Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих

Введение

 

 

Данная тема весьма актуальна в современных условиях. В последние годы  увеличилось  количество  исков  военнослужащих,  лиц,  уволенных  с военной            службы по состоянию здоровья, родственников погибших военнослужащих о возмещении вреда. Необходимо признать, что пенсионное обеспечение,  страховые  выплаты,  компенсации  и  льготы,  установленные военным законодательством, не могут устранить все негативные последствия вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, т.е. не обеспечивают возмещения вреда в полном объеме.

Военнослужащие и лица, потерявшие кормильца, все чаще прибегают к судебной защите своих прав, в частности права на возмещение утраченного заработка,  дополнительно  понесенных  расходов  в  связи  с  повреждением здоровья  или  смертью  кормильца,  а  также  на  компенсацию  морального вреда.   Свои требования они        основывают   на нормах гражданского законодательства  о  возмещении  вреда  в  полном  объеме (гл.  59  ГК  РФ).  В свою  очередь,  ответчики  (Министерство  обороны  Российской  Федерации, Министерство  внутренних  дел  Российской  Федерации,  другие  федеральные органы  исполнительной  власти,  в  которых  предусмотрена  военная  служба, воинские части, военные комиссариаты), как правило, не      признают заявленных исковых требований. Одна из причин - нерешенность вопроса о возмещении  вреда,  причиненного  жизни  и  здоровью  военнослужащих  при исполнении  ими         обязанностей военной    службы, как в военном законодательстве, так        и в практике его применения.      В результате - длительные судебные тяжбы.

Целями данной  работы  являются:

1) изучение пенсионного государственного обеспечения военнослужащих срочной службы;

2) Проанализировать статус военнослужащих;

3) Изложить условия и размер пенсии назначаемой военнослужащим;

4) В заключении сделать выводы.

 

 

Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения военнослужащих

 

Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих

 

В современном обществе мы можем    наблюдать целую систему взаимоотношений, связанных с деятельностью граждан и организаций. Устойчивые состояния, обусловленные жизнедеятельностью  человека и характеризующиеся  относительно  продолжительным существованием, например жизнь или здоровье, а также состояния, обладающие способностью периодически            повторяться, такие, как героизм,   признаются   в обществе социальными ценностями. Ценности, охраняемые законом,  именуются правовыми ценностями.

Правовые  ценности  образуют  определенную  иерархию  в  обществе. Если      наивысшим злом признать полное эмпирическое уничтожение человека,  то  наиболее ценным состоянием человека необходимо  признать жизнь  и  здоровье  как  одну  из  ее  характеристик,  отражающую  полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов1.

         Основополагающим документом социальной работы с военнослужащими является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

1  Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., 2000. С. 160.

 

       В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

      Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

     Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.

    Согласно ст. 2 Конституции Российской       Федерации правовой ценностью в российском обществе признается человек, его права и свободы. В развитие  данного положения другие  нормативные    правовые  акты

(например, УК  РФ, ГК РФ) содержат  нормы об охране ценностей, непосредственно   связанных с личностью гражданина. Сущность и содержание правовых   ценностей раскрывается через содержание прав человека,  таких,  как  право  на  жизнь,  на  личную  неприкосновенность,  на охрану здоровья  и  т.д.,  именуемых "личными  неимущественными  правами" или "нематериальными благами" (ст. 151 ГК РФ). В научной  литературе  по гражданскому  праву  указанные  понятия  употребляются  как тождественные. Личные неимущественные права              представляют собой совокупность естественных неотчуждаемых основополагающих прав и свобод человека, не зависящих от его принадлежности к какому-либо государству.

Военная  служба  в  Вооруженных  Силах  Российской  Федерации  в мирное  время  заключается  в  повседневном  выполнении  учебных  планов  и программ  боевой  подготовки,  "...  других  видов  подготовки  и  обучения, постоянном совершенствовании каждым военнослужащим своего воинского мастерства,  несении  боевого  дежурства  (боевой  службы),  гарнизонной  и внутренней  службы,  выполнении  всех  уставных  требований,  соблюдении воинской дисциплины   и т.д."2. Воинский              труд            - труд  коллективный, в процессе   которого достигается            слаженность посредством тренировок, учений,  стрельб,  походов  и  т.п.  Интенсивность  воинской  деятельности  в совокупности с повышенным риском причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего  создает  обстановку,  отличную  от  условий  других  видов деятельности3.  Поэтому  отношения,  складывающиеся  в  процессе  воинской деятельности,  в  том  числе  связанные  с  возмещением  вреда,  причиненного жизни или        здоровью   военнослужащего,  требуют детального правового регулирования.  Граждане,  поступающие  на  военную  службу,  приобретают особый  правовой  статус  -  совокупность  прав,  свобод,  включая  гарантии  их реализации, а        также обязанностей и     ответственности, установленных

Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  законами  и  иными нормативными актами Российской Федерации.

Права     (свободы) указывают на то, что может делать военнослужащий,  не  вступая  в  противоречия  с  интересами  государства  и законными  интересами  организаций  и  других  граждан  (военнослужащих). Обязанности предписывают, что военнослужащему необходимо знать, какие

 

 

2  Военное право: Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации / Под ред. Н.И. Кузнецова. М., 2006. С. 60.

3  Кудашкин А.В. Теоретико-правовые основы военной службы в Российской Федерации. М., 2000. С. 75 - 76.

 

к нему предъявляются требования4.

Права и обязанности военнослужащих имеют определенную систему и делятся, как      правило, на две группы:   общегражданские   и военно- служебные.  Общегражданскими  правами  и  обязанностями (политическими, социально-экономическими, личными правами и свободами, обязанностями), закрепленными в         гл. II        Конституции      Российской Федерации, военнослужащие пользуются наравне с другими гражданами, за исключением  установленных  законом  ограничений.  Так,  согласно  п.  2  ст.  9

Федерального  закона "О  статусе  военнослужащих"  военнослужащие  могут состоять           в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих  политических  целей,  и  участвовать  в  их  деятельности  во внеслужебное время.

Военно-служебные    права  и  обязанности   возникают   у военнослужащих в связи с прохождением военной службы и подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие  военно-служебные  права  и  обязанности  относятся  ко  всем военнослужащим:  обязанность "быть  верным  Военной  присяге...,  защищать Российскую                 Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы" (ст. 13 УВС ВС РФ), право на возмещение вреда в  порядке  обязательного  государственного  страхования  жизни  и  здоровья военнослужащих.

Каждый военнослужащий исполняет    должностные обязанности, которые            определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Так, гл. 3

УВС  ВС  РФ  определяет  права  и  обязанности  командиров (начальников)  и основных  должностных  лиц  полка (корабля),  в  том  числе  по  обеспечению прав подчиненных им  военнослужащих.  Согласно  п.  2  ст.  27  Федерального закона "О статусе военнослужащих" командиры воинских частей отвечают в

Мирное и военное время за воспитание, воинскую  дисциплину,

 

4  Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 2001. С. 118.

 

 

правопорядок,  морально-психологическое  состояние  подчиненного  личного состава и безопасность военной службы.

Специальные права военнослужащих связаны с несением внутренней, гарнизонной  и  караульной  служб,  боевого  дежурства  (боевой  службы),  а также с выполнением       специальных     заданий   (командировка,                        проверка, инспектирование и др.). Например, ст. 187 УГ и КС ВС РФ определяет права и  обязанности  часового,  а  ст.  191  регламентирует  порядок  применения  им оружия.

Реализация  прав  и  свобод  может  выражаться  в  пользовании  правом

(например,  правом  на  льготы,  установленные  законодательством)  либо  в защите   (восстановлении,               требовании компенсации) нарушенного права

(например,  требование  о  возмещении  вреда,  причиненного  здоровью  при исполнении обязанностей военной службы).

Права и законные  интересы  граждан     (военнослужащих) обеспечиваются комплексом юридических   гарантий -   "закрепленных в законодательстве  средств (способов),  специальных  мер,  которые  призваны непосредственно  обеспечить  правомерную  реализацию  и  защиту  прав  и свобод          военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами, лежащими в основе того или иного права или свободы"5.

Обязательное государственное страхование жизни    и здоровья военнослужащих, гарантирующее установленные законом выплаты при причинении  вреда жизни  или  здоровью  военнослужащих  при  исполнении ими обязанностей военной службы.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, в порядке                  гражданско-правовой ответственности воинской  части  (государства  в  лице  Министерства  обороны  Российской Федерации).

 

5  Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Указ. соч. С. 132.

 

      Возмещение  вреда  в  порядке  гражданско-правовой  ответственности воинской  части  (Министерства  обороны  Российской  Федерации)  является дополнительной гарантией защиты нематериальных благ (жизни и здоровья) военнослужащего. Возложение ответственности за вред, причиненный жизни или        здоровью военнослужащего,      обусловлено тем,                                что     в порядке обязательного      государственного    страхования                  и государственного социального обеспечения отрицательные последствия причинения вреда, возникшие  в  имущественной  и  неимущественной  сферах  потерпевшего,  не могут быть устранены в полном объеме.

Законом № 4468-1 установлены следующие виды пенсий: за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца.

          Пенсия за выслугу лет предоставляется указанным категориям военнослужащих, если продолжительность выслуги составляет 20 лет и более. В случае увольнения в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или проведением организационно-штатных мероприятий, а также по состоянию здоровья пенсия назначается лицам в возрасте 45 лет и старше при наличии общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых 12 лет и 6 месяцев приходится на военную службу и (или) службу в органах внутренних дел.

В выслугу лет засчитываются: военная служба; служба в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД РФ; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий не совершил в плену преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет может включаться также время учебы до начала службы, но не более 5 лет, из расчета один год учебы за 6 месяцев службы.

   Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: