Содержание, структура и особенности психологии группы

 

Более изучена в социальной психологии малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3х до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Наиболее распространенное в социальной психологии получило деление малых групп на первичные и вторичные; формальные и неформальные; “группы членства” и “референтные группы”.

Первичные группы – это объединения людей, в которых существуют непосредственные контакты между людьми (семья, группа друзей и т.д.). Вторичные группы – группы, где для общения используются различные “посредники” (средства связи и т.п.).

В формальной группе четко задаются статусы и роли, система лидерства и подчинения (рабочая бригада, воинское подразделение и др.).

Неформальные группы складываются стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может образовываться внутри формальной (например, в воинском подразделении может быть свой неформальный лидер, своя структура межличностных отношений, не заданная социальным статусом или ролью участников). Вместе с тем возможен вариант, когда внутри неформальной группы определяются формальные отношения.

 

Коллектив: понятие и признаки

 

Коллектив - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. В более широком смысле - люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Социально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура; морально-психологический климат. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.

Характеристика основных элементов содержания психологии коллектива (мнение коллектива, взаимоотношения, традиции, настроения)

Социально-психологический климат коллектива

 

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

* совокупность социально-психологических характеристик группы;

* преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

* характер взаимоотношений в коллективе;

* интегральная характеристика состояния коллектива.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

* уровень текучести кадров;

* производительность труда;

* качество продукции;

* количество прогулов и опозданий;

* количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

* выполнение работы в срок или с опозданием;

* аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

* частота перерывов в работе.

 

Педагогика. Предмет, категории педагогики. Методы педагогического исследования

 

Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Основными категориями П. являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.

Традиционно-педагогические методы

Психолого-педагогический эксперимент

Социологические методы исследования

Тестирование проективные методы

Математические методы педагогических исследований

психология педагогика

История становления педагогики

 

Как раздел философии, она берет свои истоки со времен Платона, Аристотеля и Демокрита. Именно ответ на вопрос о сущности нашей души разделил античную философию на два течения - материалистическое и идеалистическое.

Первый в истории европейской цивилизации труд в области педагогики принадлежал Марку Фабию Квинтилиану (42-118 гг. н.э.). Чаще всего выделяют пять наиболее значимых направлений (школ) современной психологии.

Психология сознания. У.Джемс об учителе

Джемс утверждал, что психология представляет собой такую научную дисциплину, которая должна основательно и документально изучать все возможные состояния психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума.

Бихевиоризм - предметом изучения психологии бихевиористы считали поведение. Отрицая сознание сводили психику к различным формам поведения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Когнитивная психология и обучение.

Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы, когнитивные процессы действуют не случайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часто человеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человек представляется как информационный процессор, который поглощает информацию из внешнего мира.

Психоанализ. А.Адлер и воспитание личности.

Это направление связано с именем Зигмунда Фрейда, создателя метода лечения неврозов и теории, объясняющей роль бессознательного в жизни человека и развитии общества.

Гуманистическое направление психологии. А. Маслоу о современном понимании образования.

Она предлагает свой взгляд на человеческое существо как на свободное и полностью индивидуальное, с потенциалом для роста и самоактуализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: