Глава 6.Система управления рисками

Таможенные органы при реализации задач, возложенных на них, в рамках своей компетенции осуществляют комплекс мер в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В частности, в целях обеспечения соблюдения законодательства о лицензировании Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь осуществляется контроль за деятельностью лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области таможенного дела.

Для эффективного использования ресурсов таможенных органов в деле выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства в Беларуси начала применятся система управления рисками (далее – СУР).

В развитых странах мира основой таможенного администрирования стала система управления рисками. С ее помощью принцип выборочности таможенного контроля обретает логически выстроенное, обоснованное содержание.

Введение системы управления рисками не представляется возможным без разработки и внедрения соответствующих информационных технологий (и в первую очередь - систем обработки баз данных).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы»: управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации. Цель системы управления рисками  - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства [1].

Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

· область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

· индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;

· профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

- использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;

- использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся:

1. Базы данных электронных копий:

1) грузовых таможенных деклараций;

2) уведомлений о направлении товаров;

3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);

4) корректировки таможенной стоимости (КТС);

4) таможенных приходных ордеров (ТПО);

5) электронных журналов;

6) центральный реестр участников ВЭД.

2. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:

1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);

2) с ГТС Украины;

3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;

4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);

5) с министерствами, ведомственными службами.

3. Специализированные базы данных:

1) паспортов сделок;

2) валютного контроля;

3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

4) информации об административных правонарушениях.

4. Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, таможенной декларации, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.

5. Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.

6. Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок.

7. Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В соответствии с рекомендациями Киотской конвенции, при осуществлении таможенного контроля, сотрудники таможенных органов должны руководствоваться принципом выборочности на основе применения системы управления рисками.

Заключение

27 ноября в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были подписаны документы, которые положили начало функционированию Таможенного союза трех государств: Беларуси, России и Казахстана. Главы таможенных администраций изучили развитие информационных технологий, позволяющих таможенным органам вести обмен данными, взаимодействие таможенных и транспортных органов. Создание Таможенного союза с 1 июля 2010 года определило новые задачи, направленные на развитие сотрудничества таможенных органов союзных государств.

Ранее, решением Комиссии таможенного союза от 29 мая 2009 г. № 54 создана Экспертная группа по направлению «Информационные технологии в таможенном союзе».

Основная задача Комиссии таможенного союза сегодня, наладить взаимодействие всех информационных баз данных при осуществлении деятельности таможенных органов союза.

Для этого необходимо, прежде всего:

– наладить оперативную систему межведомственного взаимодействия

– разработать нормативно-правовую базу, дающую юридическую основу

– внедрить электронный документооборот в деятельность таможенных органов

– обеспечить безопасность передачи информации

– обеспечить полноту предоставляемой информации и доступность ее заинтересованным субъектам

– четко регламентировать деятельности субъектов хозяйствования в сфере применения информационных технологий для таможенных целей

– обеспечить подготовку сотрудников таможенных органов в сфере применения информационных технологий

Таможенный союз является ступенькой в международной интеграции, предшествующей экономическому союзу. Поэтому сейчас важным является скорейшее проведение в жизнь всех поставленных задач.

 

А

авторизованное сообщение, 12

алгоритм, 8

анализ рисков, 13

АСУПКАПП, 10

Б

Базы данных, 16

Д

декларант, 11

дистанционно, 8

ДКД/ЕАД, 9

документооборот, 7

Е

единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства, 6

И

информационные таможенные технологии, 7

информационные технологии, 4, 14, 18

информация, 14

О

обработка информации, 11

П

предварительное информирование, 8

принципы, 7

Р

режим реального времени, 7

риск, 15

С

система контроля доставки товаров, 7

система контроля за доставкой товаров, 6

система управления рисками, 14

Союзное государство, 6

Т

таможенная граница, 6

таможенное оформление, 4

таможенном деле, 4

Таможенный комитет, 6

Таможенный союз, 19

Э

Электронная форма декларирования, 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: