Более изучена в социальной психологии малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3х до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Наиболее распространенное в социальной психологии получило деление малых групп на первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.
Первичные группы – это объединения людей, в которых существуют непосредственные контакты между людьми (семья, группа друзей и т.д.). Вторичные группы – группы, где для общения используются различные “посредники” (средства связи и т.п.).
В формальной группе четко задаются статусы и роли, система лидерства и подчинения (рабочая бригада, воинское подразделение и др.).
Неформальные группы складываются стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может образовываться внутри формальной (например, в воинском подразделении может быть свой неформальный лидер, своя структура межличностных отношений, не заданная социальным статусом или ролью участников). Вместе с тем возможен вариант, когда внутри неформальной группы определяются формальные отношения.
|
|
Коллектив: понятие и признаки
Коллектив - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Социально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура; морально-психологический климат. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.
Характеристика основных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения, традиции, настроения)
Социально-психологический климат коллектива
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
* совокупность социально-психологических характеристик группы;
* преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
* характер взаимоотношений в коллективе;
* интегральная характеристика состояния коллектива.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
* уровень текучести кадров;
* производительность труда;
* качество продукции;
* количество прогулов и опозданий;
* количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
|
|
* выполнение работы в срок или с опозданием;
* аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
* частота перерывов в работе.
Педагогика. Предмет, категории педагогики. Методы педагогического исследования
Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Основными категориями П. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.
Традиционно-педагогические методы
Психолого-педагогический эксперимент
Социологические методы исследования
Тестирование проективные методы
Математические методы педагогических исследований
психология педагогика
История становления педагогики
Как раздел философии, она берет свои истоки со времен Платона, Аристотеля и Демокрита. Именно ответ на вопрос о сущности нашей души разделил античную философию на два течения - материалистическое и идеалистическое.
Первый в истории европейской цивилизации труд в области педагогики принадлежал Марку Фабию Квинтилиану (42-118 гг. н.э.). Чаще всего выделяют пять наиболее значимых направлений (школ) современной психологии.
Психология сознания. У.Джемс об учителе
Джемс утверждал, что психология представляет собой такую научную дисциплину, которая должна основательно и документально изучать все возможные состояния психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума.
Бихевиоризм - предметом изучения психологии бихевиористы считали поведение. Отрицая сознание сводили психику к различным формам поведения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Когнитивная психология и обучение.
Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы, когнитивные процессы действуют не случайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часто человеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человек представляется как информационный процессор, который поглощает информацию из внешнего мира.
Психоанализ. А.Адлер и воспитание личности.
Это направление связано с именем Зигмунда Фрейда, создателя метода лечения неврозов и теории, объясняющей роль бессознательного в жизни человека и развитии общества.
Гуманистическое направление психологии. А. Маслоу о современном понимании образования.
Она предлагает свой взгляд на человеческое существо как на свободное и полностью индивидуальное, с потенциалом для роста и самоактуализации.