Философия Древнего Китая (ХI в. до н.э. - I в. н.э.)

Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

 

Источники:

- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со

своим рабом», «песня арфиста», «спор разочарованного со своей душой», «похвала смерти» и др.

 

  Основное содержание предфилософских воззрений  - развитое предметно-математическое исчисление  - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э.  - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака  - признание священными знаний жрецов  - политеизм  - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом  - существует 2 мира: земной и загробный  - противоречие между мифологией и научным знанием  - почитание письменности и книг  - самостоятельное философское творчество отсутствует  

 

Представители:   жрецы, редко - фараоны

 

Философия Древней Индии (XII в. до н.э. - II в. н.э.)

Источники:

- Веды (священные тексты) - сборники гимнов богам, эпоса, магии, ритуалов и т.п.:

1. Собственно Веды или самхиты (основные книги самхит: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа)

2. Брахманы

3. Араньяки

4. Упанишады - содержат в основном философские тексты

- Бхагавадгита (священное знание) - часть 6-ой книги 18-книжной Махабхараты-эпического сказания о «битве бхаратов»    (княжеских родов)

- Труды мудрецов-философов

Главные философские идеи

- мирозданье состоит из 3-х миров: земли, воздушного пространства и неба

- мирозданье есть проявление атмана (начало, основа и завершение всего) или брахмана (начало всего существующего и его                 завершение)

- боги управляют миром. Пантеон богов – более 3 тысяч

- человек - творение богов и часть природы. Тело человека смертно, душа – бессмертна

- странствие души по различным телам – сансара

- человек должен поступать согласно дхарме – божественному закону и правосудию

- за нарушение дхармы следует карма – возмездие

- материалистические идеи

- психологизм философствования, направленность на человека

- зарождается самостоятельное философское творчество

Основные философские школы

 

    джайнизм       локаята (чарвака)     йога     миманса

 

 

  веданта  
             

 

 
    буддизм       санкхья       Вайшешики     ньяя  

 

бхагаватизм

 
                 

 

 
                       

Представители:  Махавира Вардхамана, Сиддхарта Гаутама (Будда), Чарвака, Аджита, Ишваракришна, Патанджали,

                                 Джаймини, Бадараяна, Мадхва.

 

Философия Древнего Китая (ХI в. до н.э. - I в. н.э.)

 

 

Источники:

 

- книга гор и морей

- пятикнижие: книга песен, книга истории, книга перемен, книга порядков, летопись «Весна и Осень»

- книги философов

- мифология и верования

- эпос

 

 

 

Нерелигиозная тенденция

 

 

 

 

Религиозная тенденция

 

 

соперничество “ста школ”

Даосизм             

ДАО – понятие, отражающее беспредельную реальность, начало и суть всего

 

Конфуцианство

- в основе-«ЛИ» - установленный порядок вещей

- небо-всеобщий прародитель и великий управитель

 

 

 

 

школа имен  

школа «инь-ян»

(натурфилософы)

 

   

 

 

 

 
моизм

 

 

 

Школа закона (легизм)

 

 

 - зарождается самостоятельное философское творчество

                   

 

Представители:   Лао-цзы, Чжуан-цзы, Вэнь-цзы, Мо Ди (Мо-цзы), Кун Фу-цзы (Конфуций), Сюнь-цзы, Мэн-цзы,

                                   Цзюнь- цзы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: