Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа Б

Роль Пол Хар-ка поведения Итог (остался-выбыл)
1 Соседка Жен. Агрессивное Осталась в игре
2 Первый друг Жен. Агрессивное Остался в игре
3 Второй друг Муж. Спокойное Выбыл
4 Третий друг Жен. Агрессивное, Выбыл
5 Сосед Жен. Спокойное Выбыл
6 Первый милиционер Муж. Агрессивное, вызывающее Остался в игре
7 Второй милиционер Муж. Агрессивное Выбыл.

Результаты игры группы А наглядно представляет следующая диаграмма:

Рисунок 1. Результаты социально-ролевой игры «ссора». Группа Б.

 

 

 

По завершении игры было проведено обсуждение по поводу того, что было самым трудным.  При этом подчеркивалось: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.

В заключительной части осуществлялась отработка личной стра­тегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуж­далось, например, как свести к минимуму конфликтную ситуацию; какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.

Осмысление полученного опыта. «Аукцион идей». Классная доска была поделена на две части. В первой части значилось: «Я иду на конфликт, так как…»; во второй:«Я стараюсь избегать конфликта потому, что».

Следует также упомянуть о том, что подростков весьма впечатлили результаты следующего упражнения. Участникам было предложено разделиться на две команды и встать друг напротив друга.. Первой команде нужно было крепко сжать кулаки. Второй команде – любыми способами (кроме нанесения физического вреда) сделать так, чтобы стоящий напротив кулаки разжал. Показательно то, что подростки пытались напугать, рассмешить, угрожать, разжать кулаки силой, и никому не пришло в голову просто сказать: «Пожалуйста, разожми кулаки».

Домашнее задание. Подросткам было дано домашнее задание - проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, как можно было бы ее избежать при помощи компромисса

Выводы.

 Малые игры моделируют микросоциум. Играя в них, подросток научается ценить личность, жизнь окружающих. В процессе игры подросток понимает, что для того, чтобы добиться каких-то результатов, необходимо уметь договариваться с окружающими людьми. Хотя в представленных в данной работе играх  есть и игровое оружие, средства уничтожения,  игроки очень быстро понимают, что убийство, агрессия не является действенным способом решения проблемы. В игре ярко ощущается, что с уходом каждого игрока исчезает и часть информации, необходимой для дальнейшей деятельности. Среди ребят, играющих впервые (группа Б), к концу игры осталось "в живых" три человека, но уже во второй, а тем более в третьей  игре (группа Б) хорошо видно, как подростки приобретают навыки совместного существования, стараются не "убрать" конкурента, а взаимовыгодно договориться с ним, что полностью подтверждает гипотезу о том, что участвуя в психологическом тренинге с использованием социально-ролевых игр, подросток получает навыки эффективного общения.

Заключение.

В процессе исследования мы выяснили, что социально-психологический тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Ролевые игры в последнее время пользуются все большой популярностью. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе, как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе. Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает новую для него область знаний.

Рассмотрев теорию применения социально-ролевой игры в психологическом тренинге и проведя серию игр с подростками 12-15 лет, мы сделали вывод о высокой эффективности применения социально-ролевых игр для обучения подростков коммуникативным процессам.

Литература.

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987

2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М.: Информпечать, 2000

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мысли. Учебное пособие.– М.: ЭКСМО - Пресс, 2001

4. Воронина Е.Ю. Белоколь О.Л. Ролевые игры – что это такое: Методическое пособие. –М.: Мос.Гор.Сюн, 1997

5. Высокие идеи // Крылатый вестник. – 2000 -№7

6. Кожаринов М. Люди ищут // На стороне подростка. –2000-2001.–№ 3.

7. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников.– Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1998

8. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр подростками. – М.: Владос, 2001

9. Битянова М. Р. Два в одном.-М., Школьный психолог, 1999, № 20.

10.   Петрусинский В. Игры - обучение, тренинг, досуг. –М., 2001

11. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю.. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993

12. Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Автореф. дисс. канд.пед. наук.– Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002

13. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство/ Пер. с англ. под. ред. В.А. Спивака.– СПб: Питер, 2002

 

 

Приложение 1.

Социально-ролевая игра Комод.  (Играет весь класс)

Цель игры: обучение культурным нормам влияния на политическую ситуацию, формирование понятия о том, что личное благосостояние зависит от здоровой политики.
Время протекания игры: 1-3 часа
Место проведения: несколько отдельных помещений (примерно 1 помещение на 3-5 человек).
Возраст участников: 12-15 лет.
Роли участников: Переселенцы из другого города.
Роли играющих мастеров (тех кто регулирует игру изнутри): Все ключевые государственные посты: судья, хозяин бара, начальник биржи труда, шеф полиции, организаторы кооперативов и предприятий.
Задача играющим:
1. Явная задача.
Сформировать семью и купить комод, как признак счастья семьи.
2. Неявная задача.
Обустроить счастливую жизнь всего города, посредствам избрания Думы и городской Головы.
Узловые моменты игры, по которым определяется текущий уровень игры: периодические собрания горожан, созываемые судьей, степень желания получить работу в бирже труда, уровень покупки КОМОДОВ.
Возможность формирования дополнительных целей играющим: новые указы судьи, поведение полиции, вливание денег через биржу труда.
Необходимые материалы: игровые деньги, то, что можно назвать КОМОДОМ (несколько штук, но меньше, чем количество семей), бланки для предприятий, указ переселенцам города, ручки, бумага, средства производства продукции (канцтовары, инструменты, сырье и т.д.)

Игра начинается с зачитывания указа переселенцам города:















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: