Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)
Источники:
- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со
своим рабом», «песня арфиста», «спор разочарованного со своей душой», «похвала смерти» и др.
Основное содержание предфилософских воззрений - развитое предметно-математическое исчисление - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э. - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака - признание священными знаний жрецов - политеизм - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом - существует 2 мира: земной и загробный - противоречие между мифологией и научным знанием - почитание письменности и книг - самостоятельное философское творчество отсутствует |
|
|
Представители: жрецы, редко - фараоны
Философия Древней Индии (XII в. до н.э. - II в. н.э.)
Источники:
- Веды (священные тексты) - сборники гимнов богам, эпоса, магии, ритуалов и т.п.:
1. Собственно Веды или самхиты (основные книги самхит: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа)
2. Брахманы
3. Араньяки
4. Упанишады - содержат в основном философские тексты
- Бхагавадгита (священное знание) - часть 6-ой книги 18-книжной Махабхараты-эпического сказания о «битве бхаратов» (княжеских родов)
- Труды мудрецов-философов
Главные философские идеи - мирозданье состоит из 3-х миров: земли, воздушного пространства и неба - мирозданье есть проявление атмана (начало, основа и завершение всего) или брахмана (начало всего существующего и его завершение) - боги управляют миром. Пантеон богов – более 3 тысяч - человек - творение богов и часть природы. Тело человека смертно, душа – бессмертна - странствие души по различным телам – сансара - человек должен поступать согласно дхарме – божественному закону и правосудию - за нарушение дхармы следует карма – возмездие - материалистические идеи - психологизм философствования, направленность на человека - зарождается самостоятельное философское творчество | |||||||||||||
Основные философские школы
| |||||||||||||
джайнизм | локаята (чарвака) | йога | миманса |
| веданта | ||||||||
| |||||||||||||
буддизм | санкхья | Вайшешики | ньяя |
бхагаватизм | |||||||||
| |||||||||||||
Представители: Махавира Вардхамана, Сиддхарта Гаутама (Будда), Чарвака, Аджита, Ишваракришна, Патанджали,
Джаймини, Бадараяна, Мадхва.
Философия Древнего Китая (ХI в. до н.э. - I в. н.э.)
Источники:
- книга гор и морей
- пятикнижие: книга песен, книга истории, книга перемен, книга порядков, летопись «Весна и Осень»
- книги философов
- мифология и верования
- эпос
Нерелигиозная тенденция
|
|
Религиозная тенденция | |||||||||||
|
|
| |||||||||||
| Даосизм ДАО – понятие, отражающее беспредельную реальность, начало и суть всего | Конфуцианство - в основе-«ЛИ» - установленный порядок вещей - небо-всеобщий прародитель и великий управитель | |||||||||||
|
|
| |||||||||||
| школа «инь-ян» (натурфилософы) |
| |||||||||||
|
|
| |||||||||||
|
|
Школа закона (легизм) |
| ||||||||||
- зарождается самостоятельное философское творчество | |||||||||||||
Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Вэнь-цзы, Мо Ди (Мо-цзы), Кун Фу-цзы (Конфуций), Сюнь-цзы, Мэн-цзы,
Цзюнь- цзы