II Опытно – экспериментальная работа по саморазвитию детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно – ролевой игры

 

 2.1 Методика опытно – экспериментальной работы

 

Задачи опытно – экспериментальной работы:

1. Определить уровень саморазвития детей среднего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре.

2. Организовать педагогические условия в работе по саморазвитию детей в сюжетно ролевой игре. Разработать рекомендации по повышению уровня саморазвития детей средством ролевой игры.

3. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

На первом этапе, констатирующим эксперименте, были взяты следующие критерии: особенности поведения детей в игре (внимательно слушает или отвлекается), особенности процесса выполнения задания (степень самостоятельности в использовании умений, степень активности и устойчивости отношения, реакция на неудачу или затруднения), творческие проявления детей в игре (самостоятельная творческая деятельность, положительное самоощущение).

Для проверки критериев была подобрана диагностика исследования, направленная на выявления уровня развития ребенка в игре.

На втором этапе, формирующем эксперименте, нам необходимо было создать педагогические условия, при которых будет происходить саморазвитие детей среднего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре.

Третий этап, контрольный, был направлен на определение эффективности использования сюжетно – ролевых игр как средства саморазвития детей. Он осуществлялся по методикам аналогичным констатирующему этапу исследовательской работы.

 

  На констатирующем этапе эксперимента планируется

Цель: выявить уровень саморазвития детей в сюжетно – ролевой игре.

Задачи:

· провести диагностику экспериментальной и контрольной групп для выявления уровня развития сюжетно – ролевой игры.

· Провести сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп

С этой целью использовать методику Н.Ф.Комаровой по выявлению уровня развития ребенка в игре.

1.1Методика

Методика проводится в экспериментальной и контрольной группах в течение месяца.

Ход исследования в экспериментальной группе

Протокол №1

«Игра «в семью».

Группа из девочек и мальчиков: Б.Катя, Ф.Даша, С.Лера, Ш.Настя, К.Антон, Е.Руслан, И.Даша, С. Денис, Д.Семен, Л.Руслан. Инициатор игры – Даша. Даша: – Я мама, если хотите играть со мной в семью, то будете дочками. Только, чур, во всем меня слушаться! Идите гулять! Я буду варить обед. Она отталкивает девочек от стола. Сама начинает готовить: чистить игрушечным ножом морковку, ставит на плиту кастрюлю. На глаза ей попадается телефон. Достаточно высокий уровень игровых навыков и представлений позволяет ей, и варить и звонить по телефону, но говорит громко, грубо с воображаемым собеседником. Вероника берет утюг: «А можно я поглажу белье?». Даша отнимает утюг: «Нечего делать, ты только все испортишь, сама без тебя поглажу». Вероника уходит в сторону, садится на стульчик, плачет. Даша не обращает внимание. Подходит воспитатель: «У вас ребенок обиделся, сильно плачет, надо его пожалеть». Даша: «Ничего, поревет – поревет, да и перестанет». Воспитатель успокаивает Веронику, предлагает ей поиграть в настольно-печатную игру. Даша доваривает обед и зовет кушать своих «дочек». Катя все это время наблюдающая за Дашиной игрой, отворачивается и уходит играть с другими детьми, говорит: «Я с тобой играть не буду, играй одна». Настя садиться за стол. Даша ставит перед ней тарелку и приказывает» «Ешь, ешь – это суп». Настя: «Я суп не люблю». Даша: «А кто тебя спрашивает? Я же мама, сказала, ешь, значит ешь и не командуй». Подходит Антон: «Во что играете? Можно мне с вами, я буду папа». Даша: «Мы и без папы обойдемся, уходи». Руслан, Семен, Денис: «А мы будем гостями. Можно мы за стол сядем? Гостей всегда надо угощать». Даша толкает их: «Уходите, вы только мешаете!» Даша замечает у Руслана в руках коробку с кубиками, выхватывает её и ставит на стол, а Руслан, молча, уходит. Стол завален игрушками, они падают со стола, но Даша на это не обращает внимание. Игра длится 15-20 минут до тех пор, пока за Дашей не приходит мама, игра заканчивается.

Оценка: Из этого наблюдения видно, что хотя взаимодействия в игре были высокими по длительности и числу играющих детей, но по нравственному содержанию игра оказалась на низком уровне. Мы понимает, что главная из задач по формированию коллектива у детей – это научить их играть дружно и стараемся, чтобы дети поняли, что играть дружно – это и бережное отношение к постройке товарища, и умение пожалеть и заступиться за тех, кого обижают, вежливо попросить о чем-то товарища, разговаривать спокойным, дружелюбным тоном. В нашей группе дети в основном дружелюбны, но есть и такие, кто проявляет избирательность в выборе партнера по игре. Такой является Даша.

Ход исследования в экспериментальной группе

Протокол №2

 Игра в «семью».

Воспитатель (предлагает нескольким не занятым игрой детям): Паша, Катя, Лера, Владик, а не поиграть ли нам в «семью». Дети с радостью соглашаются. Воспитатель: А как мы распределим роли? Катя: Я буду мама, а можно папой будет Паша? Воспитатель: Надо у него спросить, согласен ли он. Паша: Нет, я лучше буду вашей собачкой. Владик: А я, как раз, папой буду, я же большой (в смысле высокий). Воспитатель: Лера, а ты кем хочешь быть? Лера: Ну, раз мама уже есть, тогда я буду дочкой. Воспитатель: Ребята, а вы меня в свою игру возьмете? Дети: Возьмем, а кем? Воспитатель: Я была бы бабушкой Леры, т.е. мамой для Кати, старенькая такая, больная, вижу плохо. Дети соглашаются. Воспитатель садиться на стул в уголке и делает вид, что вяжет. Катя (обращаясь к Семену) Папа, отведи, пожалуйста, погулять собаку, а я пока дочке обед сварю. (Папа и собачка уходят, Катя варит кашу, накрывает на стол, ставит 5 приборов). Лера: А можно я буду тебе помогать? Я тоже могу я же большая дочка, в школу уже хожу. Катя: Можно, только сначала иди и хорошенько руки вымой с мылом. Лера «моет руки», раскладывает ложки, садиться за стол. С прогулки возвращаются Папа и собачка. Собачка «громко лает», «встает» лапками на стол. Бабушка, прикрыв лицо рукой, всем своим видом показывает, что у нее болит голова. Семен: Успокойся, нельзя шуметь, у нас бабушка болеет, (собачка садится за стол). Воспитатель: А разве собачки за столом едят? Катя: Настоящие собачки не едят, а наша не настоящая, ей можно. Все сидят за столом, кроме бабушки, бабушка вздыхает: «Ох, как бы я с удовольствием каши поела»… Катя: Идите, идите к нам, если вы можете, а если нет, вам принесем тарелку. Владик: Я ухожу на работу. Бабушка: Что-то у нас в доме хлеба нет, кто сходит в магазин? Катя идет в магазин, берет с собой Леру, потом вдруг вспоминает: «А где я буду хлеб покупать? У нас же нет магазина и продавца?». Паша: Я буду продавцом (ему надоело быть собачкой и он берет на себя другую роль). Я сначала буду продавцом, а потом буду ездить на машине. Семен: А я доктором работаю, приходите ко мне лечиться. Воспитатель-бабушка обращается к Кате: «Дочка, ты бы позвонила Паше. Может он меня отвезет в больницу на своей машине. Я сама-то и не дойду». Катя звонит по телефону. Паша из стульчиков строит машину, усаживает бабушку и, крутя «баранку» «отвозит» ее к «доктору», который сидит за столом и перекладывает медицинские принадлежности. Бабушка: Что-то у меня голова болит. Владик: Сейчас мы вам сделаем укол и таблетки дадим, только у нас нет медсестры. Подходит Даша, она соглашается быть медсестрой, делает укол. К «доктору» выстраивается очередь пациентов, и дети начинают играть в «больницу». Игра проходила 20-25 минут в спокойной обстановке, дети говорили ровным, негромким голосом, были взаимно-вежливы, предупредительны по отношению к старшему (бабушка) и друг к другу.

Оценка: Воспитатель играл с детьми «на равных», со многими детьми вступал в ролевое взаимодействие, активизировал ролевой диалог, у детей сформировалось умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Увеличилось как число играющих детей, так и качество игры.

Результаты исследования занесены в сводные таблицы:

 

уровни

 

 

Констатирующий эксперимент

 

Контрольная группа   %   Экспериментальная группа   %  
Абсолютное число       Абсолютное число      
       

 

Формула вычисления % к=(m *100)/n, где

К-среднее арифметическое

n- Количество детей

m- Общее количество детей

 

На формирующем этапе исследования планируется

Цель формирующего этапа исследования: определить наиболее оптимистические педагогические условия для саморазвития детей в сюжетно – ролевой игре.

Задачи:

· разработать систему сюжетно – ролевых игр, которые будут способствовать саморазвитию детей

· способствовать формированию детского коллектива

Воспитателю была предложена схема ролевой игры, цель которой: расширение диапазона ролей, использовать в работе объединения одним сюжетом несколько ролевых игр. (приложение №)

1. воспитатель обозначает себя внешним знаком новой роли и организует простейшую игровую обстановку.

2. затем приглашает в игру несколько детей, привлекая их внимание к созданной игровой обстановке и своему внешнему виду.

3. специально для детей словесно обозначает себя как носителя новой роли, кратко поясняет, с какими игровыми действиями оно связано.

4. объясняет причину, почему эта роль не может быть разыграна в одиночку, с помощью привлекательных атрибутов побуждает детей включиться с совместную игру с ним в той же роли, что и взрослый.

5. помогает желающим принять новую роль.

6. начинает совместную игру уже известных детям игровых действий, а затем, по мере разворачивания общей игры, предлагает каждому ребенку поставить индивидуальную игровую цель.

7. вновь возвращает детей к известным игровым действиям.

8. в завершении поощряет всех детей за участие, предлагает в следующий раз еще так хорошо поиграть вместе.

Ход исследования в экспериментальной группе

Протокол №2

 «Игра «Скорая помощь "

 В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или, если заболел ночью, то, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли.

Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в "Скорой помощи" принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает вести диалог больного и врача, помогает сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия оказывается помощь педагога (показ, пояснения действий). Когда врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т.д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье, потом уезжает. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

Оценка: дети при помощи педагога успешно справляются со своими ролями и действиями выбранных ролей.

Ход исследования в контрольной группе

Протокол №2

   «Игра «Моряки» «Прогулка по реке»

 Педагог рассматривает с детьми заранее построенный корабль. Его части - нос, корму, палубу, оборудование: трубу, штурвал, мостик для капитана и рулевого, скамейки для пассажиров, флажки. Беседует с детьми о назначении каждого предмета, о действиях капитана, рулевого, матроса и их обязанностях. Затем педагог предлагает детям совершить прогулку по реке, распределить роли.

В процессе игры дети действуют по инструкции педагога, которая дается в игровой форме, как прямо, так и косвенно.

Капитан дает рулевому и матросу команду занять свои места. Они отвечают на данную команду. Рулевой и матрос по трапу-лесенке поднимаются на корабль. Капитан предлагает пассажирам, желающим прокатиться на корабле, подняться на палубу и занять свои места. Когда все сядут, капитан дает команду матросу о том, что надо убрать трап. Матрос выполняет команду и дает ответ капитану. Затем капитан приказывает убрать якорь, сообщает пассажирам об отплытии корабля, дает команду рулевому и отдает команды о ходе корабля, например: "Право руля! Так держать!" Педагог говорит, о том, что важно, чтобы рулевой отвечал ему четко о выполнении действий. Капитан предлагает пассажирам посмотреть налево, затем направо и т.п. Через некоторое время корабль причаливает к берегу, капитан, рулевой и матрос обмениваются командами и ответами об их выполнении. Корабль причаливает к берегу, там красивая цветочная поляна, пассажирам предлагается погулять, нарвать цветов. Пассажиры выходят, имитируют сбор цветов, плетут венки, лежат и загорают на полянке (действия выполняются по показу взрослого).

Через некоторое время капитан приглашает всех подняться на корабль, сообщает, что корабль возвращается в город. Пассажиры поднимаются, рассаживаются по своим местам.

Капитан снова отдает команды по отплытию, по ходу корабля по реке и т.п. Корабль причаливает в деревне, отдаются команды. Капитан прощается с пассажирами, они уходят домой, а команда наводит порядок на корабле и отправляется на отдых.

Оценка: под четким руководством педагога и имеющимся запасом знаний дети справляются со своим заданием, но имеют некоторые затруднения.

 

На контрольном этапе исследования планируется

Цель:

1. определить, на основе анализа, и проверить педагогические условия способствующие развитию игры.

2. провести диагностику детей экспериментальной и контрольной групп для выявления уровня развития игры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: