Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью «МКТ». Общество с ограниченной ответственностью «МКТ» (далее по тексту ООО «МКТ») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ. ООО «МКТ» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением главы Администрации г. Моксвы в Едином государственном реестре юридических лиц в ноябре 1997 года.
Компания успешно функционирует на рынке продовольственных товаров г. Москвы с 5 февраля 1998 г. Основное направление деятельности фирмы - торговля продуктами питания в розницу. В магазине представлен широкий ассортимент продукции, при этом проводится работа по усовершенствованию работы магазинов за счет расширения, насыщения, углубления ассортимента продуктов питания, постоянного изучения мнений потребителей относительно условий работы магазинов, культуры обслуживания покупателей, поддержания имиджа фирмы.
|
|
Продажа товаров в розницу осуществляется по следующим группам товаров:
1)Продовольственные товары: алкогольные напитки; безалкогольные напитки; вкусовые товары; готовые продукты; детское питание; кондитерские изделия; корм для животных; молочные изделия; макаронные и крупяные изделия; морепродукты; мясные продукты; овощи, фрукты орехи; пищевые жиры; продукты быстрого приготовления; хлебобулочные изделия; яйца и яичные продукты; табачные изделия;
2) Непродовольственные товары: зубная паста, стиральный порошок, товары личной гигиены и т.д.
Так как основную долю в торговом ассортименте занимают продовольственные товары, данный магазин позиционирует себя на рынке как продовольственный магазин.
Коммерческая политика предприятия отдает предпочтение продукции местных производителей: ОАО «Хлебокомбинат-2», ИП Соловьев, ИП Каляндра, ОАО «Пищепром», ООО «Влад-хлеб», ООО «Пилот», ООО «Лагуна», ООО «Бизнес Продакшн». Сотрудничество с местными производителями позволяет обеспечить покупателей качественной и недорогой продукцией.
Рис. 2. Организационная структура ООО «МКТ»
Для ООО «МКТ» характерна линейно-функциональная организационная структура (Рис. 2). Во главе фирмы стоит генеральный директор, в подчинение которого находятся все структурные подразделения предприятия: исполнительный директор; коммерческий отдел; отдел маркетинга; отдел информационного обеспечения; отдел кадров; юридический отдел; складское хозяйство.
Динамика численности персонала и его оплаты ООО «МКТ» за 2006-2008 годы представлены в Таблице 4.
|
|
Таблица 4
Динамика численности персонала и его оплаты ООО «МКТ»
за 2006-2008 годы
Показатели (нормативное значение) | Значение | Изменение | Значение на конец | Изменение | Изменение | |
на конец 2006 | на конец 2007 | 2007 года по сравнению с 2006 годом | 2008 | 2008 года по сравнению с 2007 годом | 2008 года по сравнению с 2006 годом | |
1.Оплата труда, тыс. руб. |
|
|
| |||
руководящие работники | 42000 | 45000 | 3000 | 50000 | 5000 | 8000 |
административный персонал | 35000 | 38000 | 3000 | 40000 | 2000 | 5000 |
производственный персонал | 20000 | 25000 | 5000 | 27000 | 2000 | 7000 |
торговый персонал | 12500 | 15000 | 2500 | 18000 | 3000 | 5500 |
технический обслуживающий персонал | 8000 | 10000 | 2000 | 14000 | 4000 | 6000 |
2. Численность работников |
|
| 0 |
| 0 | 0 |
руководящие работники | 11 | 10 | -1 | 8 | -2 | -3 |
административный персонал | 12 | 11 | -1 | 6 | -5 | -6 |
производственный персонал | 4 | 3 | -1 | 2 | -1 | -2 |
торговый персонал | 9 | 8 | -1 | 7 | -1 | -2 |
технический обслуживающий персонал | 9 | 8 | -1 | 7 | -1 | -2 |
Итого численность персонала | 45 | 40 | -5 | 30 | -10 | -15 |
3. Фонд оплаты труда |
|
| 0 |
| 0 | 0 |
руководящие работники | 462 | 450 | -12 | 400 | -50 | -62 |
административный персонал | 420 | 418 | -2 | 240 | -178 | -180 |
производственный персонал | 80 | 75 | -5 | 54 | -21 | -26 |
торговый персонал | 113 | 120 | 8 | 126 | 6 | 14 |
технический обслуживающий персонал | 72 | 80 | 8 | 98 | 18 | 26 |
Итого Фонд заработной платы | 1147 | 1143 | -4 | 918 | -225 | -229 |
Начисления на фонд оплаты труда | 304 | 303 | -1 | 243 | -60 | -61 |
Итого фонд зарплаты с начислениями | 1450 | 1446 | -4 | 1161 | -285 | -289 |
По данным приведенным в таблице видно, что численность персонала предприятия сократилась за анализируемый период на 15 человек, в том числе на 5 чел. в 2007 году и 10 человек в 2008 году. В результате сокращения персонала фонд оплаты труда с начислениями снизился на 289 тыс. руб., хотя оплата труда на предприятии выросла. Снижение численности персонала предприятия объясняется проводившейся реорганизацией предприятия в 2006-2007 годах.
Управление предприятием осуществляется на основе централизованного руководства, объединяющего всех работников. Непосредственное управление предприятием осуществляет Управляющий Директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Советом Учредителей в соответствии с действующим законодательством.
Собрание учредителей устанавливает структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры заработной платы, а также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования.
Рассмотрим динамику основных показателей продаж компании «МКТ» (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Динамика основных показателей продаж ООО «МКТ» за 2006-2008 годы, млн. руб.
Показатели (нормативное значение) | Значение | Изменение | Значение на конец | Изменение | Изменение | |
на конец 2006 | на конец 2007 | 2007 года по сравнению с 2006 годом | 2008 | 2008 года по сравнению с 2007 годом | 2008 года по сравнению с 2006 годом | |
Выручка от продажи товаров | 27937 | 18784 | -9153 | 25710 | 6926 | -2227 |
Закупочная стоимость товаров | 22671 | 15461 | -7210 | 21730 | 6269 | -941 |
Коммерческие расходы | 4186 | 2967 | -1219 | 3996 | 1029 | -190 |
Прибыль от продаж | 1080 | 356 | -724 | -16 | -372 | -1096 |
Внереализационные доходы | 191 | 29 | -162 | 21 | -8 | -170 |
Внереализационные расходы | 469 | 211 | -258 | 233 | 22 | -236 |
Прибыль до налогообложения | 802 | 174 | -628 | -228 | -402 | -1030 |
Налог на прибыль | 210 | 75 | -135 | 0 | -75 | -210 |
Чистая прибыль | 592 | 99 | -493 | -228 | -327 | -820 |
По данным приведенным в таблице видно, что предприятие за анализируемый период объем продаж на 2227 тыс. руб. В результате более быстрого снижения выручки по сравнению с коммерческими расходами и закупочной стоимостью продаваемых товаров предприятие снизило прибыль от продаж с 1080 тыс. руб. в 2006 году до 356 тыс. руб. в 2007 году, а в 2008 году предприятие снизило прибыль по сравнению с 2007 годом еще на 372 тыс. руб. В результате в 2008 году предприятие имеет убыток от продаж.
|
|
Прибыль до налогообложения рассматриваемого предприятия снизилась за счет более быстрого роста внереализационных расходов по сравнению с внереализационными доходами, за счет снижения прибыли от продаж. В результате снижения прибыли до налогообложения предприятие снизило и свою чистую прибыль. Это говорит о снижении эффективности деятельности данного предприятия.
Фирма «МКТ» сегодня находится на стадии спада, о чем свидетельствуют следующие факты: острая конкуренция на продовольственном рынке г. Москвы; ежегодное снижение объемов продаж.
В настоящее время наблюдается обострение конкурентной борьбы в городе, в частности среди продуктовых магазинов. Поэтому, для сохранения своего положения на рынке города и для дальнейшего успешного развития, фирма «МКТ» постоянно отслеживает ситуацию на рынке продовольственных товаров, применяя методы маркетинговых исследований. Одним из направлений маркетинговых исследований фирмы является конкурентный анализ. В первую очередь для достижения этой цели руководством компании было принято решение об организации на предприятии отдела маркетинга.
Описание организационно-экономического механизма управления торговым предприятием ООО «МКТ» начнем с рассмотрения институционального аспекта управления, а именно, с прояснения ситуации «кто» и «кем» управляет.
Изначально нужно понимать, что, несмотря на юридическую самостоятельность предприятия, фактически руководство ООО «МКТ» в принятии стратегических управленческих решений такой самостоятельности не имеет. Нельзя сбрасывать со счетов существование такой управляющей надстройки как управляющая компания «Бизнес системы», которая осуществляет генеральное руководство всеми предприятиями, входящими в холдинг «Бизнес Системы», одним из таких предприятий и является ООО «МКТ». Это обстоятельство, несомненно, влияет на описание механизма управления рассматриваемым предприятием с точки зрения институционального анализа. Итак, иерархия управления в нашем случае будет иметь следующий вид (см. Рис. 3). Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.[12]
|
|
|
|
|
|
Рис.3. Иерархия менеджмента ООО «МКТ»
Управляющие торговыми точками осуществляют текущее планирование, организацию торгового процесса и контроль за осуществлением торгового процесса. Они несут ответственность за финансово-экономические показатели торговой точки, за выполнение текущих планов, установленных администрацией ООО «МКТ» и утвержденных управляющим директором. Но они не принимают непосредственного участия в формировании основного ассортимента, они только составляют заявки на пополнение ассортимента и отправляют их в администрацию ООО «МКТ». Они также не занимаются анализом движения товара и анализом удовлетворения потребностей покупателей. Они также не принимают участия в подборе торгового персонала, эта функция выполняется отделом кадров администрации ООО «МКТ».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что управленческие функции управляющих торговыми точками существенно ограничены.
Как видно из вышеописанного в организации управления предприятием особенно сильны вертикальные связи между целями управления, горизонтальные связи наблюдаются только между руководителями подразделений администрации ООО «МКТ». Налицо жестко регламентированный стиль управления компанией.
Рассмотрим функциональный аспект механизма управления ООО «МКТ», который позволит понять «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых.
Анализ существующей организационной структуры позволяет сделать выводы о сильной вертикали управления, все управленческие решения принимаются на высшем уровне управления, а потом по вертикали доносятся до последующих уровней управления организацией.
Стратегия управления ООО «МКТ» также разрабатывается высшим уровнем управления компании, непосредственно менеджерами управляющей компании «Бизнес Системы» и управляющим директором ООО «МКТ», остальные сотрудники ООО «МКТ» непосредственного участия в разработке стратегии управления не принимают.