Метод индексации затрат

Метод индексации затрат заключается в индексации фактически понесенных правообладателем в прошлом затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности к дате оценки. При проведении индексации следует руководствоваться индексами изменения цен по элементам затрат. При отсутствии доступной достоверной информации об индексах изменения цен по элементам затрат возможно использование индексов изменения цен по соответствующим отраслям промышленности или других соответствующих индексов.

Метод тренда исторической стоимости

Во многих случаях затратный подход занижает стоимость торговой марки, однако, существует один метод на основе затратного подхода, который иногда используется для оценки стоимости маркетинговых нематериальных активов — метод тренда исторической стоимости. В данном методе идентифицируются фактические исторические затраты на развитие или приобретение актива, а затем с помощью соответствующих коэффициентов на основе индекса инфляции строится тренд до момента оценки. При использовании этого метода важно включать только затраты, связанные непосредственно с разработкой или приобретением рассматриваемых торговых марок. Эти затраты обычно включают, например, рекламные и содействующие расходы, юридические издержки и регистрационные сборы.

В принципе, исторические расходы на рекламу и продвижение торговой марки можно получить из различных исторических отчетов, подготавливаемых компаниями. Может потребоваться включение и других затрат, относящихся к разработке торговой марки — через изучение подробных отчетов о прибылях и убытках, а также в результате обсуждений проблемы с руководством. Следует вносить трендовые поправки в исторические расходы для того, чтобы они отражали текущие цены, по состоянию на дату оценки.

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА

Несмотря на то, что применимость затратного подхода для оценки НМА ограниченна, он может оказаться единственно возможным при определении стоимости, к примеру, программных продуктов собственной разработки. Основным достоинством методов затратного подхода является их относительная методологическая простота.

Основными же недостатками методов данного подхода являются:

a) невозможность установления уровня полезности анализируемого объекта НМА для его пользователя;

b) невозможность полного выделения всех затрат на получение анализируемого объекта НМА в связи с неявным характером многих их статей;

c) высокая трудоемкость применения для оценки общего объема НМА крупных диверсифицированных предприятий.

В связи с этим, методы затратного подхода самостоятельно используются только в сфере купли-продажи отдельных ОИС, а в сфере же внутрикорпоративных трансакций обычно применяются в качестве вспомогательного и дополняющего инструмента к доходному (рентному) подходу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: