1. Сфера использования | ||||
Сфера делопроизводства и официальных отношений | ||||
2. Тематика | ||||
Официальные отношения между государствами, юридическими лицами, физическими лицами и т.д. | ||||
3. Цели | ||||
Установление отношений между государствами на международном уровне с помощью соглашений и протестов | Установление отношений между государством и гражданами, организацией и физическими лицами на уровне закона | Установление отношений между руководством и подчиненными на уровне приказов, распоряжений, разного рода деловых бумаг | ||
4. Подстили | ||||
Дипломатический | Законодательный | Канцелярский | ||
5. Основные жанры | ||||
Соглашения, конвенция, меморандум, нота, коммюнике. переговоры | Закон, указ, устав, конституция | Приказ, протокол, заявление, расписка, доверенность, деловая беседа, переговоры | ||
1. Основные языковые черты | ||||
· клише, · стилистически окрашенная фразеология, · отсутствие средств выразительности | ||||
2. Ведущие стилевые черты | ||||
· стандартность · шаблонность · официальность
· конкретность · обобщенно-отвлеченный характер информации; · безэмоциональность, бесстрастность; · сжатость, компактность изложения при информативной насыщенности |
Разновидности и жанры официально-делового стиля
Язык законов – это официальный язык, язык государственной власти, на котором она говорит с населением. Он требует точности выражения мысли, обобщенности выражения, полного отсутствия индивидуализации речи, стандартности изложения.
Служебная переписка характеризуется в первую очередь высокой стандартизованностью. Существование моделей и их речевых вариантов, т.е. стандартов, значительно облегчает составление деловых писем. Деловые письма именно составляются, а не пишутся.
Краткость и точность – также необходимые атрибуты деловых писем.
Коротко и ясно следует писать и деловые бумаги (заявления, автобиографию, расписку и т.п.) они составляются по определенной форме.
Под основными жанрами документации понимаются формы официально-делового письма, сюда относятся следующие виды документов:
Для ОДС характерна широкая сфера употребления (международная политика, законодательство, область деловых отношений) и многообразие жанров, поэтому внутри него выделяются три подстиля: законодательный, дипломатический и административно-канцелярский.
Законодательный подстиль обслуживает область правовых отношений. Он ограничен по составу документов, в число которых входят: закон, кодекс, конституция, указ, устав, положение (например, о выборах в Государственную Думу). Главная функция законодательного подстиля – рекомендательно-регулирующая.
|
|
Законодательный подстиль характеризуется большей, чем в других функциональных стилях, языковой однородностью, простотой и краткостью. Чёткость формулировок здесь абсолютно необходима, так как законы не должны быть истолкованы по-разному.
В законодательном подстиле отсутствуют многозначные слова, так как не-обходима точность изложения, не употребляется экспрессивная лексика.
Дипломатический подстиль обслуживает область международных отношений в сфере права и политики. Основные виды документов: конвенция (со-глашение), коммюнике (официальное сообщение о международных переговорах и соглашениях), меморандум (памятный документ, детально излагающий существо вопросов, являющихся предметом дипломатической переписки), декларация (заявление от имени государства), нота (обращение одного правительства к другому), заявление, договор, соглашение.
Главные функции дипломатического подстиля: регулирующая (конвенции, соглашения, международные договоры), воздействующая (ноты, декларации, заявления), информирующая (меморандум, коммюнике).
Административно-канцелярский подстиль применяется прежде всего в области административно-ведомственных отношений, но любой человек в течение жизни постоянно сталкивается с необходимостью написания каких-либо деловых бумаг.
Основные функции административно-канцелярского подстиля: организационная (уставы, положения, правила, инструкции), распорядительная (приказы, постановления, распоряжения, указания) и справочно-информационная (договоры, докладные записки, анкеты, разнообразные акты).
Административно-канцелярский подстиль функционирует и в устной форме: в докладах, сообщениях, выступлениях, распоряжениях и пр.
Унификация (т. е. приведение к единообразию) языка служебных документов – это основная особенность административно-канцелярского подстиля. В целях унификации языка используются стандартные языковые модели или конструкции, которые отражают типовые ситуации делового общения.
Сравнение подстилей ОДС показывает, что административно-канцеляр-ский подстиль отличается наибольшей стандартизованностью языка, строгой официальностью и безэмоциональностью, законодательный – четкостью и по-нятностью формулировок, а дипломатический – экспрессивностью на уровне лексики, фразеологии и синтаксиса.