Оцените новые катализаторы риформинга

На установке ката­литического риформинга Л4-35-11/1000 ОАО «Московский НПЗ» при жестком режиме на полиметаллическом (платина, рений, кадмий) катализаторе КР-108 и периодической его ре­генерации, получаемый бензин имеет октановое число 93-94 (по ИМ). Замена на катализатор R-56 фирмы «UOР» в таблетированном и осерненном виде обеспечивает высокую ак­тивность и стабильность (продолжительность пробега), вы­сокое качество риформата (октановое число 97 по ИМ) и выход целевых продуктов.

Кроме того, при его применении требования к содержа­нию водорода в пусковом газе - менее жесткое (73% мае.), чем на других катализаторах (92-96% мае.), что в заводских условиях оказалось весьма существенным преимуществом.

Компьютерный мониторинг основных показателей рабо­ты установки: фракционного состава и объемной скорости подачи сырья; отношения водород: сырье; октанового числа риформата; температур на входе в реакторы и средневзве­шенного их значения; выхода риформата и водорода; подача воды и хлоридов подтверждают высокую стабильность ка­тализатора. При этом большое внимание уделялось соблю­дению рекомендованных фирмой режимов подачи воды и хло­ридов для обеспечения заданной активности катализатора.

Результаты мониторинга являются основой для оценки и корректировки условий работы установки, особенно режимов подачи воды и хлоридов, а также для прогнозирования сроков продления эксплуатации катализатора. Таким образом, меж­регенерационный цикл работы катализатора R-56 составил 1148,7 сут., т.е. 3,5 раза превысил срок, гарантированный фир­мой.

При эксплуатации установки на новом катализаторе R-56 за 1994-1997 гг. получен существенный эффект от экономии энергоресурсов, необходимых для проведения регенерации, а также от снижения температуры в реакторах, увеличения объема выпуска высокооктанового компонента и товарных бензинов марок АИ-92 и АИ-95.

Компонент бензина, полученный на установке Л4-35-11/ 1000 в присутствии катализатора R-56, характеризуется улуч­шенными экологическими свойствами - пониженным содер­жанием серы и бензола, что объясняется более жесткими требованиями к качеству сырья. При повышении температу­ры начала кипения сырья с 86 до 94, 99 и 102°С содержание бензола в стабильном катализате снижается с 5,6 до 4,1; 2,86 и 2,5% соответственно.

Достигнутые выход и качество риформата обеспечили выпуск товарных неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-92 и АИ-95 с улучшенными экологическими характеристиками, отвечающими европейским нормам EN-228: содержание серы снижено вдвое, содержание бензола ограничено до 3-5% (масс.).

Таким образом, перевод установки риформинга на новый катализатор R-56 позволяет не только улучшить экономичес­кие показатели ее работы, но и решить экологические про­блемы автотранспортного комплекса.

 

 

Оцените возможности применения риформинга с непрерывной регенерацией катализатора

Появление установок риформинга с непрерывной регенерацией катализатора (РНРК) вызвано резко возросшей по­требностью в высокооктановых бензинах, ароматических углеводородах, ВСГ, бесперебойном снабжении установок гидроочистки керосиновых и дизельных фракций ВСГ на ком­бинированных заводах, работающих с 3- 4-годичным межре­монтным циклом.

Усовершенствование и интенсификация процессов со ста­ционарным полиметаллическим катализатором позволили за счет снижения давления, оптимизации температуры и рас­пределения объема катализатора по реакторам увеличить октановое число до 100 пунктов (И.М.). Однако резкое воз­растание коксообразования приводило к быстрой дезактива­ции катализатора, снижению селективности процесса и, в ко­нечном счете, к сокращению продолжительности работы цик­лов, что резко снижало экономические показатели комбини­рованного завода. Сутки простоя такого НПЗ связаны с по­терей продукции на большую сумму денег. Риформинг с под­вижным слоем катализатора позволяет увеличить календар­ное время работы установки в 3- 4 раза и создать условия бесперебойной работы всего комбинированного завода в те­чение 3-4 лет. Непрерывная или периодическая регенерация повышает равновесную активность катализатора, способству­ет углублению процесса, росту его селективности и увеличе­нию качества и выхода водорода в 1,5- 2,5 раза.

Достоинством процесса является низкий выход кокса в расчете на сырье (на 2-3 порядка меньше по сравнению с каталитическим крекингом), коксовая нагрузка регенерато­ра и циркуляция катализатора для поддержания его равно­весной активности на высоком уровне в системе незначитель­ны и позволяют дополнительно ужесточить технологический режим за счет резкого снижения общего давления до 1 и даже 0,35 МПа. Процессы с непрерывной регенерацией катализа­тора хорошо себя зарекомендовали как при работе по бензиновому, так и ароматическому вариантам. В настоящее время строят установки каталитического риформинга боль­шой мощности только типа РНРК. Недостатком процессов с непрерывной регенерацией являются повышенные на 25% капитальные затраты, усложнение эксплуатации и повышен­ный расход катализатора. Имеется несколько разновиднос­тей оформления процесса непрерывного риформинга, а также много путей снижения капитальных и эксплуатационных зат­рат.

Французским нефтяным институтом (ФНИ) был создан процесс непрерывного риформинга с равновысотным распо­ложением четырех реакторов с выводом катализатора на регенерацию в стационарном, подвижном или кипящем слое. Пневмотранспорт катализатора из каждого реактора осуще­ствляется ВСГ.

Применение обо­рудования, обеспечивающего снижение перепада давления и повышение эффективности теплосъема, позволило повысить жесткость процесса риформинга. Непрерывная регенерация катализатора сохраняет его равновесную активность при низком давлении, повышает выход и октановое число риформата. Регенерация осуществляется в четырех незави­симых зонах: нагрева, выжига кокса, оксихлорирования, суш­ки и охлаждения при радиальном потоке газа через слой ка­тализатора.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: