Оценка результатов инновационной деятельности на развитие производства

(по данным 2008 года)

Число предприятий, оценивающих степень влияния результатов инновационной деятельности в течение последних трех лет

низкая степень воздействия средняя степень воздействия высокая степень воздействия воздействие отсутствовало
Продуктовые инновации        
Расширение ассортимента товаров, работ, услуг 1 16 11 11
Расширение рынков сбыта: 4 9 8 18
в России 5 14 9 11
в странах СНГ 5 8 1 25
в странах ЕС, Норвегии, Швейцарии, Исландии Лихтенштейне 2 - 2 35
в США и Канаде 3 1 1 34
в других странах 5 1 - 33
Улучшение качества товаров, работ, услуг 4 11 9 15
Увеличение занятости 4 9 5 21
Процессные инновации        
Повышение гибкости производства 4 9 9 17
Рост производственных мощностей 3 8 10 18
Сокращение затрат на заработную плату 7 3 2 27
Сокращение материальных и энергозатрат 6 10 2 21
Маркетинговые инновации        
Расширение рынков сбыта или доли рынка 2 10 4 23
Все инновационные совокупности        
Снижение загрязнения окружающей среды - 11 2 26
Обеспечение современным техническим регламентам, правилам и стандартам 2 8 13 16

Недостаточная конкурентоспособность отечественных товаров для выхода на зарубежные рынки обусловила приоритеты инновационной деятельности, ориентированной в основном на удовлетворение спроса отечественных потребителей. Как показывают данные опроса организаций, имевших готовые инновации в течение последних трёх лет, лишь 4 из них (10%) связывали свою инновационную деятельность с завоеванием зарубежных рынков (табл.4).

Наиболее важными результатами инновационной деятельности признаны расширение ассортимента (28,2% опрашиваемых организаций) и обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам (33,3%). Последнее является сегодня необходимым условием, определяющим возможность продвижения инновационных продуктов отечественного производства, а также новых технологических процессов на зарубежные рынки.

Несмотря на все перечисленные приоритеты, результаты инновационной деятельности в промышленности остаются невысокими. Это подтверждается, прежде всего, соотношением инновационных товаров, работ, услуг с общим объёмом промышленного производства продукции (работ, услуг).

Уровень новизны инновационной продукции в 2008 году оказался самым низким за весь период наблюдения. В объеме инновационных товаров, работ, услуг на долю вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям в 2008 году приходилось 36,6 процента:

 

Рис. 2. Уровень новизны инновационной продукции.

 

На экспорт в 2008 году отгружено инновационных товаров, работ, услуг на 194,5 млн. рублей, или 0,6 процента от общего объема отгруженных товаров, работ, услуг организаций, осуществляющих технологические инновации. В объёме отгрузки за пределы Российской Федерации инновационная продукция занимает 11,7 процента (в 2007 г. - 10,6%). В отличие от предыдущих лет на экспорт отгружалась в основном продукция новая или значительно измененная, на долю принципиально новых товаров, работ, услуг приходилось 94,0 процента (в 2007 – 59,4%, в 2006 г. – 34,0 %).

В отличие от предыдущего года, экспорт инновационно активных организаций в 2008 году ориентирован в основном на государства-участники СНГ - 1113,7 млн. рублей, или 67,3 процента от всего экспорта, из неё только 18,7 млн. рублей (1,6%) - инновационная продукция. В страны дальнего зарубежья отгружено товаров, работ, услуг на 541,8 млн. рублей, из них 32,4 процента – инновационные товары.

Затраты на инновации в 2008 году составили 1,7 млрд. рублей, что в 1,3 раза выше уровня предыдущего года. По организациям промышленных видов деятельности затраты увеличились в 1,5 раза и составили 1,4 млрд. рублей. Интенсивность инновационных затрат, измеряемая их удельным весом в общем объёме отгруженной продукции, в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Однако величина затрат остается явно несоизмеримой по сравнению с реальными потребностями в расширении выпуска принципиально новой конкурентоспособной продукции.

Рис. 3. Интенсивность инновационных затрат, %

Среди всех инновационных совокупностей предпочтение отдавалось технологическим инновациям, из которых 59,6 процента составляют затраты организаций на производство машин и оборудования.

Впервые за длительный период наблюдения процессные инновации преобладали над продуктовыми. В структуре затрат на технологические инновации их доля в 2008 году составила 57,7 процента:

Рис. 4. Затраты по типам технологических инноваций в % к итогу.

В структуре затрат по видам инновационной деятельности приобретение машин и оборудования, необходимых при внедрении инноваций, доминирует над другими видами деятельности. В целом по области на эти цели направлено 63,1 процента всех затрат на технологические инновации (в 2007 году - 59,3%). Исследования и разработки занимают в структуре инновационных затрат значительно меньшую долю - 8,2 процента (в промышленности – 9,9%), что обусловлено, с одной стороны, выраженным стремлением организаций к практической реализации нововведений, а с другой стороны - низкой капиталоемкостью научной деятельности из-за невысокой оплаты труда исследовательского персонала. Научным обеспечением нововведений наиболее активно были заняты организации видов деятельности «металлургическое производство» (76,2% общих затрат на инновации) и «производство автомобилей» (68,4%).

 

 

Рис. 5. Затраты на технологические инновации в 2008 году
по видам инновационной деятельности, в процентах к итогу

(по организациям промышленных видов деятельности)

 

В структуре затрат сохраняются резкие диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Так, организации области явно не уделяют необходимого при внедрении нововведений внимания обучению и подготовке персонала и маркетинговым исследованиям, на которые в совокупности приходится менее одного процента инновационных затрат. Недопустимо малы затраты на приобретение программных средств и новых технологий – по сравнению с предыдущим годом они сократились соответственно в 8,6 и 23,6 раза.

Особенности количественных и качественных параметров инновационных затрат, отмеченные выше, обусловлены в основном ухудшением финансового состояния организаций из-за кризиса и сложившимися условиями финансирования.

Финансирование затрат на технологические инновации осуществлялось в основном за счет собственных средств организаций (83% общей суммы затрат). Государственное участие в инновационных затратах в 2008 году ограничилось лишь 0,07 процента (табл.5).

Таблица 5

Затраты на технологические инновации
по источникам финансирования

млн. рублей

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Затраты на технологические инновации – всего 279,7 262,0 259,3 380,4 501,8 1273,9 1669,2
в т. ч. по источникам финансирования:              
собственные средства организации 161,8 139,1 258,8 380,4 416,2 1120,1 1389,9
федеральный бюджет 8,0 10,8 - - - 8,5 1,2
бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты 0,5 1,6 0,5 - - - -
внебюджетные фонды - - - - - - -
прочие 104,9 110,5 - - 85,6 145,3 278,1
Затраты, выполненные с привлечением кредитов и займов 130,9 110,5 - 7,0 8,6 145,3 269,4

 

Наибольшие трудности в осуществлении инноваций связаны с экономическими проблемами. По результатам обследования технологических инноваций главным фактором, препятствующим инновациям, признан недостаток собственных денежных средств. Следующим по значимости фактором организации отмечают недостаточную финансовую поддержку со стороны государства, высокую стоимость нововведений (табл.6).

Среди факторов производственного характера организации в первую очередь выделяют свой собственный низкий инновационный потенциал, определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве и недостаток квалифицированного персонала.

В силу указанных факторов в течение последних трёх лет инновационная деятельность была серьёзно задержана в 19 организациях, прекращена в 16 организациях, а 19 – её даже не начинали. Количество серьезно задержанных инновационных проектов – 45, остановленных – 32 и даже не начатых – 55.

Важнейшую роль в активизации инновационной деятельности играют интенсивные информационные взаимосвязи, обеспечивающие обмен потоками знаний. В качестве источников информации об инновациях наиболее высокий рейтинг имеют потребители продукции, которые обеспечивают достаточно полное и объективное представление о рыночном спросе.

 

 

Таблица 6





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: