать свой труд, аргументировано отстаивать свою точку зрения, стать активным участником учебного процесса, а в данном случае ещё мечтать и фантазировать.    

      Стимулируются коллективные формы обучения: диалоги, диспуты, дискуссии, семинары, на которых происходит обмен информацией между участниками, сосуществуют различные точки зрения, появляется возможность критиковать и даже отвергать любое мнение, организуется поиск группового соглашения в виде обмена мнения или решения. Формируется способность иметь и отстаивать свое мнение. Дети учатся выступать, вести диалоги, обосновывать свой выбор, аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, отказываться от своей точки зрения ради истины, оценивать личные качества и поступки. Проведение диспута в средних классах «по-вузовски» терпит неудачу. Причина – недостаточный запас знаний, неумение аргументировано отстаивать свое мнение. Диспут вигровой форме позволяет избежать этих «препятствий».

   В условиях гражданско-правового воспитывающего пространства на уроках применяются различные игровые методики, которые позволяют создать модели реальных жизненных ситуаций. Игра для детей является привычной формой общения, в ней они себя чувствуют наиболее комфортно. Использование социоигровых приемов на уроке пробуждает интерес школьников друг к другу. В игровой ситуации создается возможность использовать свои гражданские и политические права, расширить знания об основных сферах жизнедеятельности общества.

Виды игр.

· Игры-драматизации;

· Ролевые игры;

· Имитационные игры;

· Деловые игры;

· Организационно-деятельностные;

· Организационно-мыслительные;

· Игры-тренинги;

· Игры-исследования;

· Игры-поиск;

· Театрально-карнавальные игры;

· Исторические игры;

· Комплексные игры (политико-экономические, эколого-экономические. Политико-правовые).

   На первый взгляд игровые методики просты и доступны. Однако простота игровых методик иллюзорная. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры. С одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать, как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс прожить такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Поэтому роль педагога применяющего такие методики заключается в следующем:    

 

· в способности учителя выполнить роль посредника, доверенного лица;

 

· в умении работать в условиях неформального общения, занимая позицию неформального лидера;

 

· в способности быть участником совместной деятельности, не отделяя       себя от детей; в умении строить взаимоотношения с детьми «на равных».

 

  Таким образом, меняются функции взрослого на уроке, который теперь не командует, не контролирует, а сопровождает учащегося в его индивидуальном образовании, причем происходит это без видимого напряжения с его стороны.

 

III. Игровая методика «Страна благоденствия».

    Возглавляя работу проблемной группы «Школа – гражданско-правовое пространство», я заново пересмотрела методы и формы своей педагогической деятельности, с целью оптимизации не только обучающего процесса, но и в поиске новых для себя форм общения со старшеклассниками. В «Законе об образовании» говориться о необходимости «формирования человека-гражданина интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Важно воспитать активного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Для развития этих качеств начала активно работать над «деловыми» и «ролевыми» играми, ведущими формами, проведения которых является диспут, дискуссия и дебаты.

      Здесь приводится достаточно сложная игровая методика, но не по проведению, а  по структуре. Игровая фабула задает условия игры, некий сказочный сюжет, позволяющий фантазировать на заданную тему. В ходе самой игры активно используются методы коллективной деятельности, в том числе и проектирование. Для успешности проведения необходим определенный уровень знаний прошедшего учебного материала, так как итоговый этап игры обобщает целый раздел по обществознанию и демонстрирует не только уровень владения учащимися навыков дискуссии, но и качество знаний по определенным разделам программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: