На установке каталитического риформинга Л4-35-11/1000 ОАО «Московский НПЗ» при жестком режиме на полиметаллическом (платина, рений, кадмий) катализаторе КР-108 и периодической его регенерации, получаемый бензин имеет октановое число 93-94 (по ИМ). Замена на катализатор R-56 фирмы «UOР» в таблетированном и осерненном виде обеспечивает высокую активность и стабильность (продолжительность пробега), высокое качество риформата (октановое число 97 по ИМ) и выход целевых продуктов.
Кроме того, при его применении требования к содержанию водорода в пусковом газе - менее жесткое (73% мае.), чем на других катализаторах (92-96% мае.), что в заводских условиях оказалось весьма существенным преимуществом.
Компьютерный мониторинг основных показателей работы установки: фракционного состава и объемной скорости подачи сырья; отношения водород: сырье; октанового числа риформата; температур на входе в реакторы и средневзвешенного их значения; выхода риформата и водорода; подача воды и хлоридов подтверждают высокую стабильность катализатора. При этом большое внимание уделялось соблюдению рекомендованных фирмой режимов подачи воды и хлоридов для обеспечения заданной активности катализатора.
|
|
Результаты мониторинга являются основой для оценки и корректировки условий работы установки, особенно режимов подачи воды и хлоридов, а также для прогнозирования сроков продления эксплуатации катализатора. Таким образом, межрегенерационный цикл работы катализатора R-56 составил 1148,7 сут., т.е. 3,5 раза превысил срок, гарантированный фирмой.
При эксплуатации установки на новом катализаторе R-56 за 1994-1997 гг. получен существенный эффект от экономии энергоресурсов, необходимых для проведения регенерации, а также от снижения температуры в реакторах, увеличения объема выпуска высокооктанового компонента и товарных бензинов марок АИ-92 и АИ-95.
Компонент бензина, полученный на установке Л4-35-11/ 1000 в присутствии катализатора R-56, характеризуется улучшенными экологическими свойствами - пониженным содержанием серы и бензола, что объясняется более жесткими требованиями к качеству сырья. При повышении температуры начала кипения сырья с 86 до 94, 99 и 102°С содержание бензола в стабильном катализате снижается с 5,6 до 4,1; 2,86 и 2,5% соответственно.
Достигнутые выход и качество риформата обеспечили выпуск товарных неэтилированных бензинов АИ-80, АИ-92 и АИ-95 с улучшенными экологическими характеристиками, отвечающими европейским нормам EN-228: содержание серы снижено вдвое, содержание бензола ограничено до 3-5% (масс.).
Таким образом, перевод установки риформинга на новый катализатор R-56 позволяет не только улучшить экономические показатели ее работы, но и решить экологические проблемы автотранспортного комплекса.
|
|
Оцените возможности применения риформинга с непрерывной регенерацией катализатора
Появление установок риформинга с непрерывной регенерацией катализатора (РНРК) вызвано резко возросшей потребностью в высокооктановых бензинах, ароматических углеводородах, ВСГ, бесперебойном снабжении установок гидроочистки керосиновых и дизельных фракций ВСГ на комбинированных заводах, работающих с 3- 4-годичным межремонтным циклом.
Усовершенствование и интенсификация процессов со стационарным полиметаллическим катализатором позволили за счет снижения давления, оптимизации температуры и распределения объема катализатора по реакторам увеличить октановое число до 100 пунктов (И.М.). Однако резкое возрастание коксообразования приводило к быстрой дезактивации катализатора, снижению селективности процесса и, в конечном счете, к сокращению продолжительности работы циклов, что резко снижало экономические показатели комбинированного завода. Сутки простоя такого НПЗ связаны с потерей продукции на большую сумму денег. Риформинг с подвижным слоем катализатора позволяет увеличить календарное время работы установки в 3- 4 раза и создать условия бесперебойной работы всего комбинированного завода в течение 3-4 лет. Непрерывная или периодическая регенерация повышает равновесную активность катализатора, способствует углублению процесса, росту его селективности и увеличению качества и выхода водорода в 1,5- 2,5 раза.
Достоинством процесса является низкий выход кокса в расчете на сырье (на 2-3 порядка меньше по сравнению с каталитическим крекингом), коксовая нагрузка регенератора и циркуляция катализатора для поддержания его равновесной активности на высоком уровне в системе незначительны и позволяют дополнительно ужесточить технологический режим за счет резкого снижения общего давления до 1 и даже 0,35 МПа. Процессы с непрерывной регенерацией катализатора хорошо себя зарекомендовали как при работе по бензиновому, так и ароматическому вариантам. В настоящее время строят установки каталитического риформинга большой мощности только типа РНРК. Недостатком процессов с непрерывной регенерацией являются повышенные на 25% капитальные затраты, усложнение эксплуатации и повышенный расход катализатора. Имеется несколько разновидностей оформления процесса непрерывного риформинга, а также много путей снижения капитальных и эксплуатационных затрат.
Французским нефтяным институтом (ФНИ) был создан процесс непрерывного риформинга с равновысотным расположением четырех реакторов с выводом катализатора на регенерацию в стационарном, подвижном или кипящем слое. Пневмотранспорт катализатора из каждого реактора осуществляется ВСГ.
Применение оборудования, обеспечивающего снижение перепада давления и повышение эффективности теплосъема, позволило повысить жесткость процесса риформинга. Непрерывная регенерация катализатора сохраняет его равновесную активность при низком давлении, повышает выход и октановое число риформата. Регенерация осуществляется в четырех независимых зонах: нагрева, выжига кокса, оксихлорирования, сушки и охлаждения при радиальном потоке газа через слой катализатора.