Часть 2. Румынская (молдо-валашская) Церковь в Средневековье

 

        

Как было сказано выше история земель, которые в итоге объединились в Румынию складывалась по-разному. В конце VIII в. Валахия вошла в состав Первого Болгарского Царства и это привело к тому, что с X в. румыны стали совершать богослужение на церковнославянском языке, на котором служили вплоть до XVII в. Валащская Церковь была канонически подчинена Болгарской Церкви (Охридскому, а затем – Тырновскому патриарху)[10]. Зависимость румын от Болгарской Церкви имела то следствие, что румыны приняли алфавит, изобретенный братьями Кириллом и Мефодием, и славянский язык в качестве языка церковного. Случилось это естественно, ибо румыны тогда еще не имели своей – румынской-письменности[11].

    Валахия. На протяжении XI-XII вв. Валахия подвергалась нападениям печенегов, половцев и других тюркских народов, а в XIII в. и вовсе часть ее территории оказалась под властью монголо-татар.

    В 1324 г. Валахия стала самостоятельным государством и валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского патриарха возведения Церкви на территории государства в ранг митрополии и до XVIII в. Валашская митрополия занималась широкой автономией. Это говорит о том, зависимость от Константинополя была номинальной[12].

    С начала XV в. Валахия попала в вассальную зависимость от турецкого султана, но она не входила в состав Османской империи, но была лишь ее данницей. Благодаря этому до XVI в. валашские вовеводы избирались высшим духовенством и боярами, а после назначались из числа этнических румын султанами[13].

    Молдова. Территория Молдовы не входила в провинцию Дакии, но несмотря на это испытала на себе сильное римское влияние во II-IV в. С VI здесь стали селиться славяне. С IX в. в междуречье Прута и Днестра проживали славянские племена уличей и тиверцев. С X в. эти земли вошли в сферу влияния Киевской Руси. Но вторжение половцев и печенегов привели к тому, что славянское население исчезло к концу XII в. А в XVIII в. и начале XIV в. Молдова находилась под властью монголо-татар. Когда татаро-монгольское иго было свергнуто в 1359 г., то возникло независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом. В состав этого княжества также вошла и Буковина[14].

    Поскольку на территории Молдовы была сложная политическая ситуация, то до XIV в. не было определённой церковной организации и богослужение совершали священники, приходившие из сопредельных Галицких земель. Но после основания Молдавского княжества в конце XIV в. была учреждена Молдавская митрополия в составе Константинопольского патриархата (впервые была упомянута в 1386 г.)[15].

    Молдавскому государству было необходимо отстаивать свою независимость в борьбе с полками, венграми и турками. Но в 1456 г. все же признали вассальную зависимость от турецкого султана. Молдова, как и Валахия, до начала XVI в. сохраняла право выбора своих господарей, после XVI они стали назначаться султаном.

    Положение Церкви Молдовы. Как и Валахии несмотря на зависимость от Османской империи было намного лучшим, чем в других землях. Покровительство местных господарей способствовало тому, что сохранилась полная свобода богослужений, а также разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри и созвать Церковные соборы. Именно поэтому Восточные Патриархаты и Афонские монастыри приобретали в этих землях имения, которые в итоге приносили доход[16].

    В XVIII в. началась активная эллинизация: стали назначать на важные должности греков-фанариотов. Богослужение стали проводить на греческом языке. Во второй половине XVIII в. Валашский митрополит был признан первым по чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 году ему был пожалован почетный титул Наместника Кесарии Каппадокийской – исторической кафедры, которую возглавлял в IV веке святитель Василий Великий[17].

    Трансильвания. Территория Трансильвании была в XI-XII вв. завоевана венграми и Православие стало не признанной религией, а терпимой. Православное население стало платить десятину католическому духовенству. Православное духовенство считалось обычным податным сословием, которое платило государственные подати, а если приход находился на земле помещика, то также платили и оброк.

    В 1541 г. было образовано Трансильванское княжество, которое вышло из-под власти Венгрии и признало над собой сюзеренитет турецкого султана. В правление валашского князя Михая Храброго (1592-1601) Трансильвания, Валахия и Молдова на короткое время объединились в одно государство. Это объединение послужило тому, что в 1599 г. в Трансильвании была учреждена отдельная митрополия. Но венгерское владычество было восстановлено вновь, и венгры приняли кальвинизм, который стал господствующим вероисповеданием[18].

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: