Часть 3. Святые Румынской Церкви

 

    Одним из признаков признания Церкви самостоятельной является наличие у Нее сонма святых. У Румынской Православной Церкви такие святые есть.

Дмитрий Новый. Святой Димитрий жил в XIII веке. Он родился в селе Басарабов, расположенном на реке Лом, притоке Думая, в Болгарии. Родители его были бедны. Сына они растили в глубокой преданности христианской вере. С ранних лет Димитрий был пастухом. Когда скончались его родители, он ушел в небольшой монастырь в горах. В келье своей он вел строгий образ жизни. Крестьяне часто приходили к нему за благословением, за советом и удивлялись его доброте, приветливости и высоте духовной жизни. Почувствовав приближение кончины, святой ушел далеко в горы, где в глубокой расселине между скал предал дух свой Богу. Нетленные останки его позднее были перенесены в храм его родного села. Прикосновение к мощам святого одной больной девушки исцелило ее от тяжелой болезни. Слава о святом распространилась далеко окрест. В честь его был построен новый храм, где положили мощи святого. В июне 1774 года, при содействии одного из русских военачальников, мощи святого были перенесены из Болгарии в Румынию – в Бухарест, где и поныне находятся в кафедральном соборе. С тех пор в бессчетном числе к ним притекают для поклонения с молением о благодатной помощи православные христиане страны[19].

Еп. Иосиф (Стойка [румын. Stoica]; † ранее 3.06.1711). 1-й православный епископ (впоследствии архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании. Из старинного дворянско-священнического карпаторусского рода, представители которого жили в Закарпатье и в Трансильвании. Предполагается, что отец Иосиф был православным священником, служившим в церкви в с. Кричеве (ныне Закарпатской обл., Украина), позднее настоятелем этого храма являлся Петр Стойка - родной брат Иосифа

В 1690 году был избран епископом Мараморошским. Его архиерейскую хиротонию в 1691 году совершил митрополит Молдавский святитель Досифей. Местопребыванием владыки стал Грушевский Михаило-Архангельский монастырь. После того как обитель была закрыта, кафедра владыки Иосифа перемещалась в Угольский и Кричевский монастыри. В 1695 году владыка подписывался как епископ Мараморошский, а в 1696 году - уже как архиепископ. Полный же его титул приводится как "Иосиф Стойка, Божией милостию Архиепископ Маромороша, экзарх ставропигии Патриарха Цареграда нового Рима, администратор Митрополита Белградо-Семиградского и всей Православной Церкви восточно-угорских и прочее".

Владыка Иосиф был безустанным защитником Православия от давления цесарских властей, которые стремились склонить православных в унию или кальвинизм. Его миссионерские поездки простирались не только на Марамуреш, но и на остальное Закарпатье, на Галичину, и на Трансильванию, где он усердно убеждал народ непоколебимо стоять в Православии. Во время миссии в Галичину "Владыка Иосиф Стойка заехал и на Волынь и там освятил церковь Пуцыковского монастыря".

В 1701 году владыка был вызван в Вену, где ему предложили отречься от православной веры и принять унию в обмен на материальные поощрения. Исповедник наотрез отказался, за что подвергся грязным наветам, а потом и аресту. Его освободили только под давлением православного народа.

В 1705 году против владыки был снова возбуждён процесс и его опять осудили. Православные снова возбудились и к концу года исповедника отпустили, но на этот раз уже не позволили вернуться к архипастырскому служению.

Только в 1711 году владыка Иосиф смог снова вернуться к служению на Марамурешской кафедре, но к этому времени он уже сильно ослаб и вскоре скончался. Последнее упоминание о нём относится к 1712 году

Исповедник Иосиф был прославлен в лике святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в 1992 году, по представлению епископа Марамурешского Иустиниана. Днем его памяти было определено 24 апреля, вместе с Трансильванскими священномучениками Илией (Иорестом) и Саввой (Бранковичем)[20].

Илия (Иорест) (1600 - 1678), митрополит б. Трансильванский, исповедник, святитель. Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении получил имя Илия.

Юношей Илия поступил в Путненский монастырь. После того, как он обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.

В сентябре 1640 года он был избран вдовствующую кафедру Трансильвании стараниями молдавского господаря Василия Лупу. Хиротонисан во епископа Трансильванского в кафедральном соборе Тырговиште митрополитом Унгро-Влахийским Феофилом в сослужении собора архиереев. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии.

Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами.

Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством.

При нем в сентябре-октябре 1642 года состоялся Собор в Яссах, который принял православное исповедание митрополита Киевского Петра (Могилы). Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ митрополит Молдавский святитель Варлаам. Видимо митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый «Собор» благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита.

Сведенный с кафедры митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года.

В 1645 году митрополит Илия направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Владыка вернулся из России, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.

Остаток своих дней он провел в родном Путненском монастыре.

Скончался 12 марта 1678 года, похоронен в Путненском монастыре.

В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди предложенных имен было и имя митр. Илии. Канонизирован в 1955 году в Алба-Юлии[21].

Митрополит Ардяльский Савва Бранкович. В то тяжелое время православные Трансильвании, по большей части румыны, находились под венгерскими правителями, почему среди них усиленно насаждался римо-католицизм и протестантизм, причем Православная Церковь области была властями "вверена" для обращения кальвинистам. Святитель Савва показал себя преданным пастырем и великим защитником Православия в Трансильвании. Он смело обличал заблуждения кальвинизма, воодушевляя свою паству стоять в Православии. Святитель был также настроен против османских владетелей. При нем было воздвигнуто немало новых православных храмов в городах и селах, поставлены новые священники. Митрополит восстановил свой кафедральный собор и ряд других поврежденных церквей.

По велению Трансильванского правителя святитель был однажды кратковременно смещен с кафедры с лета 1659 по лето 1660 года.

В начале 1668 года отправился в Россию за милостынью, как и его святой предшественник митрополит Илия. Он побывал в Москве и был принят царем Алексеем Михайловичем, который оказал митрополиту щедрую помощь. Он также получил позволение для себя и своих наследников посещать Россию раз в 7 лет за милостынью. Возможно, именно в то время он встретился с будущим патриархом Иоакимом и утвердил последнего в мысли о возможности объединения православных народов южной Европы под патриаршим престолом всея Руси.

Со времени этого путешествия, отношения митрополита с Трансильванским правтителем Михаилом Апафи ухудшились. Однако, в 1670 году владыка Савва предпринял поездку в Румынские земли, откуда заручился ежегодной пенсией в 6 тысяч бани.

Видя, что митрополит Савва успешно охраняет православных от обращения в кальвинизм, Михаил Апафи прибегнул к очернению святителя. 2 июня 1680 года состоялся суд над митрополитом, и он был смещен со своей кафедры за православные убеждения. Его собственность, состоявшая главным образом из книг, облачений и церковных сосудов, была отнята.

Митрополит был после этого заключен в тюрьму на три года, где его истязали и склоняли принять кальвинизм. Оставшись непоколебимым в исповедании Православия, святитель Савва наконец дождался освобождения в 1683 году из-за политической обстановки.

Телесно ослабленный мучениями, священноисповедник Савва преставился в апреле того же года в Алба-Юлии[22].

Иоанн Валах. Родился в XVII веке в Валахии и происходил из богатой благородной боярской семьи. Был захвачен турками, когда они завоевали его страну после восстания воеводы Михны в 1662 году. Его купил воин, привязал к дереву и подверг крайнему поруганию. Угнетённый стыдом и болью, Иоанн убил своего истязателя, когда тот спал. Его обнаружили другие воины и отвезли в Константинополь, где он предстал перед визирем. Визирь отдал его жене погибшего солдата, сказав, что она может делать с ним что хочет.

Очарованная наружностью 15-летнего юноши, женщина предложила ему на ней жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал имя Иисуса Христа. Его бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз приходила и снова повторяла свое предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем искушениям. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его.

Святой Иоанн был повешен турками в Пармак-Капп 12 мая 1662 (или 1665) года[23].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Румынская Церковь преодолела длинный и тяжелый путь, прежде чем стать единой Церковной организацией. Это связано с разного рода политическими процессами, происходившими на территории современной Румынии.

    Сначала, Румыния состояла из трех разрозненных территорий, которые в итоге смогли объединиться в одну Церковную юрисдикцию несмотря на все гонения, которые претерпевала от турков, венгров и др. народов.

    Также, интересен тот факт, что в истории Румынской Церкви не было определенного периода крещения, поскольку из-за набегов кочевников долгое время в Румынии не могла появиться государственность, поэтому христианство на этой территории появилось с древних времен, сначала после проповеди апостола Андрея, а далее, в Дакии, которая была частью Римской империи. Тем самым можно говорить о том, что действительно на той территории христианство было с апостольских времен.

    Если говорить о Дакии, то можно отметить роль императоров в определении юрисдикции митрополий, поскольку в разное время Дакия была подчинена то Константинопльскому патриарху, то римскому престолу, как это было при императоре Льве Исаврянине, когда он окончательно подчинил Дакию Константинополю.

    Также, важно отметить то, как образовывали митрополичьи округа в зависимости от государственных границ, как это было, например, во время правления Михая Храброго, который смог на некоторое время объединить все территории и тем самым была образована новая митрополия, что говорит о том, что церковные округа создаются в связи с реальным положением дел в мире.

    Интересно положение Румынии и во время Османского ига, которое было исключительным, поскольку они даже не входили в состав Османской империи, а лишь платили дань и имели свободу в религиозной деятельности.

    Также, стоит отметить и наличие у Румынской Церкви большой сонм святых, которые пострадали за веру и не отреклись от Христа несмотря на обещание богатства и власти.

    Все эти факторы хорошо характеризуют Церковь как живой и святой организм, который управляется Богом во все времена.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арсений, еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904.

2. Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

3. Илия (Иорест) // URL: https://drevo-info.ru/articles/27135.html (дата обращения: 13.11.2019).

4. Иоанн Влах // URL: https://drevo-info.ru/articles/13675778.html (дата обращения: 13.11.2019).

5. Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904.

6. Лашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886.

7. Пидгайко В.Г. Иосиф // URL: http://www.pravenc.ru/text/578551.html (13.11.2019).

8. Савва (Бранкович) // URL: https://drevo-info.ru/articles/14948.html (дата обращения: 13.11.2019).

9. Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

 

 

        


[1] Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

[2] Лашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886. С. 23.

[3] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[4] Лашков Н., свящ. Темный период в истории Румынии. Кишинев, 1886. С. 25.

[5] Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

[6] Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904. С. 66.

[7] Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

[8] Арсений, еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904. С. 25 –26.

[9] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[10] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[11] Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

[12] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[13] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[14] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[15] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[16] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[17] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[18] Бурега В. История Румынской церкви: церковный аспект // URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40152.htm (дата обращения: 13.11.2019).

[19] Скурат К. Е. История Поместных Церквей // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/3 (дата обращения: 13.11.2019).

[20] Пидгайко В.Г. Иосиф // URL: http://www.pravenc.ru/text/578551.html (13.11.2019)

[21] Илия (Иорест) // URL: https://drevo-info.ru/articles/27135.html (дата обращения: 13.11.2019).

[22] Савва (Бранкович) // URL: https://drevo-info.ru/articles/14948.html (дата обращения: 13.11.2019).

[23] Иоанн Влах // URL: https://drevo-info.ru/articles/13675778.html (дата обращения: 13.11.2019).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: