Глава 2. Автоматизация системы контроля доставки товаров

Действующая система контроля доставки товаров  создавалась в начале 90-х годов исключительно как таможенная замкнутая система, ориентированная на традиционный бумажный документооборот. Однако за последние 10 лет она значительно развилась и теперь информационно связана с аналогичной системой ФТС России. Работа по модернизации транзитной системы продолжается.

В ней будут реализованы следующие принципы:

ü обмен информацией в виде электронных сообщений в реальном режиме времени;

ü исключение дублирования информации;

ü предварительное информирование;

ü использование системы оценки рисков;

ü ведение статистики транзитных перевозок;

ü включение участников ВЭД в электронную транзитную систему.

Новая система будет обеспечивать полноценный доступ перевозчикам, экспортерам и импортерам в таможенную информационную систему по аналогии с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС.

Наибольший эффект реализация этого принципа даст тогда, когда мы введем для добросовестных участников ВЭД упрощенную процедуру отправки и доставки. Основное отличие: по общей процедуре отправитель должен представить товары и транспортные средства в таможенный орган (на склад СВХ); по упрощенной процедуре товары уйдут со склада отправителя сразу на склад получателя.

Сам алгоритм будет выглядеть следующим образом: субъект хозяйствования отправляет товар и представляет информацию о нем в таможню отправления путем подачи электронного сообщения. Таможня проверяет полученные сведения, используя систему анализа рисков, и либо выдает разрешение на отправку товара, либо инициирует досмотр груза. Принятое таможней отправления решение направляется в таможню назначения. Когда товар прибывает на склад получателя, он информирует об этом таможню назначения, которая в свою очередь также выносит соответствующее решение и информирует таможню отправления о закрытии доставки. При этом каждая из приведенных технологических операций (за исключением таможенного досмотра) осуществляется исключительно в формате электронного сообщения, дистанционно.

По общей процедуре товар будет доставлен на СВХ, и получатель товара должен прийти в таможенный орган за получением разрешения на использование товара, что и происходит в настоящее время.

Введение упрощенной процедуры доставки товаров даст максимальный эффект для участников ВЭД при одновременном использовании возможностей системы ЭД [3].

Глава 3. Переход на ЕАД

С целью внедрения в национальную систему транзита элементов Европейской системы транзита, в Беларуси с 1 января 2008 начато оформление документа контроля доставки (ДКД), гармонизированного с Единым административным документом (ЕАД), применяемым в странах Европейского Союза при перевозке под таможенным контролем товаров, экспортируемых в страны ЕС [9].

Основным преимуществом ДКД/ЕАД для перевозчика является то, что он может, пока оформляется экспортная поставка, помимо разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем по территории Республики Беларусь, получить гарантию таможенных органов ЕС и справочный номер перевозки по территории ЕС, который необходимо назвать в пункте пропуска при въезде на территорию стран ЕС. Это позволяет значительно сократить время пересечения границы.

На практике это выглядит так. На основании электронной копии экспортной декларации формируется электронный макет ЕАД и отправляется посредством электронной почты партнеру в ЕС. Там эта информация проверяется и предварительно посылается в таможенные органы ЕС, которые принимают предварительное решение на перемещение данного товара по территории ЕС (в данный документ вносятся сведения о гарантии, которую предоставляет партнер, и справочный номер перевозки). Эти сведения предоставляются белорусской стороне, справочный номер перевозки передается водителю, документ формы ДКД/ЕАД распечатывается, одновременно с экспортом оформляется перевозка под таможенным контролем, и водитель въезжает на территорию ЕС, где ему необходимо только назвать регистрационный номер перевозки, по которому сотрудники таможни находят сведения в базе данных, предварительно внесенные туда экспедитором. По свидетельству перевозчиков, которые уже пользовались новой процедурой ДКД/ЕАД, это ускоряет прохождение границы на 1 – 1,5 часа [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: