Глава №1. Теоретические предпосылки развития эмоционального климата и влияние игры в процессе формирования эмоционального климата классного коллектива

 

    1.1. Понятие эмоционального климата классного коллектива.

    В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат - "эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами" [23,c. 5]. 

    Изучением психологического климата в коллективе занималась Н.П. Аникеева. Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, климат рассматривают как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

    Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми(подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей.

    Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

    А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин; подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей. В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

    По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой. 

 Понятия «эмоциональный климат» и «психологический климат» очень близки, но различие в том, что эмоциональный климат затрагивает только эмоциональную сферу жизнедеятельности класса и является частью психологического климата. 

    Эмоциональный климат — это устойчивое на­строение коллектива (преобладающий характер его эмо­циональных состояний), которое находит многообраз­ные формы проявления во всей его жизнедеятельнос­ти. Эмоциональный климат коллектива — это его настрое­ние. Настроение окрашивает жизнь детского коллектива в различные тона, делает ее в одних случаях яркой, увлекательной, романтически окрашенной, в других — скучной, серой, «бесцветной». Застой, скука, равнодушие возникают там, где при организации детской жизни недооценивается значение коллективного настроения, эмоционального климата коллектива.[7,с.4]

    Следует иметь в виду, что эмоциональный климат коллектива, складываясь из настроений, переживаний отдельных его членов и будучи результатом соединения этих настроений, не является простой суммой индивидуальных переживаний. Коллективное настроение – качественно новое образование, резко отличающееся от настроения одного человека: в коллективе, в общности «… уже самый общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии». Здесь дело в том, что когда люди находятся вместе, «срабатывают» социально-психологические механизмы общения и, в первую очередь, - психическое заражение.

    Психическое заражение – способность психических состояний передаваться от человека к человеку, от группы к группе. Влиянию психического заражения особенно легко поддаются дети. [7, 6-8с.]

    Эмоциональный климат состоит из определенных характеристик:

    Устойчивость климата проявляется в продолжительности, постоянстве, относительной неизменности его показателей, преобладание какого-либо настроения, которое не так-то легко поддается внешним воздействиям. 

    Между эмоциональным климатом и ситуативными эмоциональными состояниями коллектива выделяется промежуточное явление – психологическая атмосфера. Атмосфера – это преобладающее эмоциональные состояния в коллективе за сравнительно небольшой отрезок времени. Психологическая атмосфера по сравнению с эмоциональными состояниями более устойчива, но по сравнению с климатом более динамична.

   Тональность - это эмоциональная окрашенность настроения. Тональность может иметь положительную окраску, это увлеченность, энтузиазм, радость, оптимизм. Отрицательную возмущение, грусть, агрессивность, пессимизм. Для развития эмоционального климата коллектива, важным является не только положительные эмоции, но и отрицательные, это необходимо для полного эмоционального насыщения личности и коллектива в целом.

Для оценки климата главное не сама тональность эмоциональных состояний, а ценностное содержание отраженных в нем явлений жизни.

   Направленность эмоционального климата, здесь нужно учитывать какие явления жизни и как отражаются в настроениях коллектива.

   Ритмичность климата проявляется в периодической смене тональностей. [9, с.43]

        

    1.2. Игра как путь формирования эмоционального климата классного коллектива.

    Особое место в формировании эмоционального климата при­надлежит игре.[7c.34] Игра используется как средство для повышения настроения не только одного члена коллектива, но и для всего коллектива в целом. В детском коллективе постоянно происходят ссоры связанные с тем, что дети постоянно спорят о том, какое место они занимают в коллективе. Это может отрицательно влиять на отношения между ними и полностью негативно сказаться на настроении коллектива.

    Потребность детей в игре общеизвестна. Она воспринимается ими как интересное, яркое, необходимое для их полноправной жизни занятие. «В детском возрасте игра — это норма, и ребенок дол­жен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь» А.С.Макаренко.[7с.4] Поэтому игра выступает как одно из важных средств, для повышения настроения всего коллектива и отдельных его членов. Игра является самым простым и увлекательным способом для улучшения эмоционального состояния каждого члена коллектива. Также игру можно использовать как средство для эмоциональной разрядки. Это все возможные игры которые влияют на эмоциональное состояние детей. Ценность игры (особенно при формиро­вании эмоционального климата) в том, что она дает заряд положи­тельных эмоций. Это очень важно, т.к. педагог может тем самым программировать эмоциональные переживания детей. С помощью игры в классном коллективе можно создать ту эмоциональную атмосферу, которая подходит педагогу для полноценного учебного процесса.

    Некоторые педагоги считают, что игра по-настоящему нужна лишь младшим школьникам. Однако современными исследователя­ми установлено, что игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и потребность личности в игре не связана с возра­стом. В игре одинаково нуждаются и младшие школьники, и подро­стки, и старшеклассники. Только содержание, смысл, форма про­текания ее должны быть разными в зависимости от возраста.

    Игра может выступать как:

а) самостоятельная деятельность (спортивные игры, подвижные,
интеллектуальные);

б) как форма организации, эмоциональная основа других видов
деятельности.

    Игровую форму организации деятельности вводят в следующих случаях:

когда обычная организация деятельности у ребят не вызыва­ет интереса (например, бытовой труд);

когда реальная цель привлекательна, но долго нет ощутимых результатов, слишком утомителен, однообразен путь к ее достижению;

когда какое-то дело само по себе интересно, но для того чтобы добиться большего эмоционального воздействия, оно облекается в форму игры — детский утренник, праздник.

    В этих случаях дети начинают действовать из желания играть, получить удовольствие, а результатом оказывается достижение поставленных перед детьми целей.

    Для формирования эмоционального климата важны и игра, как самостоятельный вид деятельности, и игровая инструментовка дру­гих видов деятельности. И в том и в другом случае результатом являются эмоциональные переживания, которые ощущают школь­ники, жизненный опыт, который они приобретают в ней.

    Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопут­ствует хорошей игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной.

    Игровые ситуации особенно необходимы на первых порах формирования эмоциональной жизни, т.к. они помогают увлечь ребят, сделать привлекательными те трудовые и познавательные процессы, которые сами по себе таковыми могут и не являться.

    Правильное использование игровых приемов дает возможность формировать у школьников активность, творческий подход к деятельности, позволяет превращать эту деятельность поиск.[7,с.34-35] 

    Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психическая орга­низация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обяза­но той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоцио­нальной сферы». [2, с. 56]

    Доминирова­ние эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, вы­водит эмоциональную сферу ребенка в ранг ба­зовых основ личности, ее «центрального зве­на». Какие бы понятия ни формировали у детей, какие бы потребно­сти и мотивы ни определяли их деятельность, личностно значимыми, устойчивыми, внутрен­не действенными они становятся лишь в том случае, если им удастся войти в сферу эмоци­ональных отношений, закрепиться в ней. Ре­бенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции со­провождают его ощущения, практические дей­ствия, регулируют мыслительную деятель­ность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благо­даря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жиз­ни далекое прошлое, человек невольно связы­вает детство с определенными эмоционально окрашенными образами явлений природы, со­бытий, любимых игрушек. Ведь неслучайно П.П. Блонский писал: «Воспоминания детства - это всегда воспоминания-чувства и воспо­минания-образы».

Игнорирование эмоциональных проявле­ний ребенка, их использование в качестве фо­новой стороны образования недопустимо ущемляют заданные природой ценностные формы личностной жизни.

 

    Глава №2 Теоретические аспекты развития игры и её отношение в деятельности детей младшего школьного возраста.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: