Часть 1. Ранняя история христианства в районе РР. Дунай и Днестр

РУМЫНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЕРИОД ХРИСТИАНИЗАЦИИ


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ЧАСТЬ 1. РАННЯЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В РАЙОНЕ РР. ДУНАЙ И ДНЕСТР. 4

ЧАСТЬ 2. РУМЫНСКАЯ (МОЛДО-ВАЛАШСКАЯ) ЦЕРКОВЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. 7

ЧАСТЬ 3. СВЯТЫЕ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

 


 



ВВЕДЕНИЕ

        

    Румынская Православная Церковь считается самой большой по числу паствы (16 307 004 чел.) в мире, а также имеет государственный статус, поскольку жалованье священникам идет из государственный казны. Такое положение вещей встречается все реже. Таким образом вызывает интерес то, как такое положение вещей сформировалось и что повлияло на это.

    Актуальность данной темы заключается в том, что в современности стали возникать проблемы, которые канонически разделяют всю Православную Церковь и обращение к истории помогает найти выходы из сложившихся ситуаций.

    Цель работы показать начальный этап развития Румынской Православной Церкви.

    Для этого следует выполнить следующие задачи:

· изучить историю крещения валахов и молдован;

· рассмотреть раннюю историю христианства в районе рек Дунай и Днестр;

· привести историю некоторых святых Румынской Церкви;

· описать историю Румынской Церкви в Средние века.

 



ЧАСТЬ 1. РАННЯЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В РАЙОНЕ РР. ДУНАЙ И ДНЕСТР

 

        

Предание гласит, что христианство на румынскую землю принесли апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла[1]. Во II-III вв. на территории Румынии находилась Римская провинция Дакия, где христианство распространялось с помощью купцов, торговцев и римских переселенцев: «Если не подлежит никакому сомнению, что римский язык и нравы, римские порядки и общественность оставили глубокие следы в поселенцах Дакии Траяна, то справедливость требует допустить и то, что основное исконное начало новоисторической цивилизации – христианство – пустило первые свои лучи в здешний край именно в это время»[2].

Следует обратить внимание на то, что в отличие от других народов у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно параллельно с процессом становления румынского этноса, который возник в результате смешению даков с римскими колонистами. Румыны и молдаване составляют два самых восточных романских народа[3].

Также, он свидетельствует о том, что христианство, занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться сюда не с востока, а с запада, так как во II-III вв. Византийской Церкви еще не существовало[4].

Также, о раннем развитии христианства и даже хорошей церковной организации на территории Румынии свидетельствуют большое количество мучеников, которые пострадали в годы гонений римских правителей на Церковь Христову. В 1971 г. была обнаружена древняя христианская базилика на одной из дорог ведущих к холмам Никулицеле (уезд Тулча). Там были найдены гробницы четырех христианских мучеников – Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа. Эти мученики отдали своб жизнь за Христа во время правления Траяна (98-117). Также, известны мученики, которые пострадали во время правления Диоклетиана, это епископы Ефрем Томский и Ириней Сирмийский, священники и диаконы[5].

Латинский миссионер св. Никита Ремесьянский (431) распространял христианство на территории Румынии в V в.: «Он обратил к христианству многие народы и основал между ними монастыри»[6]. Также известно, что на Втором, Третьем и Четвертом Вселенских соборах уже был епископ из г. Томы (ныне Констанца). В хрониках IV в. упоминается епископ из г. Акве, который боролся с еретиками того времени, но только в XIV столетии образуются две митрополии: одна в Валахии (основанная в 1359 г. Первый митрополит – Иакинф Критопул), а другая в Молдавии (основанная в 1387 г. Первый митрополит – Иосиф Мушат)[7].

Стоит отметить, что Дакия входила в область Иллирика, поэтому и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, входившего в юрисдикцию Рима, то есть подчинявшегося Римскому престолу. Но после разрушения Сирмии в V в. гуннами церковная область Дакии вошла в юрисдикцию Солунского архиепископа, который подчинялся то Риму, то Константинополю.

В VI в. Дакия подчинялась основанным Юстинианом I в его родном городе центре церковной администрации – первой Юстиниане: «Желая всячески возвеличить свою родину, – говорилось в рескрипте Юстиниана, – император хочет, чтобы и епископ ее пользовался правами высшего иерарха, именно, чтобы он был не только митрополитом, но и архиепископом. Его юрисдикция отныне должна простираться на следующие провинции: Дакию средиземную и береговую, верхнюю Мизию, Дарданию, Превалис, вторую Македонию и часть второй Паннонии. «В старину, – замечалось далее, — префектура находилась в Сирмии, которая и служила центром как гражданского, так и церковного управления для всего Иллирика». Но во времена Аттилы, когда северные провинции были опустошены, префект Аппении бежал из Сирмии в Фессалонику, а «под сенью префектуры» и епископ этого города приобрел прерогативы высшего иерарха Иллирика. В настоящее время, ввиду того что придунайские области возвращены империи, император счел необходимым перенести префектуру опять на север, в Дакию средиземную, лежащую недалеко от Паннонии, где находилась раньше эта префектура, и поместить ее в своем родном городе. Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа»[8].

В VIII в. имератор Лев Исаврянин полностью подчинил Дакию канонической власти Константинопольской Церкви[9].

Следует сказать о том, что становление румынской государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту территорию разных кочевых племен. В конце III в. вторглись готы и гепиды, а в IV-VI вв. вторглись гунны и авары. А с VI в. соседями румын стали славяне и с тех пор на румын оказывалось славянское культурное влияние.

Румыния исторически делится на три области: на юге – Валахия, на востоке – Молдова, на северо-западе – Трансильвания. И исторические события этих трех территорий складывались по-разному.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: