Охрана окружающей среды от шумовых воздействий

 

12.4.1 Подраздел по охране окружающей среды от шумовых воздействий должен содержать:

- общую ситуационную обстановку с уровнем шума на территории, прилегающей к проектируемому объекту, в районах жилой застройки (существующие источники шума, вклад объектов промышленного транспорта в картину шумового загрязнения окружающей среды);

- характеристику местности с точки зрения распространения шума: преобладание ветров, существующие шумозащитные объекты и сооружения (холмы, возвышенности, лесные полосы, искусственные шумозащитные сооружения);

- характеристику и местоположение жилых строений с точки зрения обеспечения мероприятий защиты от шума;

- наличие природных объектов с обитанием диких животных и животноводческих хозяйств;

- результаты расчета уровня звука, графические материалы с нанесенными источниками шума, расчетными точками, изолиниями распространения шума.

12.4.2 Источниками внешнего шума на железнодорожном транспорте являются:

- подъездные и технологические железнодорожные пути при движении по ним поездов;

- сортировочные, промежуточные и грузовые станции при маневровых передвижениях, сортировочной работе, работе вагонных замедлителей, работе громкоговорящей связи и др.

- предприятия и сооружения по обслуживанию и ремонту подвижного состава и пути – депо, пункты технического осмотра, экипировочные устройства, путеремонтные мастерские и др.;

- погрузочно-разгрузочные и складские территории.

12.4.3 Шум поезда слагается из шума локомотива и вагонов. При работе тепловозов наибольший шум отмечается у выпускной трубы двигателя, где уровни звукового давления достигают 100-110 дБА. На расстоянии 50 м от крайнего пути наружный шум тепловоза составляет 83-89 дБА.

Шумы возникают от ударов в ходовых частях локомотивов, тележек грузовых вагонов, от колебаний тормозных тяг, колодок, ударов автосцепки и др. большой шум создают также вентиляционные системы, состоящие из мотор-вентиляторов и воздухопроводов.

12.4.4 Основным источником шума вагонов являются удары колес на стыках и неровностях рельсов, а также трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса. Дефекты поверхности рельсов вызывают вибрации и удары, снижают устойчивость рельсов и верхнего строения пути в целом, приводят к повышению шума на 10 дБА.

12.4.5 Шумовыми характеристиками для потоков железнодорожных поездов является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА и максимальный уровень звука LАмакс, дБА на расстоянии 25 м от оси ближнего к расчетной точке пути.

12.4.6 На уровень шума от движения автомобильного транспорта оказывает влияние:

- категория и назначение дорог;

- характеристики и структура транспортных потоков:

- объем перевозок и интенсивность движения;

-неравномерность дорожного движения (оцениваемая величиной суммарных ускорений и замедлений на участках автодорог);

- конструктивные особенности дорог (наличие уклонов, эстакад, тоннелей и т.д.);

- время суток;

- поверхностный покров прилегающей территории, наличие лесонасаждения и строений вдоль автодорог.

12.4.7 Шумовыми характеристиками источников внешнего шума для транспортных потоков на улицах и дорогах является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения.

12.4.8 Расчетные точки на территориях, непосредственно прилегающих к жилым и общественным зданиям, следует намечать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций этих зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и верхнего этажей зданий.

В тех случаях, когда защищаемое от шума здание расположено на расстоянии свыше 100 м от источника шума, расчетные точки допускается располагать только на уровне середины окон верхнего этажа.

Расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов, кварталов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ следует намечать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от поверхности предпочтительно в зоне видимости источника шума.

12.4.9 Акустический расчет должен производиться в следующей последовательности:

- выявление источников шума и определение их шумовых характеристик;

- установление на графическом материале местоположения расчетных точек;

- определение путей распространения шума от источника (источников) до расчетных точек и потерь звуковой энергии по каждому из путей (снижение за счет расстояния, экранирования, звукоизоляции ограждающих конструкций, звукопоглощения и т.д.);

- определение ожидаемых уровней шума в расчетных точках – LАр.т.;

- определение требуемого снижения уровней шума на основе сопоставления ожидаемых уровней шума с допустимыми нормативными значениями;

- разработка мероприятий по обеспечению требуемого снижения шума;

- поверочный расчет ожидаемых уровней шума в расчетных точках с учетом выполнения шумозащитных мероприятий.

Акустический расчет следует проводить по уровням звукового давления L, дБ, в восьми октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц или по уровням звука по частотной коррекции «А» LА, дБА. Расчет производят с точностью до 0,1 децибела, окончательный результат округляют до целых значений.

12.4.10 Нормы допустимого шума в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц для постоянного и непостоянного шума принимаются согласно СНиП 23-03-2003, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, ГОСТ 12.1.003-83.

12.4.11 В случае, если результаты расчета уровня шума в расчетной точке превышают нормативные значения проектными решениями должны быть предусмотрены шумозащитные мероприятия.

12.4.12 Для защиты от шума при проектировании объектов промышленного железнодорожного транспорта рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:

- для пропуска грузовых поездов трассу выбирать в обход города, поселка, животноводческих хозяйств, а сортировочные станции по возможности размещать за пределами населенных пунктов и территорий предприятий;

- отделять железнодорожные пути и станции от жилой застройки городов, других населенных пунктов, животноводческих хозяйств разрывами согласно действующим санитарным нормам; сортировочные и грузовые станции рекомендуется проектировать от жилой зоны на расстоянии не менее 200 м;

- строительство зданий нежилого назначения (склады и многоэтажные гаражи ленточного типа) целесообразно осуществлять в полосе между железнодорожными путями и жилыми массивами;

- использование при проектировании естественного рельефа местности;

- в районах, где железнодорожный путь проходит в непосредственной близости от густонаселенных кварталов или больниц, школ и т.п., необходимо его экранировать с помощью шумопоглощающих экранов (заборов), полосами зеленых насаждений.   Изгороди, деревья и другие зеленые насаждения снижают шум при достаточной ширине посадок, например, при ширине полосы зеленых насаждений в 50 м на 5-10 дБА.

12.4.13 На механизированных горках сосредоточены наиболее интенсивные шумы сортировочных станций. Величина излучаемой мощности при работе замедлителей достигает 110-120 дБА. При расторможении замедлителей сжатый воздух поступает в атмосферу, шум от выхлопа при этом составляет 115-120 дБА. При ударе вагонов и частей замедлителя шум достигает 95-105 дБА.

Для борьбы с шумом вагонных замедлителей следует предусматривать установку глушителей шума различного типа.

Кроме того, для снижения шума на сортировочных станциях применят установку гофрированных экранов размером 13х2,9 м, наклоненных в сторону горочных замедлителей. Они обеспечивают снижение шума на 25 дБА. Применение железобетонных экранов со слоем стекловаты в качестве шумопоглощающего материала снижает шум на 30 дБА.

12.4.14 Для снижения шума от громкоговорящей связи железнодорожных станций следует: при установке репродукторов ориентировать их направленность таким образом, чтобы звук громкоговорителей минимально был направлен в сторону селитебной территории; заменять мощные громкоговорители менее мощными, с большим числом точек установки; в ночное время предусматривать снижение громкости передач и отключение ряда точек, расположенных вблизи зданий; предусматривать замену звуковых сигналов световыми указателями, уменьшать высоту подвески громкоговорителя; применять другие виды связи, уменьшать число подаваемых звуковых сигналов.

12.4.15 На предприятиях по ремонту подвижного состава снижение шума достигается путем автоматизации производственных процессов, применения безударных технологий, внедрения звукоизолирующих и звукопоглощающих конструкций, глушителей шума.

Применение гидравлических и пневматических прессов взамен ударной правки люков полувагонов, бортов платформ снижают воздействие шума в 5-6 раз. Эффективно также применение специального малошумящего инструмента для заклепочных и обрубочных работ, при разборке обшивки вагонов; применение форсунок низкого давления при работе нагревательных печей, использование полупроводниковых выпрямительных установок на электромашинных выпрямительных агрегатах, звукоизолирующих ограждений в виде отдельных кабин, кожухов, изолированных помещений для деревообделочных станков, процессов обдувки деталей сжатым воздухом, вентиляционных агрегатов, заточных станков и др.

Стенды для силовых испытаний локомотивов должны ограничены звукоизолирующими экранами, которые снижают уровень шума до 15 дБ на расстоянии 30 м от источника.

Снижение шума при реостатных испытаниях тепловозов достигается выбором мест испытаний, удаленных от жилых зданий. В пунктах испытаний, расположенных вблизи зданий, применяются закрытые стойла и экранирующие сооружения.

Эффективным способом подавления шума работающих компрессорных установок для нужд железных дорог предприятий является расположение их в отдельных изолированных помещениях, а для мотористов компрессорщиков использование шумозащитных наушников и др. средств индивидуальной защиты.

Применение глушителей в компрессорных установках снижает уровень шума на 15-20 дБ.

Защита от шума при выполнении песко- или дробеструйной обработки и механизированной окраски состоит в автоматизации этих технологических процессов.

12.4.16 Шум, производимый грузоподъемным оборудованием, можно снизить за счет уменьшения скорости движения машин, установки звукоизолирующих кожухов на двигатели, замены некоторых механических агрегатов гидравлическими или пневматическими, установки резиновых прокладок между трущимися металлическими поверхностями.

12.4.17. Выбор средств снижения шума, определение необходимости и целесообразности их применения следует производить на основе акустических расчетов и технико-экономических обоснований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: