Таможенные органы при реализации задач, возложенных на них, в рамках своей компетенции осуществляют комплекс мер в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В частности, в целях обеспечения соблюдения законодательства о лицензировании Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь осуществляется контроль за деятельностью лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области таможенного дела.
Для эффективного использования ресурсов таможенных органов в деле выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства в Беларуси начала применятся система управления рисками (далее – СУР).
В развитых странах мира основой таможенного администрирования стала система управления рисками. С ее помощью принцип выборочности таможенного контроля обретает логически выстроенное, обоснованное содержание.
Введение системы управления рисками не представляется возможным без разработки и внедрения соответствующих информационных технологий (и в первую очередь - систем обработки баз данных).
|
|
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы»: управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации. Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства [1].
Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:
· область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;
· индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;
· профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.
|
|
Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:
- использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
- использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;
- использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).
Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.
Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:
1. Базы данных электронных копий:
1) грузовых таможенных деклараций;
2) уведомлений о направлении товаров;
3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);
4) корректировки таможенной стоимости (КТС);
4) таможенных приходных ордеров (ТПО);
5) электронных журналов;
6) центральный реестр участников ВЭД.
2. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:
1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
2) с ГТС Украины;
3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;
4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);
5) с министерствами, ведомственными службами.
3. Специализированные базы данных:
1) паспортов сделок;
2) валютного контроля;
3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;
4) информации об административных правонарушениях.
4. Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, таможенной декларации, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.
5. Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.
6. Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок.
7. Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.
Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
В соответствии с рекомендациями Киотской конвенции, при осуществлении таможенного контроля, сотрудники таможенных органов должны руководствоваться принципом выборочности на основе применения системы управления рисками.
Заключение
27 ноября в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были подписаны документы, которые положили начало функционированию Таможенного союза трех государств: Беларуси, России и Казахстана. Главы таможенных администраций изучили развитие информационных технологий, позволяющих таможенным органам вести обмен данными, взаимодействие таможенных и транспортных органов. Создание Таможенного союза с 1 июля 2010 года определило новые задачи, направленные на развитие сотрудничества таможенных органов союзных государств.
|
|
Ранее, решением Комиссии таможенного союза от 29 мая 2009 г. № 54 создана Экспертная группа по направлению «Информационные технологии в таможенном союзе».
Основная задача Комиссии таможенного союза сегодня, наладить взаимодействие всех информационных баз данных при осуществлении деятельности таможенных органов союза.
Для этого необходимо, прежде всего:
– наладить оперативную систему межведомственного взаимодействия
– разработать нормативно-правовую базу, дающую юридическую основу
– внедрить электронный документооборот в деятельность таможенных органов
– обеспечить безопасность передачи информации
– обеспечить полноту предоставляемой информации и доступность ее заинтересованным субъектам
– четко регламентировать деятельности субъектов хозяйствования в сфере применения информационных технологий для таможенных целей
– обеспечить подготовку сотрудников таможенных органов в сфере применения информационных технологий
Таможенный союз является ступенькой в международной интеграции, предшествующей экономическому союзу. Поэтому сейчас важным является скорейшее проведение в жизнь всех поставленных задач.
А
авторизованное сообщение, 12
алгоритм, 8
анализ рисков, 13
АСУПКАПП, 10
Б
Базы данных, 16
Д
декларант, 11
дистанционно, 8
ДКД/ЕАД, 9
документооборот, 7
Е
единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства, 6
И
информационные таможенные технологии, 7
информационные технологии, 4, 14, 18
информация, 14
О
обработка информации, 11
П
предварительное информирование, 8
принципы, 7
Р
режим реального времени, 7
|
|
риск, 15
С
система контроля доставки товаров, 7
система контроля за доставкой товаров, 6
система управления рисками, 14
Союзное государство, 6
Т
таможенная граница, 6
таможенное оформление, 4
таможенном деле, 4
Таможенный комитет, 6
Таможенный союз, 19
Э
Электронная форма декларирования, 12