№ | Роль | Пол | Хар-ка поведения | Итог (остался-выбыл) |
1 | Соседка | Жен. | Агрессивное | Осталась в игре |
2 | Первый друг | Жен. | Агрессивное | Остался в игре |
3 | Второй друг | Муж. | Спокойное | Выбыл |
4 | Третий друг | Жен. | Агрессивное, | Выбыл |
5 | Сосед | Жен. | Спокойное | Выбыл |
6 | Первый милиционер | Муж. | Агрессивное, вызывающее | Остался в игре |
7 | Второй милиционер | Муж. | Агрессивное | Выбыл. |
Результаты игры группы А наглядно представляет следующая диаграмма:
Рисунок 1. Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа Б.
По завершении игры было проведено обсуждение по поводу того, что было самым трудным. При этом подчеркивалось: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.
В заключительной части осуществлялась отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждалось, например, как свести к минимуму конфликтную ситуацию; какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.
|
|
Осмысление полученного опыта. «Аукцион идей». Классная доска была поделена на две части. В первой части значилось: «Я иду на конфликт, так как…»; во второй:«Я стараюсь избегать конфликта потому, что».
Следует также упомянуть о том, что подростков весьма впечатлили результаты следующего упражнения. Участникам было предложено разделиться на две команды и встать друг напротив друга.. Первой команде нужно было крепко сжать кулаки. Второй команде – любыми способами (кроме нанесения физического вреда) сделать так, чтобы стоящий напротив кулаки разжал. Показательно то, что подростки пытались напугать, рассмешить, угрожать, разжать кулаки силой, и никому не пришло в голову просто сказать: «Пожалуйста, разожми кулаки».
Домашнее задание. Подросткам было дано домашнее задание - проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, как можно было бы ее избежать при помощи компромисса
Выводы.
Малые игры моделируют микросоциум. Играя в них, подросток научается ценить личность, жизнь окружающих. В процессе игры подросток понимает, что для того, чтобы добиться каких-то результатов, необходимо уметь договариваться с окружающими людьми. Хотя в представленных в данной работе играх есть и игровое оружие, средства уничтожения, игроки очень быстро понимают, что убийство, агрессия не является действенным способом решения проблемы. В игре ярко ощущается, что с уходом каждого игрока исчезает и часть информации, необходимой для дальнейшей деятельности. Среди ребят, играющих впервые (группа Б), к концу игры осталось "в живых" три человека, но уже во второй, а тем более в третьей игре (группа Б) хорошо видно, как подростки приобретают навыки совместного существования, стараются не "убрать" конкурента, а взаимовыгодно договориться с ним, что полностью подтверждает гипотезу о том, что участвуя в психологическом тренинге с использованием социально-ролевых игр, подросток получает навыки эффективного общения.
|
|
Заключение.
В процессе исследования мы выяснили, что социально-психологический тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
Ролевые игры в последнее время пользуются все большой популярностью. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе, как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе. Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает новую для него область знаний.
Рассмотрев теорию применения социально-ролевой игры в психологическом тренинге и проведя серию игр с подростками 12-15 лет, мы сделали вывод о высокой эффективности применения социально-ролевых игр для обучения подростков коммуникативным процессам.
Литература.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М.: Информпечать, 2000
3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мысли. Учебное пособие.– М.: ЭКСМО - Пресс, 2001
4. Воронина Е.Ю. Белоколь О.Л. Ролевые игры – что это такое: Методическое пособие. –М.: Мос.Гор.Сюн, 1997
5. Высокие идеи // Крылатый вестник. – 2000 -№7
6. Кожаринов М. Люди ищут // На стороне подростка. –2000-2001.–№ 3.
7. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников.– Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1998
8. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр подростками. – М.: Владос, 2001
9. Битянова М. Р. Два в одном.-М., Школьный психолог, 1999, № 20.
10. Петрусинский В. Игры - обучение, тренинг, досуг. –М., 2001
11. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю.. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993
12. Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Автореф. дисс. канд.пед. наук.– Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002
13. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под. ред. В.А. Спивака.– СПб: Питер, 2002
Приложение 1.
Социально-ролевая игра Комод. (Играет весь класс)
Цель игры: обучение культурным нормам влияния на политическую ситуацию, формирование понятия о том, что личное благосостояние зависит от здоровой политики.
Время протекания игры: 1-3 часа
Место проведения: несколько отдельных помещений (примерно 1 помещение на 3-5 человек).
Возраст участников: 12-15 лет.
Роли участников: Переселенцы из другого города.
Роли играющих мастеров (тех кто регулирует игру изнутри): Все ключевые государственные посты: судья, хозяин бара, начальник биржи труда, шеф полиции, организаторы кооперативов и предприятий.
Задача играющим:
1. Явная задача.
Сформировать семью и купить комод, как признак счастья семьи.
2. Неявная задача.
Обустроить счастливую жизнь всего города, посредствам избрания Думы и городской Головы.
Узловые моменты игры, по которым определяется текущий уровень игры: периодические собрания горожан, созываемые судьей, степень желания получить работу в бирже труда, уровень покупки КОМОДОВ.
Возможность формирования дополнительных целей играющим: новые указы судьи, поведение полиции, вливание денег через биржу труда.
Необходимые материалы: игровые деньги, то, что можно назвать КОМОДОМ (несколько штук, но меньше, чем количество семей), бланки для предприятий, указ переселенцам города, ручки, бумага, средства производства продукции (канцтовары, инструменты, сырье и т.д.)
|
|
Игра начинается с зачитывания указа переселенцам города: