- растормозитьНВ
- рукоятка «Шаг-Газ» на нижнем упоре, коррекция левая
- рычаги раздельного управления в нейтральном положении
- ручка управления «стоп-кран» в положении «закрыта»
- включить аккумуляторные батареи
- включить «Сеть на аккумулятор»
- установить переключатель «аэродр-аккумулятор» в положение
«аккумулятор»
- включить все АЗС необходимые для запуска двигателей
- включить подкачивающие насосы расходного бака
- открыть пожарные краны
- включить систему пожаротушения
- включить гидросистему (убедиться, что переключатель дублирующей
гидросистемы закрыт предохранительным колпачком и опломбирован)
- переключатель «выбор двигателя» установить на запускаемый
- поставить тумблер «прокрутка-запуск» в положение «запуск», при
необходимости холодной прокрутки, в положение «холодная
прокрутка»
- убедиться, что выключатель генератора в положении «выключено»
- переключатель «преобразователь-генератор 115В» в положении
«преобразователь»
- включить проблесковый маяк МСЛ-3
|
|
- включить МС-61 в режим «Непрерывная работа»
- включить РИ-65
- включить САРПП-12Д1М (БУР-1-2Ж с введенными данными) в
положение «Ручн»
- трансформатор ДИМ включен «основной»
Дополнительно перед запуском от аэродромного источника:
- установить переключатель «аэродр-аккумулятор» в положение
«аэродромное питание»
- включить основной преобразователь 36В
- включить перекачивающие топливные насосы
Дополнительно ночью:
- включить освещение кабин
- включить красную подсветку
- включить АНО
- включить контурные огни
- включить фары
Действия и доклады при запуске от аккумуляторов:
- закрыть и зафиксировать входную дверь кабины экипажа
- убедиться в направлении и скорости ветра
- убедиться и доложить «Авиатехник впереди 3-5м от конца лопастей
НВ»
- дать команду от винтов
- убедиться, что переключатель «выбор двигателя» установлен на
запускаемый
- убедиться, что тумблер «прокрутка-запуск» в положение «запуск», при
необходимости холодной прокрутки, в положение «холодная
прокрутка»
- убедиться, что переключатель «аэродр-аккумулятор» в положение
«аккумулятор»
- нажать кнопку «запуск» на 2-3 сек
- включить секундомер
- при достижении Nтк = 18-20%, рычаг «стоп-кран» установить
в положение «открыто»
- доклад «давление масла растет»
- доклад «Т газов растет»
- доклад «напряжение в норме»
- доклад «Р топлива и Р масла в норме, в редукторе
Р масла … кг/ см2»
- доклад «Nтк …%, Т газов … °С»
- доклад «двигатель вышел на режим МГ без забросов Т газов и
зависания Nтк» (должен выйти не более чем за 50 сек)
|
|
- включить секундомер (перерыв между запусками не менее 1 мин
для охлаждения АКБ)
- проверить работоспособность и включить ГС-18
- выключить «сеть на аккумуляторы»
- включить основной преобразователь 36В
- включить СГО-30У на 115В
- включить перекачивающие насосы
- включить основную гидросистему
- * включить ПОС двигателя (табло горят)
- включить все необходимые для выполнения полета АЗС
- включить систему «Мигалка»
- * запустить КО-50
- переключатель САРПП-12Д1М в положение «автомат» (БУР-1-2Ж
всегда в «ручном») и проконтролировать работу по сигнализатору
- убедиться во включении авиагоризонтов АГБ-3К и курсовой системы
ГМК-1А
- убедиться во включении радиовысотомера РВ-3 (А-037)
- переключатель «выбор двигателя» установить на запускаемый
- пристегнуть привязной ремень
- * включить ПВД
Запуск от АПА.
Переключатель «аэродр-аккумулятор» в положение «аэродромное». Далее запуск аналогичен запуску от АКБ. Двигатель должен выйти на режим МГ не более чем за 40сек. После запуска включить переключатель «акк-а/пит» в положение «аккумуляторы» и убедиться в отсоединении рукавов аэродромного питания.
Запуск от генератора работающего двигателя и аккумуляторов:
- установить генератор работающего двигателя в положение
«включено»
- при этом переключатель «питание» в положение «аккумуляторы»
- вывести рычагом раздельного управления работающий двигатель на
Nтк = 80%
- далее действия при запуске аналогичны предыдущим
Запуск двигателя прекратить в случаях:
- t газа на Nтк < 40% повышается более 500°С, а при N т.к.>40% более
600°С.
- зависание оборотов на 3 сек. при выходе на М.Г.
- нет воспламенения топлива.
- появилась течь топлива, масла и др.
- признаки неисправности двигателя, редуктора, агрегата.
- нет роста давления масла.
- повышение t газ., Р масла выше допустимых значений.
- напряжение батареи падает до 16В боле 1 сек. или ниже 16В.
- загорелись или мигают табло «Стружка левого двигателя», «Стружка
правого двигателя».
- по команде с земли
Для прекращения запуска необходимо ручку «стоп-крана» перевести в положение «закрыто», после чего воспользоваться кнопкой «прекращения запуска»
Повторный запуск после:
- выявления и устранения причин неудавшегося запуска.
- выполнения холодной прокрутки
Аварийное выключение двигателей в полете производится случаях:
- при падении Р масла с 3 до 2 кг/см и одновременном росте t масла
на 10 - 20°С от установившегося значения;
- при падении Рм < 2 кг/см или росте Тм > 125°С.
- при повышении Тгаз выше нормы;
- при резком падении оборотов Т.К.;
- при сильном выбивании пламени из выхлопного патрубка.
Аварийное выключение на земле:
- при падении Р масла с 3 до 2 кг/см и одновременном росте t масла
на 10 - 20°С от установившегося значения;
- при падении Рм < 2 кг/см или росте Тм > 125°С.
- при повышении Тгаз выше нормы;
- при резком падении оборотов Т.К.;
- при сильном выбивании пламени из выхлопного патрубка.
- при падении Рм главного редуктора < 2 кг/см2;
- при пожаре двигателя;
- при опасном в пожарном отношении течи масла и топлива;
- при появлении значительной тряски двигателей или посторонних
шумов
Помпаж проявляется в резком увеличении Тгаз, посторонних звуков в районе двигателя. Двигатель выключить
При отказе в работе «стоп-крана», остановку двигателя производить закрытием пожарного крана.
Выключение и запуск двигателя в полете в учебных целях:
Рычаг раздельного управления выключаемого двигателя перевести вниз до упора и проработать 1 мин до охлаждения. Затем выключить двигатель «стоп-краном», генератор, ПОС (если была включена) и пожарный кран после остановки ротора ТК Рычаг раздельного управления работающего двигателя перевести вверх. Запуск двигателя в полете производить аналогично запуску на земле. Запуск производить на оборотах авторотации ТК не более 20%. Надежность запуска обеспечивается до высоты 3000 м
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При невозможности полета на дном двигателе при
t н.в. = +5°С и выше разрешается отключить УРТ-27 работающего двигателя. Выключение АЗС «Ограничение температуры двигателя». Допустимое время одноразовой непрерывной работы двигателя при отключении УРТ-27 не более 30 мин. МАХ Тгаз не должна превышать 925°С.
Останов двигателя:
- включить секундомер на оборотах НВ не более 70%
- отстегнуть привязной ремень
- выключить РИ-65
- *продуть и выключить КО-50
- *выключить ПВД
- включить дублирующую г/систему
-*выключить ПОС НВ, РВ, стекол
- выключить систему «Мигалка»
- установить переключатель «Преобразователь 115В - генератор» в
положение «Преобразователь 115В»
- установить переключатель «Преобразователь 36В ОСН-ЗАП» в
нейтральное положение
- включить «сеть на аккумулятор»
- охладить двигатель на МГ в течении 1-2 мин – летом и 2-3 мин – зимой.
- доклад «двигатели отработали … мин, к выключению готов»
- по команде КВС выключить:
-*ПОС двигателей
- перекачивающие топливные насосы
- установить переключатель «Преобразователь 115В - генератор» в
нейтральное положение
- выключить генераторы постоянного тока
- закрыть «стоп-краны» двигателей
- при выключении замерить выбег ротора ТК (не менее 40 сек)
- доклад «выбег двигателей … сек»
- выключить основной переключатель ППС
- закрыть пожарные краны
- выключить подкачивающие насосы расходного бака
Режим малого газа.
1. N т.к. = 63 - 66%.
2. t газа перед турбиной не более 600°С
3. Давление масла в двигателе не менее 2 кг/см, редукторе не
менее 0,5 кг/см
Примечание. При t масла в редукторе от -15°С до -30°С допускается повышения давления в главном редукторе до 5 кг/см2
4 Давление топлива 16-35 кг/см2
5. min t масла для выхода на режим выше МГ:
- на выходе из двигателя +30°С
- на входе в главный редуктор - 15°С
|
|
6. Время непрерывной работы на МГ не более 20 мин
Прогрев и опробование двигателя и главного редуктора.
Прогрев на МГ. до t масла в двигателе +30°С, в главном редукторе -15°С, но не менее 1 минуты. При t н.в. от - 15°С до -30°С допускается давление масла в главном редукторе до 5 кг/см2, а при отрицательных t н.в. в двигателе до 5,5 кг/см на 3 мин. Опробование двигателей совместно или раздельно. При раздельном m > 8500 кг.
Режимы определить при Р < 755 мм рт. ст. по КТА-5 а при большем давлении по графику РЛЭ 7.5 л27, В начале летного дня, независимо от атмосферных условий, проверить срабатывание клапанов ПОС:
- по «щелчку» при выключенных двигателях;
- по повышению t газов при NT.K. < 80%, это на 10-15°С,
при N т.к. > 80% на 20 - 30°С
При Тн.в. < +5 град, при установившемся снежном покрове на земле, наличии тумана, снегопада, мороси после запуска включить ПОС в режим «Ручной». В этих условиях при прогреве t масла в двигателе до 30°С и в редукторе до - 15°С дальнейший прогрев вести при N т.к. > 80%. При работе одного двигателя на N т.к. > 80% обороты второго, работающего на малом газе могут возрасти до 70%.
При выходе на режим выше М.Г. допускается давление в редукторе до 6 кг/см
Проверка систем после запуска:
- управление
- РИ-65 (проверяется также после взлета и в полете каждый час)
- основная гидросистема
- дублирующая гидросистема не менее 2-3 мин
- БСПК
- КТА
- ВР-3
- ПОС двигателей на МГ (проверяется до Тнв менее +15°С)
- АП-34Б
- ИВ-500
- ПОС двигателей, винтов и стекол при правой коррекции
(проверяется в начале летного дня до Тнв менее +15°С)
Проверка приемистости:
Производится при опробовании вновь установленного двигателя, а в дальнейшем при необходимости. Проверку производить на прогретом двигателе при неработающем втором, в порядке:
- перевести рычаг раздельного управления работающего двигателя в верхнее положение
- коррекция правая
- рычагом «Шаг-Газ» увеличить режим Nнв = 80-90%
Время приемистости двигателя определяется с режима МГ до взлетного, (при перемещении рычага раздельного управления за 1-2 сек) 15 секунд, при этом допускается повышение Т газов на 20°С выше Т газов взлетного режима, но не выше max допустимой.
Остальные режимы.
1. MAX допустимые Nтк в зависимости от Тнв определяются по графику
РЛЭ 7.5. л 26.
2. Измеренные MAX Nтк на всех высотах и скоростях
- крейсерском 96,5%
- номинальном 98%
- взлетном 101%
- повышенном взлетном 103%
3. Измеренная MAX Тг на всех Н и V:
- крейсерском 810°С
- номинальном 860°С
- взлетном 880°С; (на земле 875)
- повышенном взлетном 925°С.
4. Т масла на выходе из двигателя:
- min для длительной работы 70°С
- нормальная 90 - 100°С
- max 125°С
5. Т масла на входе в главный редуктор:
- min 30°C,
- нормальная 50 - 80°С,
- мах 90°С.
6. Давление топлива - мах 60 кг/см.
7. Давление масла в двигателе:
- min 3 кг/см,
- нормальное 3 - 4 кг/см,
- мах 4 кг/см.
8. Давление масла в главном редукторе в полете скольжением:
- min 2,5 кг/см
- на остальных режимах 3-4 кг/см.
9. Разница в N т.к. двигателей: на неустановившихся режимах и ниже
крейсерского не ограничивается:
- на установившихся режимах 2%;
- для двигателей с суфлирующими отверстиями – трубопроводов
СО-40 2,5%;
- на взлетном режиме при срабатывании ограничителей оборотов
или Р (на N т.к. = 101 - 105%) – 4%
- при срабатывании ограничителя t газ - 3%.
10. Расход масла в двигателе и редукторе < 0,5 л/ч.
11. МАХ допустимое время работы двигателя и редуктора за ресурс,
% от ресурса:
- крейсерском без ограничения,
- номинальном – 40
- взлетном - 5
- повышенном взлетном - 3,5
- повышенном взлетном при t газ > 880 град. - 2 (в счет 3,5%)
12. Допустимое время работы редуктора от одно двигателя, % от
ресурса - 10 (по 5 от каждого двигателя).
13. Допустимое время непрерывной работы, двигателя и редуктора, мин:
- крейсерском без ограничения
- номинальном 60мин
- взлетном 6 мин.
14. Время между повторными выходами на взлетном или номинальном
режиме - 5мин.
15. Время непрерывной работы на взлетном режиме в случае отказа
второго двигателя - 60 мин, после чего двигатель снимается.
Проверка систем и агрегатов:
- УРТ-27 (после ПТО 150 ± 20ч при Тнв ≥ 5ºС)
- перепад давления между 15-й воздушной и 14-й масляной полостями
2-й опоры двигателя (после ПТО 300 ± 20ч)
- противодавление (после ПТО 300 ± 20ч)
- соконусность лопастей НВ (после ПТО при замене лопастей или
регулировки тяг)
- приемистость ≤ 15 сек. (при вновь установленном двигателе или при
необходимости)
Примечания:
1. При включении ПОС мощность двигателя; уменьшается на
4,5% (до 7%), расход топлива увеличивается на 5% (до 7%).
2. Отбор воздуха на ПОС разрешается при t н.в. < 15 град.
3. Повышенный взлетный режим с N т.к. = 101 -103 % или
t газ - 880 - 925°С.
4. Повышенный взлетный режим используется в горах при t н.в.
до + 40°С.
5. Приемистость не более 15 сек.
6. Время выбега ротора не менее 40 сек.
Выполнение полета.
Руление.
• Перед рулением вертолета убедиться:
- что расстояние от концов лопастей НВ до препятствий не менее половины диаметра НВ.
- наличие Р воздуха в системе не менее 40 кг/см²
- исправность тормозов основных колес
- получить разрешение диспетчера УВД и ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск (встречу) ВС.
• Руление разрешается производить на ровном грунте.
- Обороты Н.В, 95% ±2%;
- Скорость регулировать отклонением РЦШ, рычагом общего шага и тормозами колес;
- Скорость руления не более 30 км/ч, на снегу и пыли не более 10 км/ч.
• Развороты выполнять плавно, не допуская «юза». При появлении «юза» уменьшить ОШ и вывести коррекцию, удерживая вертолет от кренения отклонением РЦШ в сторону, противоположную крену, плавно отклонить педаль в сторону «юза» и остановить вертолет. При невозможности рулить без «юза», например, на скользком грунте с боковым ветром, необходимо выполнить перемещение.
• Чтобы остановить вертолет на рулении, необходимо уменьшить мощность двигателей до минимальной, плавно взять РЦШ на себя до положения, близкого к нейтральному и использовать тормоза.
• Руление ночью, а также днем при видимости 2000м и менее осуществляется с дополнительно включенными АНО, контурными огнями и фарами.
• Запрещается:
- обгон рулящего ВС.
- пересекать (занимать) ВПП и РД при рулении без разрешении
диспетчера ОВД.