История тагильской библиотеки

Прежде чем, рассматривать деятельность системы тагильских публичных библиотек, хотелось бы обратиться к истории. Ведь, до 1918 г. в нашем городе не существовало муниципальных, общедоступных, т.е. публичных библиотек.

Отсутствие публичных библиотек в Тагиле, в какой – то степени восполняла превосходно скомплектованная заводская библиотека, с некоторыми ограничениями обслуживавшая жителей города. Библиотека принадлежала крупнейшим заводовладельцам Урала Демидовым, которые щедро финансировали ее пополнение и содержание.

Как известно, в конце 40 - х гг. ΧIΧ в. Нижнее -Тагильские заводы посетила Аврора Карловна Демидова Карамзина, со своим мужем Андреем Николаевичем Карамзиным, сыном известного российского историографа Н. М. Карамзина. Именно Андрей Николаевич подписал 31 декабря 1853 г. «Распоряжение» об открытии в Нижнем Тагиле библиотеки. 18 января 1854 г. Заводское управление получило документ, и именно этот день считается днем рождения заводской библиотеки. В нем указывалось, что «цель учреждения библиотеки – дать возможность служащим заводов употреблять с пользою свободное от занятий время в кругу семьи, и, наконец, чтобы образовать такое место, в котором бы служащие, читая книги и рассуждая об их разных предметах, могли бы сообщать друг - другу по служебной их деятельности свои мнения и познания»[80]. Заводская библиотека стала играть главную роль в библиотечной «инфраструктуре» Нижнее - Тагильска. В 1866 г. было составлено новое «Положение» о библиотеке, в котором говорилось, что библиотека «учреждена с той целью, чтобы все, как служащие при заводах, так и жители Нижнего Тагила, могли пользоваться книгами библиотеки»[81]. А в 1898 г. издается первый печатный каталог библиотеки Демидовых, в котором числилось около 15 тыс. книг. К 1917 г. заводская библиотека в своем фонде насчитывала 17 тыс. книг и «играла важную роль в образовании и духовном развитии тагильчан»[82].

С середины 80 - х гг. ΧIΧ в. организацию общедоступных библиотек берет на себя земство. На его средства в Тагиле были открыты две бесплатные народные библиотеки: в первой части поселка при Введенском мужском двухклассном училище. Эти библиотеки предназначались для окончивших курс, их родственников и прочего местного населения. В 1895 г. в г. Н. Тагил насчитывалось уже три бесплатных библиотеки – две народные «от земства», и одна от общества трезвости («читальня при обществе трезвости»). Потребность в чтении среди всех слоев населения города росла год от года. Об этом свидетельствует широкое распространение в Нижнем Тагиле чтения вслух и открытие в 1900 г. библиотеки «Моя копейка», собранной на средства учителей и учеников Выйского двухклассного училища. На выписку книг каждый ученик еженедельно вносил 1 копейку. Отсюда и название библиотеки. Открытие библиотеки на общественных началах имело большое воспитательное значение[83].

В 1910 г. в Нижнем Тагиле «при купеческом клубе была открыта первая публичная библиотека, конечно, пользоваться ею могли только его члены – купцы и городская знать. Библиотека насчитывала до пяти тысяч экземпляров книг».

До 1917 г. в Нижнем Тагиле кроме народных и школьных библиотек имелись еще учительская и центральная ученическая библиотеки. Последняя была самой крупной после заводской библиотеки и к 1917 г. насчитывала 3067 книг, выдававшихся учащимся всех школ. Кроме того, в городе были еще библиотеки при клубах заводских служащих и купеческом, а также при заводском театре. Но рабочие заводов в эти библиотеки не допускались. Для данной категории существовали земские библиотеки по 1 в каждом районе города с весьма ограниченным книжным фондом[84].

В первые послереволюционные годы и годы гражданской войны в Нижнем Тагиле значительную роль играло земское внешкольное образование. Его главными задачами были – сохранение книжного фонда и налаживание работы библиотек. Во время гражданской войны в Тагиле действовала Центральная земская библиотека, расположенная в доме купца Е. Капылова (пр. Ленина, 11). Количество книг библиотеки – примерно 30 тыс. экземпляров. Но в конце 1918 г. Центральная земская библиотека была расформирована. Причину ее закрытия сейчас установить трудно. Документов относительно этого сохранилось немного[85].

С приходом к власти большевиков в г. Нижний Тагил было решено открыть первую общедоступную народную библиотеку. Точной даты учреждения библиотеки не установлено. Доподлинно известен лишь год – 1918.

В основу фонда новой библиотеки вошли книги из земской библиотеки, библиотеки городского собрания, некоторых частных библиотек. Но только с 1919 г. можно говорить о стабильной работе библиотеки: город был занят «белыми» с октября 1918 по август 1919 г. и скорее всего, библиотека бездействовала. Сохранившиеся в городском архиве документы уже датированы 1919 г., когда в Тагиле окончательно утвердилась Советская власть.

Первая центральная библиотека – читальня (так в самом начале называлась нынешняя Центральная городская библиотека) располагалась по адресу – улица Александровская, дом Черемных[86].

Согласно известным на сегодняшний день документам, первым директором библиотеки была Вера Стефановна Меньшикова. Коротко остановимся на ее биографии. Родилась Вера Стефановна в 1877 г. Окончила гимназию, затем поступила на библиотечные курсы и с 1911г. работала библиотекарем. Не принадлежала ни к каким партиям, жила в комнатке при библиотеке и получала жалованье 2 700 рублей в месяц.

В штате библиотеки было всего два человека: директор и молодой библиотекарь Александра Малкова. Начинать им приходилось практически с нуля. В библиотеке даже не было электрического освещения, пользовались единственной керосиновой лампой. Не было каталога, не был оборудован читальный зал.

Фонд библиотеки в 1920 г. составлял 6 849 экземпляров. Самыми популярными у населения были авторы: Л. Буссенар, Ж.Верн, А. Конан Дойль, Майн Рид, А.Дюма, В. Лажечников. Наиболее читаемая периодика – газеты «Правда», «Известия», «Уральский рабочий», журналы «Вестник знания», «Русская мысль», «Вестник Европы». В этом же 1920 г. Нижний Тагил становится уездным городом. К нему присоединены 22 волости и в 20 из них были библиотеки. Центральная библиотека получает статус уездной, начинает обслуживать население всего уезда и становится методическим центром для других библиотек.

В 1920 г. начала действовать первая детская библиотека. Библиотеку поместили в частном доме гражданина Клушина по ул. Высоковской - Первомайской[87].

В стране полным ходом идет борьба с неграмотностью. Центральня взрослая библиотека читальня активно включается в эту работу. При ней создана городская школа для взрослых, библиотекари проводят консультации для самоучек. Становятся популярными «громкие читки», «книгоношество».

Все важнейшие события в жизни страны в 20 - 30 –е гг. ХХ в. находят отражение в работе Центральной библиотеки. Проводится «трехдневник» по борьбе с туберкулезом, работа по проведению книжного займа, по реализации займа укрепления крестьянского хозяйства, Дни урожая и коллективизации. Библиотека участвует в районных культэстафетах.

В середине 20 - х гг. библиотека меняет свой адрес и переезжает в здание по улице Карла Маркса, 27.

В 1929 г. были разработаны «Правила пользования библиотекой». Запись служащих и учащихся велась по поручительству учреждения или учебного заведения, военных – по поручительству политруков или культотделов. С приезжих брали залог в размере стоимости книги, за задержку книги – штраф 100 рублей за сутки. Читатели, невозвратившие или утерявшие книги, «подвергаются судебному взысканию как за растрату народного достояния»[88].

В этом же году детская библиотека была закрыта из - за частого переезда, смены сотрудников, фонды переданы в Центральную городскую библиотеку, в которой была выделена отдельная комната для обслуживания детей.[89].

В 1930 - е гг. книжный фонд библиотеки уже составляет 19 323 экземпляра, а обслуживает 3 692 читателя. Таким образом, библиотеки не делились на взрослую и детскую системы. Обслуживали всех читателей, но 12 дней в месяц в утренние часы при Центральной библиотеке работало специализированное детское отделение, которое выделилось в самостоятельную библиотеку только в 1935 г [90].

1930 - е гг. – время бурного строительства, в стране и в нашем городе строятся промышленные гиганты, жилые дома. Работа на стройках становится основной задачей библиотекарей передвижного фонда. Открываются пункты выдачи книг в бараках, на стройплощадках Уралвагонзавода, ВЖР, Тагилстроя, рудника III Интернационала.

В 1937 г. детская библиотека переезжает во вновь открывшийся Клуб пионеров, в ней открылся читальный зал.

С началом Великой Отечественной войны библиотеки переходят на непрерывную рабочую неделю без увеличения штата сотрудников. Основной тематикой выставок, бесед, обзоров становится история России, выдающиеся герои Отечества, военные подвиги. В связи с эвакуацией на Урал, в том числе в Тагил многих оборонных предприятий возрастает спрос на техническую литературу. Открываются передвижные пункты выдачи литературы. Библиотекари посещают госпитали. Устраивают для раненых «громкие читки», пишут за них письма родным и близким под диктовку, приносят патефон и пластинки, читают сводки с фронта.

После войны в Тагиле работало около 70 библиотек. К 1947 г. центральная детская библиотека получает новое здание – первый этаж по улице Огаркова, 2. У библиотеки уже три отделения: абонемент старших читателей, абонемент младших, читальный зал.

К 1950 г. фонд Центральной городской библиотеки насчитывал 50 809 экземпляров, а штат библиотеки состоял из 10 человек. Библиотека катастрофически нуждалась в новом здании, но только в 1964 г. библиотека переезжает в новое здание по адресу проспект Строителей 1а, в котором располагается по сей день.

1960- е гг. стали переломными для отечественного библиотечного дела. В это время происходит важный этап в истории развития отечественных библиотек – централизация.

С 1983 г. Центральную библиотеку возглавляет В.П. Шуклина. С ее приходом начался новый период в жизни Центральной городской библиотеки. Такие новшества как платные услуги, работа по целевым комплексным программам, разработка инструктивного материала и т.п. оказались востребованными современными пользователями библиотеки.

За вклад в развитие культуры, развития библиотечного дела, внедрения инновационных методов коллектив библиотеки неоднократно получал высокие правительственные награды.

Центральная городская библиотека одна из крупнейших в области. К 2008 г. коллектив муниципального учреждения культуры «Центральная городская библиотека» насчитывает 140 специалистов, за год новыми читателями библиотеки становятся около 75 тысяч человек, ежегодно посещают систему более 460 000 читателей, а выдается им в среднем 1500 000 книг[91]. Ежедневно в ЦГБ записывается около 300 тагильчан, в течение одного дня библиотеки посещают 1577 читателей, которым выдается в среднем 5 000 экземпляров литературы.

Помимо ЦГБ в городе существует 160 библиотек, общее количество пользователей – 220 тыс. человек. ЦГБ объединяет 15 библиотек (73 364 пользователей) и централизованная система детских библиотек, которая объединяет 14 филиалов (36 436 пользователей). Кроме этих библиотек в муниципальном подчинении находятся 8 библиотек Министерства культуры (библиотеки музыкальных школ, художественной школы, школы искусств) и библиотеки Министерства образования (школьные). В муниципальных образовательных учреждениях города работают 73 библиотеки, в которых записано 43,5 тыс. пользователей. К ведомственным библиотекам относятся профсоюзные, технические библиотеки предприятий и учреждений. Положение этих библиотек напрямую зависит от финансового благополучия и стабильности предприятия.

Деятельность ЦГБ

Персонал сети публичных библиотек г. Нижний Тагил, считая своей приоритетной задачей повышение качества услуг и создание благоприятной гуманитар­ной среды для работы и отдыха читателей, развивает свою деятельность по следующим направлениям:

-справочно - библиографическое и информационное обслуживание,

- образовательная деятельность,

 - культурно - досуговая деятельность.

Первое направление, реализуемое Центральной городской библиотекой включает в себя работу со справочно - библиографическим аппаратом, выполнение справок, информационно - библиографическое обучение пользователей, библиографическое информирование, оперативное пополнение справочного аппарата новой информацией, ведение рубрик по актуальным темам, создание новых звеньев справочного аппарата и редакцию уже существующих каталогов и картотек.

Структурные подразделения ЦГБ в течение календарного года оказывают услуги потребителям информации, отвечая на их разовые запросы в виде справки, содержащей библиографическую информацию или же в виде консультаций. Анализ запросов свидетельствует о том, что справки запрашиваются по всем отраслям знаний: экономика, история, естествознание и т.д.

В начале 2000 - х гг. возросло количество справок по технике, медицине, физкультуре и спорту. Запросы поступают от читателей всех групп: от школьников до представителей местной власти, учреждений, организаций. Цели обращения к запросам разнообразны: учебные, самообразовательные, досуговые, производственные. Интересы студентов и специалистов примерно одинаковые и тесно связаны с уже полученной или будущей специальностью. Типичный запрос: подобрать журналы по определенной теме или дать справку о том, где можно найти периодику по нужному вопросу, которой по различным причинам в ЦГБ нет. Часто библиотекарям приходится оказывать помощь посетителям по методике поиска литературы в картотеке, каталогах, библиографических указателях, объяснять, что означают имеющиеся на ящиках и карточках цифровые обозначения[92].

К услугам читателей на сегодняшний день сотрудниками ЦГБ созданы электронные базы данных – более 115 000 названий библиографических записей, алфавитный каталог – свыше 95 тыс. карточек, систематический каталог – свыше 107 тысяч карточек. Систематическая картотека статей включает статьи по 2009 г. В ЦГБ создана уникальная краеведческая картотека, сводная картотека справочного фонда, картотека заглавий справочной литературы, картотека лауреатов премий, картотека цитат, картотека памятных дат и сценариев к ним, тематическая картотека художественной литературы.

В 2008 г. библиографический отдел принял участие в областном инновационном корпоративном проекте «Весь Урал». Отделом осуществляется поиск в поисковых системах «Гарант», «Консультант плюс». Сотрудники библиографического отдела проводят библиографические мероприятия по заявкам учебных заведений города, дают консультации по организации СБА и изменениям в ББК для библиотек Горнозаводского округа, ведут информационное сопровождение одной темы в течение года.

Пять лет назад для библиотекарей открылась совершенно новая сфера деятельности издательская. Издательская деятельность помогает библиотеке вписаться в коммуникационную среду города, уйти от безликости библиотеки. Особое внимание уделяется изданию краеведческих материалов, как в печатном, так и в электронном виде.

За последние годы было выпущено около 600 изданий, в том числе более 80- краеведческой тематики, тиражом 4,5 тысячи экземпляров. Это составляет около 15 % от общего числа всей издаваемой продукции, начиная с 2000 г[93].

Самыми интересными из них являются: универсальный указатель «Нижний Тагил», тематический указатель «Искусство Нижнего Тагила»; справочники «Улицы», «Памятники», «Архитектура XIX века» (архитетурные памятники нашего города); рекомендательные списки литературы «300 лет именному Указу о новых заводах на Урале», «История уральской металлургии», «60 лет НТМК», «Строительство в Нижнем Тагиле - ХХ век», «Сказочные тайны тагильской росписи»; биографический очерк «Судьбы его нелегкой полотно...», подготовленный к юбилею Д. Н. Мамина-Сибиряка, и другие.

Специалистами справочно-библиографического отдела и прежде создавались указатели о нашем городе. За последнее время был выпущен универсальный библиографический указатель «Нижний Тагил». В него вошли документальные материалы, научная и популярная литература, статистические и справочные материалы, художественная литература, были включены различные виды изданий: книги, брошюры, разделы и главы из книг, статьи из журналов и газет.

Представить наиболее полную картину развития профессионального и самодеятель­ного искусства города удалось сотрудникам зала искусств ЦГБ в указателе «Искусство Нижнего Тагила». В него были включены неопубликованные материалы, авторефераты курсовых и дипломных работ, посвященных творчеству тагильских художников. Детальная систематизация публикаций и хронологическое расположение материала позволяют подробно ознакомиться с тем, что представляет собой искусство г. Нижний Тагил сегодня. Связующим звеном в указателе являются также три вспомогательных «ключа»: указатель авторов, именной указатель и указатель городских фестивалей и творческих конкурсов, представленных в виде алфавитных перечней. В качестве приложения в конце указателя помещен список работников культуры Нижнего Тагила, награжденных государственными наградами и почетными званиями.

Изучая запросы читателей, сотрудники ЦГБ столкнулись с тем, что появился большой спрос на историю улиц Нижнего Тагила. До той поры информация о городских улицах была разроз­ненна и неполна. Поэтому было решено запол­нить эту лакуну: подготовить к печати и вы­пустить справочник «Улицы нашего города». Через некоторое время он был дополнен и переиздан. А в канун 60-летия Великой Победы библиотека подготовила к печати справочник «Улица имени героя...», в который вошли материалы по истории создания улиц, носящих имена героев Великой Отечественной войны, среди которых есть и наши земляки. Эти справочники постоянно востребованы, ими пользуются педагоги, краеведы, учащиеся, даже сотрудники музеев.

В 2000 - х гг. вышли такие справочники как «Памятники нашего города» и «Архитектура Нижнего Тагила. XIX век». Сюда вошли сведения из различных источников. Надо отметить, что как в первом случае, так и во втором использовались печатные и рукописные материалы, предоставленные Краеведческой библиотекой, которые были переведены в электронный вид. Теперь этими материалами могут пользоваться не только посетители библиотеки, но и все жители города, области и региона.

Кроме того, за последние пять лет, вышли информационные сборники краеведческой тематики: по истории - «Тагильские находки» (о картине «Тагильская мадонна», приписываемой кисти Рафаэля Санти; о письмах Карамзиных, в которых содержатся сведения о гибели А. С. Пушкина); «Горный началь­ник» (о В. Н. Татищеве); «С живинкой в деле» (о промыслах и мастеровых людях Нижнего Тагила XVIII - начала XIX века); «Легенда об Артамонове» (об изобретателе первого вело­сипеда на Урале); «В рубцах и ожогах их па­мять живая» (о женщинах - тагильчанках, участницах Великой Отечественной войны); «Мальчики» (о воинах - тагильчанах, погиб­ших в «горячих точках» нашей страны и в Афганистане); «Погиб на боевом посту» (о вы­пускниках Нижнетагильской школы мили­ции, погибших в локальных войнах); по ис­кусству и литературе - «Легенды и предания Урала», «Музыкальная культура Урала», «Сти­хи о Тагиле», о Д. Н. Мамине-Сибиряке - «Пе­вец Урала», «Жить тысячью жизней»; по эко­логии - «Самый красивый Урал», «Надежды больного города», «Красная книга России и Урала». Также из печати вышли методичес­кие издания по краеведению: «История стро­ительства железных дорог на Урале» (виртуальный урок-путешествие), «Люди здесь тру­дились и мечтали» (выставка-викторина о ра­бочих УВЗ), «Тагильский вензель» (выставка­ - рекламный проспект), «Поэзия невернув­шихся» (о поэтах-уральцах, погибших во вре­мя военных действий), «Мне города роднее не найти...» (краеведческая игра «Счастли­вый случай»), «Уральскими тропами» (увле­кательная эколого-краеведческая игра), «Уральских сказов мастер» (сценарий празд­ника), «В гостях у Хозяйки Медной горы» (литературные игры, викторины, кроссвор­ды) к юбилею П. П. Бажова и т.д.

Специалистами информационного отдела были подготовлены к печати сборники «Поэ­зия в слове Вагонка» (история Дзержинского района) - к 70-летию района, «С живинкой в деле» (беседа о промыслах и мастеровых лю­дях Нижнего Тагила ХVIII - начало XIX века). Выпущены дайджесты и закладки: «История уральской металлургии», «Песни уральских ка­заков», «Уральские корни», «Туристскими тропами по Уралу», «Уральский огород» и другие[94].

К 285 – летию г. Нижний Тагил был подготовлен библиографический справочник «Почетные граждане города Нижний Тагил». Всего в справочник включено 789 биографических описаний. Материалы в нем систематизированы в хронологическом порядке, а внутри каждой хронологической рубрики, материал расположен по алфавиту персоналий[95].

Краеведческая деятельность библиотек в последнее время получила новый импульс, поэтому интерес общественности к библиотеке не случаен: люди привыкают видеть в ней не просто хранилище информации, но важнейший центр духовной жизни города, района, региона, где находят яркое отражение история, культура, традиции и формируется завтрашний образ нашего края.

Образовательная и досуговая деятельность занимает особое место в работе публичных библиотек. Реализуется она через проведение массовых мероприятий. Широко используются традиционные формы: цикл литературно – музыкальных композиций о поэтах серебряного века, цикл бесед «Истоки народных традиций», «Дни профиля», «Дни заочника», устные журналы, заседания клуба «При свечах» и т.д. С середины 90 – х гг. ХХ в. сотрудниками ЦГБ осваивались, разрабатывались и проводились новые формы массовой работы, такие как видеоуроки («Искусство на рубеже веков»), игровые шоу (брейн – ринг «Киномозаика»), презентации (например, презентация сборника тагильскких поэтов «Низкая вода» в 1995 г., презентация книги «Антолония уральской поэзии», «Евангелие в красках Палеха» в 1997 г., «Чернобыль. Быль и боль» - 2006 г.), видеопросмотры. В 1995 г. впервые было внедрено в работу зала искусств ЦБ, первый видеопросмотр был посвящен шедеврам мировой оперной классики. Демонстрацию видеофильмов предваряли лекции об истории создания опер, об исполнителях и т.д[96]. Практикуются в ЦГБ и такие виды массовой деятельности как КВН (например, по теме «Путешествие в Спортландию», «Сказки русские»), турниры («Путешествия по музеям мира», «Турнир знатоков этикета»), беседы кроссворды («Храмовое зодчество Руси», «Древнерусская иконопись», «Ты и твое имя») и т.п.

Конечно, мероприятия, прежде всего, ориентированы на школьную аудиторию, они дополняют школьную программу, углубляют ее разделы. ЦГБ – не стоит на месте. Ежегодно список мероприятий предлагаемых библиотекой, расширяется, пополняется новыми разработками по просьбе самих пользователей ЦГБ.

С 1990 – х гг. вносится элемент новизны и в такую традиционную форму раскрытия фонда, как книжная выставка. Еще в 1995 г. появились и пользуются у посетителей успехом до сих пор выставка – коллажи, выставки – вопрос, выставки – размышления, выставки – викторины, выставки – презентации.

В начале 1990 – х гг. основными задачами Централизованной системы детских библиотек города стали: активизация индивидуальной работы, формировании активизация индивидуальной работы, формирование активной жизненной позиции через различные формы индивидуальной и массовой работы. Для организации досуга детей в детских библиотеках, по инициативе библиотекарей, появились игровые комнаты, где дети могли не только поиграть в настольные игры, но и заняться творчеством. А с помощью наглядности, яркого и необычного оформления детских библиотек создавалась комфортная библиотечная среда.

В отделе обслуживания читателей младшего школьного возраста организовывались индивидуальные выставки творческих работ читателей, работал кружок «Юных кукловодов». Кружковцы посещали занятия в кукольном театре. Замечательно прошла премьера сказки «Репка» в один из дней Недели детской книги[97].

В библиотеке все чаще стали проводиться комплексные мероприятия, сочетающие несколько форм как традиционные, так и новые. Например, в циклы МХК и «Наследие России» включены брейн – ринг, беседа – кроссворд, арт – турнир, в цикл «истоки народных традиций» - викторина – клип и т.п.[98] С 2002 г. популярна такая форма досуговой деятельности библиотеки как бенефис читателей. Проведение бенефисов стало визитной карточкой открытой в ЦГБ музыкальной гостиной. Особенность и оригинальность данного мероприятия – в сочетании пропаганды музыки и литературы. На этих вечерах происходит знакомство горожан с виртуозами, метрами музыкального Тагила. К их проведению привлекаются также актеры кукольного и драматического театра, музыканты филармонии, училища искусств, инструментальные ансамбли и вокальные исполнители[99].

    Интересный опыт работы по индивидуальному руководству чтением с детьми, организации оригинальных книжных выставок был наработан в филиалах №1, 6 Центральной городской детской библиотеки. На базе филиала №1 проходил эксперимент по организации индивидуального руководства чтением. Опыт работы был проанализирован. Все это позволило заведующим филиалов разработать программу индивидуального читательского развития на основе организации библиотечного обслуживания «Здравствуй, читатель!». Программа претворяется в жизнь с середины 1990 – х гг. Библиотекари попытались создать в своих филиалах комфортную среду, приближающую библиотеку к читателю и заставляющую читателя осознать потребность в библиотеке. Заведующая филиалом №2 отдавала предпочтение дискуссионным формам работы с художественной литературой – это обсуждение книг, читательские конференции по творчеству детских писателей.

    Появились новые формы в работе с родителями. Это праздник детской книги с участием родителей, День дошкольника, родительское собрание, превратившееся в костюмированный праздник, посвященный правилам, дни семейного чтения, праздник «Папа, мама, я – книжные друзья»[100]. «Книжкины именины» - это праздник всех читающих ребят, независимо от того, читают они в библиотеке или нет. Лучшие читатели приглашаются на праздник отдельными приглашениями – закладками. На целую неделю детские библиотеки становятся центром грандиозных событий, происходящих в мире книги и читателя – это встречи с писателями, художниками, знакомство с новыми книгами, конкурсы знатоков книг, где дети всех возрастов могут не только проявить свои творческие и личностные способности, но и приобщиться к миру книги, к миру культуры.

Завершает год, по установившейся с начала 1990 – х гг. традиции, Неделя детской книги. Это мероприятие подводит итоги всей деятельности детской библиотеки, дает старт новым начинаниям. Сотрудниками отдела инноваций было разработано положение о конкурсе «Лучший читатель». В 1998 г. по итогам библиотечного года присваивалось звание «Читатель года» и вручались «Билеты Почетного читателя», определяющие льготы лучших читателей[101].

    Последние годы деятельность Центральной городской детской библиотеки обеспечивается программно – целевым направлением. Разработка программ – это один из путей развития библиотеки. Тематика программ определяется, прежде всего, социальными потребностями города и региона. Разрабатываются программы в отделе инноваций.

С 1995 г. детские библиотеки города работают по летней каникулярной программе «Ключ от лета». В программе принимают участие все дети города Нижний Тагил от 7 до 14 лет. Презентация летней программы проходит ежегодно 1 июня, в Международный день защиты детей. Так, во время игровой программы Буратино рассказывает ребятам о том, что ждет их летом в библиотеке, а также вручает буклеты с заданиями. Сама программа состоит из нескольких этапов, один из которых посвящен городу, его традициям, истории, прошлому, настоящему. Каждый месяц для детей проводятся различные встречи, праздники, конкурсы, викторины. Самые активные получают призы.

На организацию детского досуга, поощрение читающих детей направлена еще одна каникулярная программа «Неделя детской книги», проходящая ежегодно в дни весенних каникул. Эта программа предполагает ориентацию на много знающих и много читающих детей всех возрастных групп [102].

В последние годы повысился интерес к науке экологии и экологическим проблемам вообще и в нашем городе в частности. Созданием программы «Сохрани мир, в котором живешь» (программа была разработана в 1995 г.) детские библиотеки включились в общегородскую работу по экологическому образованию и просвещению детей. Работа по программе ведется по следующим направлениям: человек и природа, эстетика природы, история края, знакомство с народным творчеством. Экологическое образование в библиотеке ведется как индивидуально, так и с группами читателей, с ученическими коллективами. В течение года проходят циклы занятий по направлениям программы. А в 1997 г. Централизованная система детских библиотек г. Нижний Тагил стала победителем областного конкурса работы библиотек по экологическому просвещению, в 1998 г. – лауреатом всероссийского смотра – конкурса работы по экологическому просвещению.

В работе детских библиотек появилась новая форма планирования и организации работы: работа по краткосрочным проектам. Первый опыт был приобретен в 1996 г., когда детская библиотека приняла участие в конкурсе грантов, объявленном отделом экологии и природопользования администрации города и Институтом устойчивых Сообществ США, на лучший проект под девизом «Наш город – наш чистый дом». Проект 1996 г. «Сохрани город, в котором живешь», а затем проект 1997 – «Город в подарок» и проект 1999г. – «Возьмемся за руки, друзья!» получили гранты Института Устойчивых Сообществ США[103].

Опыт написания проектов, успешная их реализация подтолкнули к поиску новых источников финансирования, к дальнейшему участию Центральной городской детской библиотеки в конкурсах грантов Все программы, разработанные коллективом детской библиотеки, в той или иной мере создают условия для развития и реализации творческих и личностных особенностей ребенка, приобщения его к чтению.

В Центральной городской библиотеке разработано 25 оригинальных программ по самым разнообразным темам: экология, борьба с вредными привычками, культура и история Урала и Нижнего Тагила, психологическая адаптация подростков в современном мире и т.п.

Одним из слагаемых успешной работы муниципальной библиотеки является создание условий для развития социального партнерства с общественными организациями. Можно выделить два направления этой работы: первое – это активизация социальной направленности деятельности библиотеки, второе – вовлечение общественности в решение библиотечных задач.

Гордостью ЦГБ является «Клуб любителей книги», который работает при Центральной городской библиотеке с 2002 г. Это первый в Свердловской области опыт создания ОО при библиотеке. Совместные проекты «Клуба» и ЦГБ неоднократно выигрывали социальные гранты. Такие проекты как «Мир без границ: Новые горизонты» (осуществление принципа равных возможностей для инвалидов по зрению г. Н. Тагила и создание для них безбарьерной информационной среды), «Зеленые страницы» (оздоровление экологии города), «Аз, буки, веди» (семейное чтение), акция «Прочитал и вам советую» и др. имели широкий резонанс в городе[104].

Активно ведется работа других любительских объединений при ЦГБ. На данный период в системе работает 10 клубов.

Библиотека занимает свое место в системе обслуживания социально - незащищенных людей. Духовные и культурные потребности этой категории пользователей имеют прямое отношение к работе библиотек. Поэтому цель библиотечных специалистов при работе с данными пользователями – создание в библиотеке одновременно делового, благоприятного, доброго климата, доверительных отношений с пользователями. Отсюда задачи библиотеки по работе с этой категорией пользователей можно сформулировать так: помощь в удовлетворении интеллектуальных и культурных запросов, реализации личностного потенциала и организации досуга, участие в формировании положительного типа человека, в создании благоприятной нравственной атмосферы вокруг этих людей. Сегодня библиотекари по - настоящему стали соучастниками в судьбе социально - незащищенных слоев населения, сирот, трудных подростков, детей из неполных семей, учащихся классов коррекции. Это традиционные праздники, шоу, концерты, экскурсии, викторины, беседы.

Для социально - незащищенных слоев населения в 1998 г. были проведены благотворительные акции библиотеки: сбор книг для детского дома №6, марафон на тему «Борьба с наркоманией», благотворительная акция по продаже подержанных вещей, благотворительный обед для малоимущих (филиалы № 2,14). Читатели - инвалиды бесплатно пользуются ночным абонементом библиотеки, несколько десятков инвалидов обслуживаются на дому[105]. В центральной библиотеке и филиале №2 оборудованы автоматизированные места для слабовидящих и незрячих пользователей – впервые в России в муниципальной библиотеке действуют две рабочие станции для подобного типа читателей.

    Это стало возможным в результате представленного ЦГБ проекта «Мир без границ» в 2004 г. Проект был профинансирован администрацией города в размере 38 тыс. рублей. Кроме того, ЦГБ получила гарантию дополнительного софинансирования проекта со строны Областной специальной библиотеки для слепых г. Екатеринбурга и ООО «Сеть». Общая стоимость проекта составила 75 тыс. рублей. На эти средства и были созданы АРМ (автоматизированное рабочее место) для слабовидящего и незрячего читателя с выходом в Интернет[106].

Резюмируя, подчеркнем, что участие в проектной деятельности дает очень много преимуществ для развития библиотеки: коллектив подтверждает свой профессионализм и способность обеспечить нововведения; программами она подстраховывается финансово, а утверждение на соответствующем уровне, даже при неполном финансировании, дает уверен­ность в завтрашнем дне не исключается привлечение дополнительных средств для реализации программ –  всегда легче просить под конкретное дело; участие в проектной деятельности дает специалистам библиотеки возможность самореализации и стимулирует их к повышению творческой активности[107].

 

 

Заключение

Итак, публичная библиотека - это уникальный феномен культуры, средство социализации личности, так как она аккумулирует и сохраняет произведенные культурные ценности и информационные ресурсы, а также обеспечивает их доступность и распространение, то есть сочетает в себе информационные, образовательные, общекультурные и досуговые функции. Перспектива развития социального института публичной библиотеки в нашей стране зависит, прежде всего, от осознания на всех уровнях перво­степенной важности достойного содержания общедоступных библиотек для полноценного существования нации. Политические, экономические и социальные перемены в стране в любое время сказываются на деятельности библиотек. Для того чтобы справляться с этими задачами, библиотеки всегда обязаны быть на уровне происходящих в стране изменений.

На сегодняшний день система публичных библиотек г. Нижний Тагил (Центральная библиотечная система для взрослых и централизованная сеть библиотечных систем для детей) как может, реагирует на изменившуюся ситуацию в стране. Несмотря на экономические трудности, пытается выживать в тяжелых условиях, привлекать читателей, сохранять собственные кадры.

В ходе исследования мы выяснили, что система бубличных библиотек была централизована еще в 1970 – е гг. Филиалы, которые входят в 2 крупные библиотечные системы г. Нижний Тагил, специализируются по разным направлениям деятельности и обслуживают все население во всех районах города. С конца 90 – хх гг. ХХ века библиотеки ввели платные услуги для пользователей, что увеличило доход сети и позволило распределить надбавки к зарплатам сотрудников, обновить материально – техническую базу. На протяжении всего периода исследуемого нами, коллективы библиотечных систем функционировали как здоровый, жизнеспособный орган. Сотрудники библиотек очень позитивно настроены в своей работе и поэтому они добиваются высоких результатов: от высоких правительственных наград до благодарности пользователей.

Специалисты ЦГБ неоднократно награждались дипломами всероссийского, областного и городского уровней: диплом Всероссийского смотра – конкурса библиотек по экологическому просвещению населения; диплом областного профессионального конкурса «Поколение. Ru», грамота V Всероссийского конкурса за продвижение книги в среду незрячих и др. Всего за 5 лет (2003 – 2008 гг.) ЦГБ получила 28 наград различного уровня. Заведующая филиалом №2 Романчук Э.А. награждена знаком Министерства культуры «Отличник библиотечной работы». Заведующая методическим отделом Рамозанова Н. А. и заведующая отделом абонемент Орлова Н. В. награждены знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». В 2008 г. сотрудница Интернет – центра Савина Е. стала «Библиотекарем ХХI века» в Свердловской области.

Работая с документами из архивов библиотек мы убедились, что заработная плата сотрудников библиотеки, действительно, одна из самых низких в стране, может быть, поэтому в библиотеке остаются работать только те люди, которые искренне преданы своему. Библиотекарь – профессия уникальная. Помимо специального образования постоянно требуется самосовершенствование, самообразование. Казалось бы, у библиотекарей совсем не должно оставаться свободного времени, но как выяснилось на практике, современный библиотекарь – очень активная личность, как на работе, так и за ее стенами.

Единого портрета читателя не получится, потому что есть отдельная категория – дети, юношество, в отдельную категорию можно выделить студенчество, людей от 25 до 40 - 45 лет и т.д. У всех разные запросы и потребности, а, соответственно, разная частота посещения библиотек. И все же, подведем итоги. Дети и юношество считается на сегодняшний день самой многочисленной категорией читателей – примерно 76 % всех читателей. Из них – 37, 5 % - пользователи – дети, 38,3 %– юноши. Существует ежегодная динамика увеличения этих категорий читателей. У остальных читателей тенденция к росту посещаемости библиотек также существует.

Однако, несмотря на положительные показатели востребованности библиотек, большую конкуренцию им составляют Интернет ресурсы, новые технологии, где можно найти любую учебную и даже художественную литературу. Считаем, что в этом направлении должна быть разработана грамотная стратегия на уровне правительства, которая бы способствовала выходу из «кризиса чтения», постигшего особенно молодое поколение в начале третьего тысячелетия.

Резюмируя работу сети публичных библиотек за период с 1990 – 2008 гг., отметим, что своей при­оритетной задачей сотрудники считают повышение качества ус­луг и создание благоприятной гуманитар­ной среды для работы и отдыха читателей.

Библиотеки развивает свою деятельность по следующим направлениям: документное обеспечение; информационное обеспечение; автоматизация библиотечно-библиогра­фических процессов; внедрение новых информационных техно­логий; инновационная деятельность; создание высокой организационной культуры библиотеки; создание комфортных условий для работы. Особо следует выделить – создание и реализацию различных проектов, направленных на усовершенствование деятельности библиотечной сети, а также библиотечное краеведение, которое обусловлено спецификой региона и представляет собой серьезное научно – исследовательское и методическое направление библиотек города.

В конце хотелось бы отметить, что библиотека – это гораздо больше, чем просто учреждение со своим персоналом, целями и задачами. Это еще и духовное пространство, в котором совершенствуются определенные интеллектуальные действия, пространство, обладающее властью над этими действиями. Мы думаем, что государство и местные власти помогут публичным библиотекам поднять их престиж, стимулировать стремление читателей достичь в своей жизни большего, постоянно повышая свой интеллектуальный уровень, приобщаться к культурным ценностям.

 

 

Список используемых источников и литературы:

Источники:

1. Борисова Е. И. Выпускники библиотечной средней школы // Советское библиотековедение, 1992, № 1 С. 39 - 47.

2. Гаврилова Н. В. Подготовка библиотечных специалистов в системе «колледж - институт» // Библиотекарь, 1994, №2, С.86 – 91.

3. Гулякина И. Г. Через издания краеведческой библиографии – к сохранению памяти о малой родине // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально - педагогической Академии. Общественные науки / Отв. ред. О. В. Рыжкова. Н. Тагил, 2008. С.121 - 222

4. Железнякова С. И. Книжная культура в современном коммуникационном пространстве: некоторые проблемы изучения // Homo legens в прошлом и настоящем: материалы Всероссийской научно - практической конференции, Нижний Тагил, 23 -24 мая 2007 г. / отв. ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил, 2007. С.290 – 296

5. Закон Свердловской области «Об областной государственной целевой программе «Обеспечения развития культурной деятельности на территории Свердловской области на 2003-2005 годы».

6. Козиенко Т. М. Что имеем – сохраним! Краеведческий аспект в информационной работе краеведческой библиотеки // Библиотечное дело, 2005, № 8, С.29 – 35.

7. Козиенко Т. М. Из опыта популяризации краеведческих изданий ЦГБ г. Нижний Тагил // Ученые записки Нижнетагильской государственной социально - педагогической Академии. Общественные науки / Отв. ред. О. В. Рыжкова. Н. Тагил, 2008. С. 117 – 121

8. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках

9. Лазарева Т. А. Детская библиотека – территория детства // Homo legens в прошлом и настоящем: материалы Всероссийской научно - практической конференции, Нижний Тагил, 23 -24 мая 2007 г. / отв. ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил, 2007. С.311 – 315

10. Модельный стандарт публичной библиотеки (РБА, 2001).

11. О библиотечном деле: Федеоальный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 79 – ФЗ // Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день. М., 1996. Вып.1. С. 4 – 5.

12. Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации, утвержденные Приказом Минкультуры России от 14.11.97 N 682. Приложение N 1 к приказу N 682 от 14.11.97

13. Попова М. Л. Социальное партнерство как ресурс развития библиотеки // Homo legens в прошлом и настоящем: материалы Всероссийской научно - практической конференции, Нижний Тагил, 23 -24 мая 2007 г. / отв. ред. О. В. Рыжкова. Нижний Тагил, 2007. С. 330 – 338.

14. Попова М. Л. Программно – целевое планирование. Опыт ЦГБ «Нижний Тагил» по разработке программ развития // Справочник руководителя учреждения культуры, №9, 2006. С. 58 - 67

15. Проект Концепции библиотечного обслуживания детей в России (РГДБ, 2001).

16. Программа ЛИБНЕТ 1998 – 1 «Создание общероссийской информационно – библиотечной компьютерной сети» // Библиотека, 1997, № 1. Спец. вкладка «Событие. 1997», С.1 – 20

17. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА, 1991)

18. Рыжкова О. В., Спешилова И. Ю., Шабаршина О. В. Homo legens: подходы, источники и опыт исследования // Тагильский вестник: Историко – краеведческий альмонах / отв. ред. О. В. Рыжкова. Вып. 4: Из истории образования на Урале. Нижний Тагил, 2005. С.80 -88

19. Сидорова А. Стиль и имидж. Современная библиотека Нижнего Тагила // Библиотечное дело, 2008, №4, С.27.

20. Тарифно – квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (извлечение) // Библиотека и закон: Справочник. – Вып.1. М., 1996. С.147 – 155

21. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документа»» //Библиотека, №6, 2008, С. 7 – 9.

22. Федеральная программа «Культура России. 2001-2005 годы».

23. Центральная городская библиотека: Информационный отчет. Н. Тагил. 1990 – 2008 гг.

24. Шашкина А. Как Золушке стать библиопринцессой // Библиотека, №6, 2008, С.39 -43

Литература:

1. Артомонова С. С. и др. Библиотеки // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998, С. 84 -86.

2. Библиотечный коллектив: формирование и управление. СПб, 1996.

3. Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория, методика, практика. СПб., 2004.

4. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. СПб., 2004.

5. Гомельская З. С. Из истории Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского (1917 – 1931 гг.). Екатеринбург, 1999.

6. Крупнянская В. Ю., Полищук Н. С. Культура и быт горнозаводского Урала: Конец ΧIΧ – ΧΧ вв. М., 1971.

7. На службе книги. История библиотек Н. Тагила. Сост. А.А. Плахотнюк. Н. Тагил, 2008.

8. Общедоступные государственные библиотеки Российской Федерации в 1995 – 1998 гг. Аналитический обзор / ГИВЦ МК РФ. М., 1999.

9. От массовой к публичной библиотеке: Материалы семинара (1 – 11 ноября 1999 г., Москва) / Московская библиотечная ассоциация, Российская государственная библиотека для слепых. М., 1999.

10. Справочник библиотекаря. Под ред. А.Н. Ванеева. СПб., 2004.

11. Справочник библиографа. Под ред. В.А. Минкина, СПб, 2003.

12. Справочник информационного работника. Под ред. В.А. Минкиной. СПб., 2004.

13. Фенелонов Е. А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников. М, 2000.

14. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. СПб., 2000.

15. Чуфаров В. Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920 – 1937 гг.). Свердловск, 1970.

16. Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России (IX – XX вв.). М., 2001.

17. Шрайберг Я. Л., Воройский Ф. С. Автоматизированные библиотечно – информационные системы России: состояние, выбор, внедрение, развитие РПТ НБ России. М., 1996, С.12.

18. Шуклина В. П. Вчера, сегодня, завтра. О прошлом – для будущего (сборник статей) Н. Тагил, 1998.

Интернет – ресурсы:

http://www. rir csti.ru

http://www.iis.ru/el-blb

rdtj@iis.ru.

 

 

Приложение

Таблица 1[108]

Динамика сети публичных библиотек в г. Н. Тагил с 1991- 2008 г.

 

Наименование 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2007 2008
Ф-лов кол-во 12 12 12 12 13 13 16 16 16 16 16 15 15 16 16 16 16

 

                                                                                                                                                  Таблица 2

Характеристика фонда ЦТБ г.Н. Тагила с 1991 по 1999 г.

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Общий фонд 731301 724994 744272 697774 698613 733104 712422 861843 848229
Фонд ЦБ 362847 357263 371189 329539 335914 363742 350632 397589 411392
Фонды ф-лов 368454 367731 373083 368235 362699 369362 361790 464257 436837
Кол-во новых поступлений 52736 61829 73918 56330 93723 20850 236974 15209 15589
Кол-во списанных изданий 33458 57011 120416 55491 59232 41532 44690 58072 29203

 

С 2000-2008 гг.

 

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Общий фонд 763493 783066 773040 735954 735653 731444 706755 693722 681752
Фонд ЦБ 376985 381629 379062 360989 369630 355693 350064 345621 340231
Фонды ф-лов 386508 401437 393978 374965 376023 375751 356691 348101 341521
Кол-во новых поступлений 13308 14693 8290 13307 15946 16097 19211 16299 16278
Кол-во списанных изданий 49308 43857 32981 50393 16247 20371 43900 29332 25231

             

                                                                                                                                                                                  Таблица 3

Динамика количества кадров ЦГБ г. Н. Тагила с 1991 по 2008 гг.

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 83 86 87 88 97 82 91 175 130 132 134 136 137 142 151 151 163 170
Библиотечные работники 71 73 74 75 77 76 78 71 84 85 90 94 94 93 97 95 99 103

 

 

                                                                                                                                                  Таблица 4

Характеристика уровня образования библиотечных работников ЦГБ г. Н. Тагила с 1991- 2008 гг.

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Кол-во библиотекарей 71 73 74 75 77 76 78 71 84 85 90 94 95 93 97 95 99 103
Бобл. Со спец обр. 28 33 32 38 39 32 32 21 34 33 33 35 33 34 38 38 39 40
Из них учащиеся в ВУЗе 42 40 40 37 38 40 46 46 48 50 56 58 59 59 57 56 57 58
Учащиеся в КПУ 1 - 2 2 - 4 - 4 2 2 1 - 3 - 2 1 3 5
с В/О 2 2 1 1 5 5 4 4 7 8 8 12 10 7 6 5 5 4

 

                                                                                                                                                  Таблица 5

Динамика ср. нагрузки на одного библиотекаря ЦГБ г. Н. Тагила с 1991- 2008г.

год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
По кол-ву читателей 775 621 655 668 761 814 835 808 1160
По кол-ву посещений 3780 4522 5624 5160 4400 4872 4833 4732 6840
По кол-ву книговыдач 16747 15492 15881 16051 16169 18008 18420 14030 17048

 

год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
По кол-ву читателей 1113 1063 1051 1037 1061 1058 1074 1070 1066
По кол-ву посещений 6731 6532 6430 6402 6488 6618 6609 6601 6403
По кол-ву книговыдач 20214 19779 19402 19157 19636 19921 20094 20584 20611

 

 

                                                                                                                                                   Таблица 6

Динамика посетителей ЦГБ г. Н. Тагил 1991-2008 г.

                                               

год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Читателей всего 49784 46484 52210 54210 58603 62660 70937 72903 76552
Записавшихся вновь в библиотеку 18013 16317 18242 20365 23796 26593 32446 33247 34809
Кол-во посещений 269778 271823 285089 302479 338764 375176 410821 427053 451441

 

год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Читателей всего 74604 73364 72517 72602 73194 73076 72155 74934 74646
Записавшихся вновь в библиотеку 33743 32851 31812 30156 29843 29656 28088 29322 25520
Кол-во посещений 450985 450703 443662 448143 447668 456651 439528 462080 448186

 

                                                                                                                                               Таблица 7

Динамика категорий читателей ЦГБ г. Н. Тагила 1991-2008 г.

 

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Всего 49784 46484 52210 54910 58603 62660 70937 72903 76552
Вновь 18013 16317 18242 20365 23796 26593 32446 33579 34109
Рабочие 2956 2971 3245 3318 2615 3472 8860 8472 8290
Специалисты 3395 3593 3816 3184 4176 5080 11081 11176 11315
Служащие 2750 2062 2241 1965 2039 2141 4178 4207 4299
Прочие 1993 1761 1984 2112 1002 1079 8693 8566 8317
ВУЗ 1841 1277 1439 1617 1423 1832 6670 4742 8002
Техн. 1396 1192 1347 1558 1365 2092 6915 6903 6895
Тех.Уч. 1354 1206 1484 1624 1704 1081 2724 2943 3202
Школьники 16074 16165 18412 19167 20483 20371 21816 24158 26231

 

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 74604 73364 72517 72602 73194 73076 72155 74934 74646
Вновь 33743 32476 31623 30274 29843 29656 28088 29322 25520
Рабочие 7970 7824 7754 7697 7667 7296 7084 7226 7295
Специалисты 11266 11419 11675 11839 12009 11573 12645 13329 13890
Служащие 4290 4321 4574 4762 4952 6263 4949 5224 5297
Прочие 7952 7528 7218 7346 7178 7630 7540 8347 9520
ВУЗ 8498 8243 8156 8273 8312 7901 7687 7145 6592
Техн. 6597 6104 5832 5321 4171 4277 4209 3405 2933
Тех.Уч. 2743 2987 30741 31249 3249 3336 3195 2926 2156
Школьники 25279 26275 25341 26892 25656 24827 24846 27332 269663


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: