Жанры и функции публицистического стиля

Наиболее характерные жанры данного стиля — это

1. информационная заметка, информационное сообщение,

2. очерк, репортаж, фельетон, интервью,

3. публичная ораторская речь (развлекательная, информационная, агитационная),

4. судебная речь,

5. выступление на радио, телевидении и т.п.

 

Средства массовой информации (СМИ) выполняют в обществе следующие функции:

• информационную — информируют общество о событиях и фактах, происходящих в обществе;

• комментарийно-оценочную – дают информацию о событиях, сопровождающихся оценкой и комментарием, воздействуют на адресата (сообщения, факты и комментарии), формируют мнение людей о том или ином событии, факте,

• гедонистическую — представляют не только развлекательную информацию, но и информацию, которая просто доставляет человеку удовольствие.

Основные черты публицистического стиля

‒ сочетание экспрессии и стандарта.

Присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию.

 

Например,

Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

Стандарт появляется там, где информация повторяется каждый день: на официальных визитах, при объявлении прогноза погоды, констатации факта катастрофы и т.д.;

 

‒ постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов: (диско-казнь от Ростроповича, Чернобильлэнд).

Неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением.

 

Например,

«Дорога длиною в год» — день длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год, Клевета длиною в 5 лет, Подвиг длиною в жизнь и т.д.

‒ простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т. д..

 

Например,

Надо ли бороться с курильщиками? С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

• рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля:

В какой стране мира лучше болеть? Лечение мазутом. Отряд смертельного назначения. Цивилизованный рынок выгоден всем и т.д.

• документальность – достоверность: Это качество, к сожалению, не всегда свойственно сегодняшним газетным и теле- и радиоматериалам. Однако многие журналисты России поддерживают акцию журналистов Чистые перья, одно из требований которой — достоверность: можно писать о реальности события, если одно подтверждено информацией минимум трех независимых друг от друга источников.

 

Публицистический стиль. Языковые признаки публицистического стиля: лексические, морфологические и синтаксические.

Публицистический стиль речи(общая характеристика)

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-полити­ческих журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: