Анализ результатов контрольного этапа исследования

При использовании критериев было выявлено (как в контрольной так и в экспериментальной группах), что  больший процент детей имеют средний уровень развития игры. (приложение №)

уровни

 

 

 

Констатирующий эксперимент

  Контрольная группа     %   Экспериментальная группа     %  
Абсолютное число   Абсолютное число  
Высокий    0 0 0 0
Средний    7 70 8 80
Низкий    3 30 2 20

Проведя исследовательскую работу с десятью детьми среднего дошкольного возраста, мы выявили средний уровень саморазвития детей в ролевой игре. Многие дети используют игрушку в качестве партнера по игре, заменяющую игровое общение со сверстниками. Построение сюжета осуществляется на основе предметно – действенного замещения (действия с игрушками – кормление, укладывание и др.), что характерно для детей 3-х лет. Дети отражают лишь внешний рисунок роли – действия, некоторые обороты речи. Несформированность обозначающих и поясняющих действий не позволяет согласовывать замыслы с партнерами по игре. Игровая  деятельность детей часто разворачивается параллельно, контакта между играющими детьми практически нет. В связи с этим не создается общая для ее участников эмоционально привлекательная атмосфера. В то же время, дети играют в сюжетно ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Вербальные пояснения изобразительных игровых действий отсутствует, что ведет к непониманию действий партнера и рассогласованию замыслов детей в игре. Игра превращается в параллельную, где дети исполняют одинаковые роли и копируют действия друг друга. Для детей характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре, что приводит к «ритуализации» деятельности, следовательно, позиция субъекта игровой деятельности выражена недостаточно, так как самостоятельность и творчество – минимальны. Адресованность актов общения ситуативная и неустойчивая, аргументированность отсутствует. Преобладает отрицательный эмоциональный фон общения.

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления. 

При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предполагается "морское путешествие", то ребятам нужно задать вопрос: "Что нам понадобиться для нашего путешествия?" Они ответят: якорь для корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определяться маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.

В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило играть в Шрека, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести обоих персонажей в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.

   Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-Пауку, то это должен быть его костюм, если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюма других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: