IV. Результативность работы

  Проведения такой игры требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Как в любой дискуссии активизируются мыслительная деятельность, формируется культура полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется её огромная роль в учебном процессе.

  Эта роль обусловлена тем, что:

· условия игры предусматривает различные решения, которые заслуживают обсуждения и относительно которых, нет однозначных ответов;

· требует для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;

· её решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных решений.

 

     Проведение игры «Страна благоденствия» возможно только в том случае, если учащиеся уже владеют навыками дискуссии, проектной деятельности, методикой «мозгового штурма». Кроме того, игра будет результативна и реализована при успешном усвоении учащимися основных тем уроков «Обществознания» курса 10 -11классов. В тоже время, игровая условность позволяет сузить круг тем, облегчить задания, если подготовка класса не позволяет проведение её в заданном объеме.

   Данная игровая методика была разработана и опробована в 2008/2009 учебном году с учащимися 11 «А» и 11 «Б» классов. Лучшей была признана страна «ПАДЕДЮ» 11 «Б» класса (приложение 2). Конечно, её устройство далеко от идеала, но в ходе её создания учащиеся повторили огромный объем учебного материала, без видимых усилий с моей стороны – это одно из важнейших качеств игровых методик и данной методики в том числе. Причем результат получился несколько неожиданным: более сильный 11 «А», лучше работал на начальных этапах игры, которые проходили в классе (сказались более глубокие знания по предмету). А вот сделать качественную презентацию и достойно её защитить – не хватило терпения. Презентации 11 «Б» класса потребовали от ребят более тщательной домашней подготовки, с которой они достойно справились.

    Прошла интересная дискуссия, где чувствовалась заинтересованность ребят и владение темой обсуждаемых проблем. Отрадно, что дети умеют слушать друг друга, признавать свои ошибки и принимать позицию других.

 

    Если игра проведена педагогически профессионально, добрые взаимоотношения между ребятами сохраняются, несмотря на поражение.

 

 

V. Заключение.

 В современной педагогике существует огромное количество всевозможных методик. Все они созданы для оптимизации учебного процесса, для улучшения качества преподавания, для создания условий самореализации личности школьника. Это великое многообразие дает возможность каждому педагогу найти те, которые на данном этапе его педагогической деятельности могут быть успешными и интересными не только ему, но и его ученикам. Возглавляя работу подпрограммы «Школа – гражданско-правовое пространство»,  я столкнулась с необходимостью более активно применять формы работы, включающие элементы игры. Игровая форма позволяет моделировать такую ситуацию, решая, которую можно и нужно воспитывать у ребят свободу духа, чувства терпимости к окружающим, взаимопомощи, уважения друг к другу, не забывая при этом и обучающие задачи.

 

     Проведенная игра «Страна  благоденствия» позволила мне выйти на более высокий уровень профессионального роста, указала на некоторые просчеты, допущенные при изучение определенных тем. И в тоже время, наглядно продемонстрировала все «плюсы» такого вида педагогической деятельности. Человек, воспитанный в толерантном обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения, стать юридически грамотным, руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданско-правовое образование находиться на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина, патриота своей Родины требуется время и кропотливая работа. Данная методика направлена на решение именно этой приоритетной задачи.

VI. Список литературы.

 

1.Кульневич С.В. Совсем необычный урок, издательство «Учитель», Воронеж, 2001, стр.154.

2.Щуркова Н.Е., Игровые методики, Педагогическое общество России, Москва 2008.

3.Бухарева Н.Ю. Технологии гражданского образования. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

 

 

 

 

 

 Приложение 1.

Как подготовить дискуссию в классе: 10 простых правил (памятка)

1. Основная задача – движение навстречу выбору. Учащиеся должны поставить себя в позицию политиков, принимающих ответственные решения. Мотивом их участие является готовность предложить собственные решения, познакомится с альтернативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.

 

2. Созданные заранее группы должны начать работу с определения проблемы, с понимания ее сущности и значения, с осмысления е связи с собственной жизнью.

 

3. Учитель во время дискуссии должен сохранять нейтралитет. Он не может поддерживать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения.

 

4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определенного набора фактов. Очень важно понять, какие факты анализа наиболее существенны для анализа проблемы.

 

5. Чрезвычайно важно строить обсуждения таким образом, чтобы становилось ясной ценность рассматриваемых альтернатив.

 

6. Существенное значение имеет процедура обсуждения. Следует понимать, что участники, не согласные с той или иной позицией. Имеют основания для собственного мнения. Важно, чтобы они начинали обсуждения с выражения своего отношения, своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативных решений.

7. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.

 

8. Необходимо заранее продумать те варианты решения, которые смогут стать основой согласия участников дискуссии.

 

9. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов решения проблемы – дело сложное, оно требует от участников готовности уважить конкретные инициативы.

 

10. Дискуссия требует серьезной и длительной подготовки.

 

   При подготовки к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное – не мешать учащимся самостоятельно вести дискуссию, координировать действия учащихся, уточнять или корректировать излагаемый материал.*

 

*Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Издательство «Учитель», стр.154.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: