Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса.
* внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
* внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
* моторное (двигательное) внимание;
Свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение.
Память. Определение, виды, свойства. Способы запоминания материала
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
|
|
Существуют различные типологии памяти:
* по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
* по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память;
Свойства памяти: точность, объём, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания.
Мышление. Определение, виды, формы, качество. Мыслительные операции
Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой)
Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта)
Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе)
Операции мышления
* Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
* Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
* Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
* Классификация - группировка предметов по признакам.
* Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.
* Конкретизация - выделение частного из общего.
* Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Воображение. Определение, виды, свойства
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.
|
|
Функции воображения
* представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
* регулирование эмоциональных состояний;
* произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
* формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
* планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Речь. Определение, виды, свойства, функции
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.
Выделяют следующие основные функции:
* средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
* средство общения (коммуникации)
* орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
Свойства речи:
1. Содержательность;
2. Понятность;
3. Выразительность;
4. Действенность;
Воля. Определение, волевые качества. Развитие воли
Воля - свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
На личностном уровне - базовые волевые качества:
* Сила воли;
* Энергичность;
* Настойчивость;
* Выдержка.
Качества, которые развиваются несколько позже - вторичные, характерологические:
* Решительность;
* Смелость;
* Самообладание;
* Уверенность в себе.
Качества, связанные с морально-ценностными ориентациями:
* Ответственность;
* Дисциплинированность;
* Обязательность;
* Принципиальность.
Развитие воли происходит в нескольких направлениях
* Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
* Обретение человеком контроля над своим поведением.
* Выработка волевых качеств личности.
* Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.