Теория социального обмена занимает особое положение среди микросоциологических концепций. Наиболее яркие представители — американские социологи Джордж Хоманс (1910-1989) и Питер Блау (р. 1918) исходят из приоритета человека, а не системы. Они трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. В основе социального обмена, по мнению Хоманса, лежат четыре принципа:
§ принцип успеха - чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;
§ принцип стимула - если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;
§ принцип ценности - чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;
§ принцип «насыщения» - когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.
Последователь Хоманса П. Блау предложил исследовать взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и понятий структурного функционализма. В результате в 80-х гг. XX в. появилась формальная модификация теории социального обмена — теория рационального выбора. Согласно ее положениям, люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результату.
Гарольд Гарфинкель (1917 -) Американский социолог. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Гарольд Гарфинкель в разное время был студентом А.Шюца и Т.Парсонса, и именно объединение идей Парсонса и Шюца способствовало тому, что этнометодология оформилась в самостоятельное направление социологии.
В центре внимания Гарфинкеля находились эмпирические исследования повседневного мира. Гарфинкель занимался проблемами порядка и общества не в теории, а «детально их прорабатывая применительно к действительной ситуации... чтобы эти проблемы разрешить». В своих исследованиях Гарфинкель открыл разнообразие социологических принципов, согласующихся с работами Дюркгейма и Вебера.
Обязательное для Гарфинкеля эмпирическое исследование противоречит стремлению Парсонса создать научную теорию и более соответствует склонности Вебера и Дюркгейма к эмпиризму.
В Калифорнийском университете Гарфинкель вместе со своими аспирантами разработал этнометодологию. С годами из его окружения вышел ряд крупных этнометодологов.
К этнометодологии широкое общественное признание стало приходить с публикацией в 1967 г. «Исследований в этнометодологии» Гарфинкеля.
"Этнометодология", что в приблизительном переводе с греческого означает методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.
В своей основе этнометодология представляет собой исследование «структуры разумного знания и серии операций и соображений [методов], посредством которых обычные члены общества понимают смысл этого знания, получают к нему доступ и действуют по обстоятельствам, в которых находятся». Этнометодологов в большей степени интересовало то, что люди делают. Таким образом, этнометодологи уделили много внимания подробному исследованию разговоров.
Этнометодологов интересовал способ, посредством которого структуры воссоздаются в повседневной жизни; сами по себе подобные структуры как феномены их не интересовали.
Этнометодология имеет дело с повседневными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления этой деятельности.
Этнометодология носит эмпирический характер. В «Исследовании по этнометодологии» Гарфинкеля читателя знакомят не только с теоретическими идеями этнометодологии, но и с техникой ее исследовательской практики.
Гарфинкель использует «документальный метод». Документальный метод предполагает часть образца какого-либо объекта или явления (например, аплодисменты или свист аудитории во время выступления артиста, или особый язык тела самого артиста) представить, как "документ", позволяющий дать определенную интерпретацию явлению (выступлению) в целом.
Одно из основных понятий – фоновые ожидания — фундаментальные латентные структуры общественной жизни.. Благодаря фоновым ожиданиям люди выступают активными субъектами социального взаимодействия. Фоновые ожидания — это и свойства повседневной жизни, составляющие основу повседневной деятельности; и социально одобряемые установки индивида на те или иные действия; представления людей о социальном мире. Следовательно, благодаря понятию социальные ожидания этнометодология получила возможность охарактеризовать и раскрыть механизм активности человека в ходе конструирования им социальной реальности. Задача этнометодологии: показать механизм человеческой активности в контексте конструирования постоянно меняющейся социальной действительности, выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий.