первичная переработка (обессоливание и обезвоживание, атмосферная и атмосферно-вакуумная перегонка нефти, вторичная перегонка бензинов, дизельных и масляных фракций);
При выборе технологической схемы и режима атмосферной перегонки нефти руководствуется главным образом её фракционным составом и, прежде всего, содержанием в ней газов и бензиновых фракций. Перегонку стабилизированных нефтей постоянного состава с небольшим количеством растворенных газов (до 1,2% по С4 включительно) относительно невысоким содержанием бензина (12-15% фр. до 180°С) и выходом фракций до 350°С не более 45% энергетически наиболее выгодно осуществлять на установках (блоках) АТ по схеме с однократным испарением, т.е. одной сложной ректификационной колонной с боковыми отпарными секциями. Установки такого типа широко применяются на зарубежных НПЗ, просты и компактны, благодаря осуществлению совместного испарения легких и тяжелых фракций требуют минимальной температуры нагрева нефти (300-330°С) для обеспечения заданной доли отгона, характеризуются низкими энергетическими затратами и металлоемкостью. Основной их недостаток — меньшая технологическая гибкость и пониженный (на 2,5-3,0%) отбор светлых по сравнению с двухколонной схемой, требуют более качественной подготовки нефти.
|
|
Наиболее распространенный прием углубления переработки нефти - это вакуумная перегонка мазута и раздельная переработка вакуумного газойла (каталитическим или гидрокрекингом) и гудрона. Получающийся гудрон, особенно в процессе глубоковакуумной перегонки, непосредственно не может быть использован как котельное топливо из-за высокой вязкости. Для получения товарного котельного топлива из таких гудронов без их переработки требуется большой расход дистиллятных разбавителей, что сводит практически на нет достигнутое вакуумной перегонкой углубление переработки нефти. Наиболее простой способ неглубокой переработки гудронов - это висбрекинг с целью снижения вязкости, что уменьшает расход разбавителя на 20-25% мае., а также соответственно общее количество котельного топлива. Обычно сырьем для висбрекинга является гудрон, но возможна и переработка тяжелых нефтей, мазутов, даже асфальтное процесса деасфальтизации. Висбрекинг проводят при менее жестких условиях, чем термокрекинг, вследствие того, что во-первых, перерабатывают более тяжелое, следовательно, легче крекируемое сырье, во- вторых, допускаемая глубина крекинга ограничивается началом коксообразования (температура 440-500°С, давление 1,4-3,5 МПа).
Найдите к каким технологическим процессам относится каталитический крекинг и опишите их
|
|
Каталитический крекинг является наиболее распространенным процессом, позволяющим получать дополнительные количества моторных топлив и ряд других ценных продуктов (бутен и изобутен), сырье для производства сажи, игольчатого кокса и т.п. из тяжелых нефтяных остатков. Процесс каталитического крекинга непрерывно совершенствуется, и в последние годы наблюдается самый большой прирост его мощности. Это объясняется протеканием процесса при низком давлении в аппаратах простой конструкции, непрерывным прогрессом в расширении сырьевой базы, увеличением выхода моторных топлив и других целевых продуктов, интенсификацией стадий крекинга и регенерации катализатора, совершенствованием системы транспорта и улавливания катализатора, а также легкостью укрупнения единичной мощности и блокирования процесса в схемах углубленной переработки нефти.
На примере процесса каталитического крекинга легко проиллюстрировать возможности интенсификации каталитических процессов, а также взаимное влияние технологического оформления процесса, совершенствования катализатора, условий стадий крекинга и регенерации катализатора и расширении сырьевой базы. Вначале процесс каталитического крекинга в промышленности проводился в реакторе со стационарным слоем катализатора с периодической регенерацией для переработки керосина на установке типа Гудри, затем в системе реактор- регенератор с подвижным слоем шарикового катализатора на облегченном вакуумном дистилляте типа 43-102, в системе реактор-регенератор с идеальным перемешиванием пылевидного аморфного алюмосиликатного катализатора на утяжеленных дистиллятах прямогонного и деструктивного происхождения типа 43-103 и 1А-1М и, наконец, в однопроходной системе идеального вытеснения (лифт-реактор) и регенераторе типа «Ультракат» при крекинге даже мазута или нефти типа Г-43-107 на микросферическом цеолитсодержащем в редкоземельной обменной форме катализаторе.
Такая интенсификация системы (температура в реакторе 540°С, продолжительность контактирования сырья с катализатором около 2 с, массовая скорость подачи сырья больше 100 ч1, температура в регенераторе 720°С) не наблюдается в других каталитических процессах нефтехимической промышленности, и поэтому на примере каталитического крекинга интересно несколько подробнее проследить динамику развития теоретических основ технологического оформления процесса в целом.