Стремление к точности языка. Отчасти этому способствовало то, что ученые говорили на латыни. «Привычка» сохранилась и в современной науке (фармакология).
Специфические черты
- точность, однозначность выражения языка
- во избежание парадоксов в науке принято различать язык объектный и метаязык. На нем описывается язык объектов
В языке науки можно выделить понятийные слои:
1) Специфичных для данной дисциплины терминов (тезаурус)
2) Слой общенаучных понятий.
Основные источники – частные дисциплины, философия, неспециализированное функционирование языка. Объект, состояние, свойство, причинность, устойчивость, закон, пространство, время, система...- общие. Они определяют структуру познавательной деятельности, нацеливая внимание исследователя на определенные аспекты изучаемого объекта.
3) Элементы естественного языка в виде вспомогательных, общезначимых слов и грамматики. Употребление метафор в науке. Метафоры скрывают уподобление, они не точны, позволяют разорвать цепи строгости, точности, выразить неясную гипотезу.
|
|
Язык науки развивался вместе с наукой. Выводятся:1.забывают, 2.критика. Введение: 1.если необходимо назвать, обозначить принципиально новое открытие, 2.если термины позволяют по-своему сформулировать проблему или увидеть объект. Среди наук есть полностью формализированные языком.
Принципы построения формализированного языка
1.четкое разграничение...
2.задается первичный алфавит (перечень исходных знаков, символов, терминов)
3.правила интерпретирования знаков и символов
4.правила составления сложных выражений из элементарных знаков и символов
5.формулируются правила, с помощью которых осуществляется переход от одних сложных элементов к другим производным сложным элементам
Функции языка
Главная функция языка заключается в назывании, чтобы слово могло быть репрезентантом конкретного объекта.
Неопозитивизм: было отмечено, что слова не просто обозначают, они имеют подсмыслы. Была поставлена проблема создать адекватный нейтральный формализированный язык. Язык науки не может быть нейтральным по отношению к опыту и культуре.
Постнеклассическаяфилософия: преувеличение значения концептуальной зависимости терминов (Т.Кун)
Понятия и определения
В языке науки следует различать: термин, понятия и определения.
Понятия – мысль об объекте, отражающем объект в его отличительных и сущностных чертах.
Термин – словесное выражение понятия.
Определение ( дефиниция ) – отграничить это понятие (явление) от других понятий (явлений).
Основными характеристиками понятия являются содержание понятия и объем. Содержание понятия – информация о признаках, характерных для данного объекта или группы объектов. Объем – множество объектов, обозначенных данным понятием. Объем и содержание находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем больше нетривиальной информации содержится в понятии, тем меньше объем понятия. Объем бывает единичный, общий и пустой (нулевой). Группа, которая обозначается, состоит из одного, нескольких и нет объектов. В основе пустоты: логическое противоречие («большая половина», «законопослушные преступники»); фактические противоречия (молодильное яблоко). Наука пользуется и простыми понятиями: 1.при выдвижении гипотез, 2.понятия, которые обозначают некоторое предельное состояние объекта (абсолютно черное тело, идеальный газ)
|
|
Законы – это схемы, которые сформулированы не относительно конкретных событий, а относительно неких идеальных объектов. Посредством дефиниции уточняются выражения языка или вводятся новые понятия.
Основныеспособы дефиниции:
1.Через указания родовой принадлежности объекта и его видового отличия.
2. Генетически через указания способа происхождения объекта.
3. Операциональный – указываем средство, процедуру, с помощью которой мы определили этот объект.
Используются и другие способы:
Астенсивныеопределения – процедуры, сходные с определениями.
Описание – не систематическое (систематическое) собрание всех характеристик данного объекта.
Сравнение – сопоставление характеристик объекта в сравнении с чем-то.
Контекстуальныеопределения – скрытно содержатся в тексте. В образовании и науке (особенно социальная сфера) в начале рассмотрения объекта дается некое поверхностное определение объекта и в конце лекции возникает новое определение, богатое оттенками – восхождение от абстрактного к конкретному (в диалектичной логике).
Ошибкивопределениях
1. Определение слишком широкое (наука – духовное...)
2. Определение слишком узкое (наука – истинное знание о мире)
3. Определение включающее в себя круг (понятие А определяется через В, а В через А)
4. Неясное, непонятное определение (одно неизвестное сводится к другому)
5. Обращение за разъяснением к этимологии терминов (происхождение терминов)
Критерии научности
Критерии научности следующие:
Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
Cсенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели
Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).
Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.
|
|
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику