Описание проблемной ситуации.
Вступая во взаимодействие с существующими в физическом, социальном, культурном, временном пространствах жизни общественными ценностями, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. При возникновении несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами в самосознании ребенка формируются негативные отношения, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Ребенок начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации. Подростку ролевые игры также необходимы для приобретения навыков в построении адекватного поведения по отношению к окружающим его людям. Но игры детского возраста ему уже не интересны, для него это уже знакомые роли - он играет их в повседневной жизни. Подростку интересны ролевые игры, вскрывающие этические нормы взаимоотношений между людьми, игры, показывающие весь спектр социальных построений взрослого мира. Подросток с удовольствием пробует себя в любой роли, будь то роль нарушителя норм поведения или роль судьи. Через игру мы можем показать самому ребенку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность.
|
|
Объект исследования: Группа из 14 подростков 12-15 лет, разделенных сообразно цели исследования на две подгруппы (А и Б) по 7 человек, в каждой из которых по 3 мальчика и 4 девочки.
Предмет исследования: эффективность применения социально-ролевой игры в психологическом тренинге для формирования коммуникационных навыков у подростков 12 – 15 лет.
Цель исследования: выявить, каким образом социально-ролевая игра влияет на развитие навыков эффективной коммуникации у подростков 12-15 лет.
Задачи исследования:
- провести психологический тренинг, включающий серию социально-ролевых игр в двух группах подростков, причем группа А опередит группу Б на три занятия;
- проанализировать итоги игры в каждой из групп;
-провести сравнительный анализ и сделать выводы.
Гипотеза: Участвуя в психологическом тренинге с использованием социально-ролевых игр, подросток получает навыки эффективного общения.
Отчет.
1 этап. Проведение в группе А было двух занятий, в ходе которых подросткам были предложены социально-ролевые игры (см. Приложения). В процессе игр участникам было позволено использовать в качестве крайнего средства при полной невозможности договориться устранение соперника.
|
|
2 этап. Проведение третьего занятия в группе А совпало с первым занятием в группе Б. (Примечание - занятия проводились в разных школах, подростки не общались между собой.) В обеих группах участникам тренинга была предложена социально-ролевая игра «Ссора». Результаты игры приведены в Таблицах 1 и 2. Эта игра также предусматривает, кроме возможности договориться мирным путем, устранение соперника, вывод его из игры.
Социально-ролевая игра "Ссора".
Можно натолкнуться на ссору почти везде, где есть люди. Причин для ссоры много, зачастую она возникает из-за того, что люди не осознают путей возникновения ссор. Вместо того, чтобы просто разрешить возникший конфликт, обе стороны начинают "заводить" друг друга и обострять ссору. Например, если один человек просит у другого что-то, шансы получить это выше, если он обращается приветливо, нежели, чем когда он обращается агрессивно. В этом случае возможно, что вторая сторона ответит также агрессивно, и разовьется ссора. В то же время, когда человек обижается на поведение своего товарища, у него есть две возможности: он может отреагировать агрессивно, продемонстрировать сердитость, и в результате дело раздуется до солидной ссоры. Иначе, он может по-доброму рассказать оппоненту о том, что он задет его поведением и возможно, что весь конфликт легко разрешится: может быть, тот извинится, объяснит причины своего поведения, а может, выяснится, что он прав, в любом случае, дело будет закрыто очень быстро.
Хотя не всегда так легко предотвратить жестокую и грубую ссору, но если отдавать себе отчет в происходящем между нами и нашими близкими, товарищами, соседями, то шансы избежать ссор растут.
Цель ролевой игры — обратить внимание подростков на пути развития конфликтов и ссор и на то, что каждый из нас имеет множество возможностей разрешить ситуацию или развить ее.
Ход игры:
1. Описание конфликтной ситуации и раздача ролей.
Блочная девятиэтажка. Первый час ночи. В одной из квартир слишком громко отмечают какое – то событие.
Роли:
1. Соседка - молодая мама с полугодовалым ребенком. Ребенок капризничает, не может уснуть. Муж в командировке.
2. Трое друзей, встретившихся впервые спустя несколько лет после совместного прохождения срочной службы в рядах российской армии.
3. Сосед – тихоня, вызвавший наряд милиции.
4. Наряд милиции – два милиционера ППС.
Соответственно каждой роли были розданы характеристики. Подробных рекомендаций, как вести себя, они не включают, носят скорее описательный характер.
Игра начинается, когда соседка снизу поднимается и просит сделать музыку потише.
Таблица 1.
Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа А.
№ | Роль | Пол | Хар-ка поведения | Итог (остался-выбыл) |
1 | Соседка | Жен. | Холодное, официальное | Осталась в игре |
2 | Первый друг | Жен. | Спокойное, доброжелательное | Остался в игре |
3 | Второй друг | Муж. | Агрессивное | Выбыл к концу игры |
4 | Третий друг | Муж. | Агрессивное, вызывающее. | Остался в игре |
5 | Сосед | Жен. | Вызывающее | Остался в игре |
6 | Первый милиционер | Муж. | Агрессивное | Остался в игре |
7 | Второй милиционер | Жен. | Агрессивное | Выбыл. |
Результаты игры группы А наглядно представляет следующая диаграмма:
Рисунок 1. Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа А.
Таблица 2.