Проблема саморазвития у дошкольников в психолого-педагогичсеской литературе

Введение

Актуальность. На современном этапе со стороны ученых и практиков (педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемам и психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки и сопровождения саморазвития, переориентации всей системы образования с учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и самопознанию.

 На современном этапе существует проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Проблема исследования. Вышесказанное обозначило проблему нашего исследования: при каких педагогических условиях сюжетно ролевая игра будет влиять на саморазвитие  ребенка среднего дошкольного возраста.

Цель. Решение данной проблемы стало целью нашего исследования:  выявить педагогические условия, при которых будет происходить саморазвитие ребенка среднего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс саморазвития детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие саморазвитию ребенка среднего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предположили, что саморазвитие детей дошкольного возраста станет выше, если педагог:

1) разработает и проведет систему сюжетно ролевых игр («магазин», «больница», «шоферы» и т.д.);

 2) будет активно включать детей в коллективную деятельность.    

Задачи:

1) на основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «игра», «сюжетно ролевая игра», «развитие», «саморазвитие» применительно среднему дошкольному возрасту;

2) выявить и на основе анализа психолого-педагогической литературы проверить педагогические условия, влияющие на саморазвитие ребенка среднего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре;

3) определить уровень саморазвития детей среднего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре.

Методы исследования. В работе использовались теоретические методы: изучение и анализ справочной, психолого-педагогической литературы, составление библиографии, оформление выводов; эмпирические: наблюдение за поведением и деятельностью детей, эксперимент, математическая обработка результатов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

База исследования. МДОУ-д/с№18 с.Ракитное, Дальнереченского района  Приморского края.

I.Теоретические основы проблемы саморазвития ребенка среднего дошкольного возраста средствами сюжетно ролевой игры

Проблема саморазвития у дошкольников в психолого-педагогичсеской литературе

 На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили несколько определений понятия «развитие». Итак, развитие - это последовательные и закономерные изменения в психике и биологической природе человека; развитие – это количественные и качественные изменения в личности; развитие - это не количество знаний, которые получил будущий школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности; развитие – не получение готовых знаний, а умение их добывать; развитие - не наличие знания, а умение определять свое незнание [3].

Саморазвитие – необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получают достаточно примеров саморазвития от взрослых и развивают собственные творческие способности. Уже в дошкольном возрасте растущий ребенок может осуществить эти жизненно важные принципы в игровой деятельности – ведущей в данном возрастном периоде.[11]

Вопросы саморазвития личности нашли более широкое освещение в трудах отечественных психологов, изучавших понятие и процесс саморазвития личности (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн Д.Б. Эльконин и др.). Саморазвитие понималось, как способность творить новые формы бытия, открывать собственное «Я». Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений.[2,11]

Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования.[7]

Саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом собственного развития. Самоактуализация — реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.[15]

Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них — игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

  В целом следует отметить, что период дошкольного детства — период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее, в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.[9]

Наши исследования в значительной степени опираются на следующие современные теории: содержание профессионального образования как средство развития и саморазвития личности (Г.А. Бордовский, В.А. Болотов, Б.С. Гершунский, Т.Я. Гальперин, И.Л. Лернер, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов и др.); деятельности как условия развития личности (А.А. Бодалев Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.В. Петровский и др.); научного моделирования (Э.А. Араб-Оглы, В.Г. Афанасьев, А.Ф. Зотов, В.А. Караковский, В.А. Штофф и др.); психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпрангер, К. Юнг и др.); развития личности (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Н.Н. Нечаев, А.Е. Одинцова, А.В. Петровский, А.И.Щербаков, и др.).

Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. В исследованиях советских и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Лишбер, Георг Клаус, К.Г.Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.[3,4]

Игра – самовыражения человека, способ его совершенствования.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Изучением теории ролевой творческой игры занимались: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П.Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Р. М. Римбург, Р. И. Жуковская, А. В. Черков, Т. А. Маркова, Н. Я Михайленко, Р. А. Иванкова и т.д.[3,4]

Сюжетно ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры. Роль является основным стержнем сюжетно ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т.д.), роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжет игры – это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу. Например, игра в «Поездку на дачу» может протекать так: сначала все вместе «едут на дачу» на «машине», затем «папа» копает и поливает грядки», «мама» готовит «еду», а дети ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за грибами или ягодами и так далее.[4,6]

Сюжетно-ролевые игры помогают ребёнку успешно "переваривать" любые события, которые сильно потрясли или задели его, - радостные или страшные, печальные или обидные. В игре малыш может много раз переживать новогодний праздник или посещение цирка - до тех пор пока эмоционально не "насытится" этим опытом. Точно так же он может многократно проживать те чувства, которые вызывает у него любимый мультик или книжка.[6]

Игра позволяет также "переиграть" события, которые закончились неудачей, помочь примириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение (поступление в школу, поездка в гости или на рыбалку и тому подобное).

Творческой сюжетно ролевой игре присуще специфические мотивы. Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. У младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие с привлекательными для него предметами. Мотив – воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.[7]

Своеобразие содержания сюжетно ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования советских педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой) показали, что общественная жизнь взрослых в её проявлениях служит основным содержанием творческих сюжетно ролевых игр детей. Дети отражают в играх быт семьи: уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и развлечения и т.д.; жизнь детского сада – труд воспитателя, медсестры, няни, врача, повара; жизнь самих детей: занятия, прогулки, праздники.

 Разнообразие сюжетов и содержания творческих игр определяет необходимость классифицировать их. В зависимости от сюжета психологи и педагоги делят игры на три группы: а) бытовые игры (отражающие быт семьи и детского); б) игры на темы труда; в) игры с общественной тематикой. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить игры драматизации.

Они подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.

В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.[13,1]

С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.[8]

В структуре игровой деятельности сюжет как основной компонент игры включает персонаж, жизненную ситуацию, действия и отношения персонажей.

Сюжетно ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности умения надо воспитывать: они не формируются сами. Сущность воспитательного воздействия сюжетно ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта.[5]

 

 

1.2. Влияние сюжетно ролевых игр на саморазвитие детей среднего                               дошкольного возраста.

 

 

Педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как:

полифункциональность – возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса.[12]

Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.

Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.[9,12]

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.[8]

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.

Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.

Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра-практика развития. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.

В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.

Потребность в игре зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского показана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр.

Как правило, у детей к школьному возрасту свертывается интерес к творчеству, ребенок начинает критично относиться к нему.

«Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства».

Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающих игру.

Взрослый человек, который уже совершил выбор одного из возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, а игра позволяет ему в условном плане прочувствовать другие возможные варианты жизни, не использованные в реальном плане.

Умение людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим. Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.[13,15]

Как уже отмечалось выше, игра – это, прежде всего, процесс творческий,

Но у многих складывается стереотип, что творчество – удел избранных, но Л.С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте», опровергает эту мысль. Если понимать творчество: «как необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, и в чем заключается, хоть йота нового, все равно будет ли это созданное… какой- нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…». То легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе, как в самом раннем детстве, так и у взрослых людей.

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своего высшего уровня. В игре в качестве последующего звена между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.

Принципы игрового общения, обеспечивающие саморазвитие личности следующие:

1.Самоцельность и самоценность. Сущность игры в её процессе, а не в продуктовом результате, который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не предусмотренный и необязательный.

2.Основной мотив вступления в игровое общение-потребность человека не как биологического или социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.

3.Добровольность. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, вырабатываются в процессе игры.

4.У игры своя особая пространственно-временная организация. Игра искусственна, идеальна, поскольку условна. У неё есть свои правила, свои роли, вой сюжет, вои игровые задачи. Вне правил игра бессмысленна.

5.Игра всегда конкретна, ситуативная, уникальна, неповторима.

6.Трехплановость. Каждый участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную функцию и игровую роль. Последняя задаётся условиями игры. Социальная функция дана субъекту как члену определенного социума (каждый объект в этом случае функционер). Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.

Разумеется, ни один из приведенных принципов игрового общения не «работает» изолированно от других.[7,9,10]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: