Религия и общественная жизнь

Религия как социальный институт.

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".

К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

1. первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

2. политеистические религии - многобожие.

3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.

 

10. ПОНЯТИЕ СОЦ ГРУППЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦ ГРУПП.

Социальная группа как объект социологического изучения.

В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные. Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

 

 

СОЦ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ВИДЫ.

Методы социологического исследования.

Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами.

Методы выборочного исследования.

Историко-социологическое исследование.

Анализ документов.

Эксперимент.

Скрытое наблюдение.

Включенное наблюдение.

Полевые исследования.

32. Этапы выборочного исследования.

Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между какими-то фактами.

1. Для этого выдвигается гипотеза, т.е. предположение, что одна группа фактов находится в причинной зависимости от другой группы фактов.

2. Любое исследование имеет под собой теоретическую методологическую базу, т.е. какие-то доказанные научные положения.

3. Различают 2 вида переменных в исследованиях

- независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта.

- зависимая, которое зависит от предыдущей.

 

 

СОЦ. АНКЕТА И ЕЕ СТРУКТУРА.

. Анкета — это опросной лист, имеющий определенную структуру. Анкета имеет название и введение.

 Во введении содержится информация о целях исследования, кто проводит исследование, краткая инструкция о способе заполнения, указание на то, что анкета анонимная и желательна краткая вежливая формула.

 Источником вопросов являются задачи исследования, рабочие гипотезы(как сущностные, так и факторные), пожелания заказчика, вопросы из анкет, ранее проведенных аналогичных исследований.

 В конце анкеты содержатся вопросы о социально-демографических признаках респондента(паспортичка), таких как пол, возраст, образование, род занятий и т. п. Типы вопросов.

Открытый вопрос не содержит готовых вариантов ответа.

 Закрытый вопрос содержит заранее подготовленные ответы.

Респондент должен выбрать один или несколько вариантов.

 2. Альтернативные или развернутые вопросы. Альтернативный вопрос требует ответа «да» или «нет». Развернутый вопрос, типа «меню», содержит несколько вариантов ответа. Шкальный вопрос позволяет измерить интенсивность, силу, степень важности того или иного варианта ответа. Шкала может выглядеть в виде предложений, типа: «В большой степени», «средней степени», «небольшой степени».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: