Источники инвестированияи и проблемы на пути притока инвестиций

 

2.1. Источники внутрироссийских инвестиций в экономику РФ

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили бы себя в российской экономике.

Как следует из классической экономической теории, инвестиции напрямую зависят от сбережений. Но чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы относятся к разным экономическим группам. Так, например, когда семья сберегает часть своего дохода, то она кладет деньги в банк, а банк, в свою очередь, одалживает эти деньги компании, желающей совершить капиталовложения. В этом случае сберегатели и инвесторы связаны через финансового посредника банк. Иногда, вкладчик и инвестор - это одно и то же лицо. В любом случае, если брать одну закрытую страну, то внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Однако, при выходе страны на мировой рынок, ситуация меняется. Рассмотрим же существующие источники капиталовложений.

1. Прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако при увеличении цен предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, что может поставить их на грань банкротства. Правительством принимаются определенные меры, облегчающие предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, например, решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции.

2. Амортизационные отчисления. Это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя, изначально являющегося капиталом, уже находящегося в кругообороте и обороте предприятия. Они направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров.

3. Бюджетное финансирование. На данном этапе Правительством реализуются Федеральные Целевые Программы, направленные на финансирование капитальных вложений.

4. Банковский кредит. Одним из важных источников инвестиций может быть долгосрочное кредитование, направленное на решение стратегических целей в экономике.

5. Средства населения. Возможно привлечение средств население в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов. Например ПИФ «Тройка Диалог» фонд «Добрыня Никитич». Фонд основан в 1997 году, поэтому на основе него можно кратко проанализировать тенденции и зависимости внутренних инвестиций, от внешних и внутренних факторов, т.к. на период с 1997 года по сегодняшний день приходяться и дефолт 1998 г, и скачец цен на нефть в 2006-2008 г, и мировой кризис 2008 г. В таблице №1 по годам сгруппированна информация о суммах чистых активов фонда «Добрыня Никитич», и ценой на нефть Brent.

Таблица 1. СЧА и цена на нефть

Год Сумма чистых активов, млн руб Среднегодовая цена нефти Brent, $/баррель

1997

20,251

19,09

1998

11,738

12,72

1999

13,337

17,97

2000

46,077

28,5

2001

71,446

24,44

2002

298,040

25,02

2003

677,315

28,83

2004

1 784,424

38,27

2005

2 778,718

54,52

2006

12 142,210

65,14

2007

17 993,739

72,39

2008

10 459,136

97,26

2009

6 157,772

71,67

Из таблицы 1 видно, первые годы инвестиции были не очень активны, т.к. через год после отрытия в августе 1998 года был дефолт, который подорвал всяческий интерес населения к каким-либо инвестициям. После дефолта фонд смог восстановить потерянное только к 2000 году. После чего начался рост инвестиций в фонд, переросший к 2006-2007 в настоящий бум инвестирования. Который закончился, опять таки в августе 2008 года, в самый разгар мирового ипотечного кризиса. На текуший момент СЧА фонда находятся ниже уровня 2006 года.

На основе данной таблице мы выведем график, по которому наглядно будут видны все пики.

График 1. СЧА и цена на нефть

 

Анализируя график 1, мы видим, что у графика цены на нефть и суммы СЧА, довольно большое сходство. Проведя нехитрые вычисления с помощью программы Microsoft Excel, мы находим, что коэффициент корреляции обоих графиков равен 0,829. Что говорит о сильной взаимосвязи цены на нефть, и инвестициями в данный фонд.

Хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные источники капиталовложений очень сильно зависят от финансово-экономической стабильности, а потому не могут являться решающими.

 

2.2. Источники иностранных инвестиций в экономику РФ

Источниками иностранных инвестиций в экономику РФ могут быть ссуды иностранных и международных банков, однако основным источником является участие инвестора-нерезидента (иностранного лица) в капитале предприятия.

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является объективной необходимостью.

Они обусловлены:

· международным разделением труда;

· развитием международных связей;

· интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство

Иностранные инвестиции способствуют:

· ускорению экономического и технического прогресса;

· внедрению новых форм управления;

· обновлению и модернизации производственного аппарата;

· активизации конкуренции;

· развитию малого и среднего бизнеса;

· расширению экспортного потенциала страны;

· замене импортозамещающего производства;

· созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;

· повышению конкурентоспособности отечественного производства;

· решению проблем реформирования экономики.

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными - их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы, помимо этого, для нашего времени не мало важное значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса

Кроме положительной роли для экономики, иностранные инвестиции могут нанести вред российскому государству и обществу. Однако структура и характер иностранных инвестиций в России заставляют говорить об обратном. Вместо строительства новых предприятий, иностранные инвестиции влекут лишь смену собственников на старых. Вновь, развиваются лишь отрасли сбыта в России иностранной продукции и добыча природных ресурсов. Таким образом, приходиться констатировать помимо положительной роли и неудовлетворительную роль механизма иностранных инвестиций в России.

Попробуем проанализировать структуру притока/оттока иностранных инвестиций, и зависимость от различных факторов.

Таблица 2. Приток/отток капитала в РФ

  Чистый ввоз/вывоз капитала, млрд. $ Чистый ввоз/вывоз капитала банками, млрд. $ Чистый ввоз/вывоз капитала прочими секторами, млрд. $
1994 год -14,4 -2 -12,4
1995 год -3,9 6,8 -10,7
1996 год -23,8 1,3 -25,1
1997 год -18,2 7,6 -25,9
1998 год -21,7 -6 -15,7
1999 год -20,8 -4,3 -16,5
2000 год -24,8 -2 -22,8
2001 год -15 1,3 -16,2
2002 год -8,1 2,5 -10,6
2003 год -1,9 10,3 -12,2
2004 год -8,9 3,5 -12,4
2005 год -0,1 5,9 -6
2006 год 41,4 27,5 13,9
2007 год 81,7 45,8 35,9
2008 год -133,9 -56,9 -76,9
2009 год -56,9 -30,4 -26,5
2010 год -38,3 11,4 -49,7
Сумма -267,6 22,3 -289,8

По данным таблицы 2 видно, что на протяжении всего периода в новой России, кроме 2006,2007 года наблюдался отток капитала. За все время, из России «убежало» 267 миллиардов долларов. Это практически 100% годового ВВП за 2010 год. Если проанализировать приток/отток в разрезе инвестиции банками (кредиты) и инвестиции частными компаниями, мы увидим, что за период с 1994 года, банки проинвестировали (или прокредитовали) экономику РФ на 22 млрд долларов, в то время как при помощи частных компаний из России убежало 290 млрд. долларов. Самый же сильный отток наблюдался во 2-й половине 2008 г и в 2009 году в разгар мирового кризиса. Убежали практически все деньги, которые были инвестированы в период инвестиционного бума в 2006-2007 году. Россия так и не стала «тихой гаванью» мировых инвестиций.

С чем это связанно, попытаемся сейчас разобраться. Привяжем приток/отток капитала, опять же к цене барреля нефти. И выведем все в таблицу 3.

Таблица 3. Цена нефти и приток/отток

Год Цена нефти Brent, $/бар Чистый приток/отток, млрд$

1994

15,820

-14,4

1995

17,020

-3,9

1996

20,670

-23,8

1997

19,090

-18,2

1998

12,720

-21,7

1999

17,970

-20,8

2000

28,500

-24,8

2001

24,440

-15

2002

25,020

-8,1

2003

28,830

-1,9

2004

38,270

-8,9

2005

54,520

-0,1

2006

65,140

41,4

2007

72,390

81,7

2008

97,260

-133,9

2009

71,670

-56,9

Так как просто из этой таблицы мало что видно, построим на основе ее график, и выведем коэффициент корреляции.

График 2

Сразу бросается в глаза, что до 2008 графики практически повторяют друг друга с лагом в полгода. Падает цена на нефть, через полгода –год убегают инвестиции, и обратно. Коэффициент же корреляции равен 0,869, что на практике и подтверждает очень жесткую зависимость чистого притока/оттока инвестиций в экономику РФ от цены на нефть.

Какие отсюда можно сделать выводы:

· Экономика РФ очень энергозависима, и вследствие этого очень тяжело управляема

· Практически все инвестиции носят спекулятивный характер, и лишь небольшое количество инвестиций направленно в реальный сектор экономики

· Иностранные компании видят очень большой политический риск, как бы не старалось правительство РФ

· Очень большие бюрократические издержки мешают инвестициям

· На первый план выходит планирование государственной инвестиционной политики, строгое придерживание заданного курса

 

2.3. Препятствия и проблемы на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат.

Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это:

· размеры местного рынка;

· природные ресурсы и географическое положение страны (региона);

· доступность рынка;

· рабочая сила;

· валютный риск;

· возвращение капитала;

· защита прав интеллектуальной собственности;

· торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.);

· политическая стабильность;

· макроэкономическая политика (экономическая стабильность);

· инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах (см. табл.1 в Приложении).

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.

Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений».

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Опираясь на такое понимание инвестиционного климата, его структура приведена на схеме. 1.(см. Приложение)

Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Иными словами инвестиционный климат - это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня.


3. ВЫРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОНОЙ ПОЛИТИКИ.

3.1. Задачи и принципы государственной инвестиционной политики

В России, несмотря на периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

· определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

· выбор приоритетов;

· повышение эффективности инвестиций.

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

· обеспечении структурной перестройки экономики;

· стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

· создании дополнительных рабочих мест;

· привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

· стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

· создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

· развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

· поддержке малого и среднего предпринимательства;

· совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

· создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

· снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

· проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

· осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

· формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

· повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.

Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

· организатора инвестиционно-финансового рынка;

· участника инвестиционно-финансового рынка;

· менеджера инвестиционных процессов.

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:

· расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;

· приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;

· превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики;

· создание благоприятного инвестиционного климата в регионе как предпосылки экономического роста.

3.2. Особенности привлечения иностранных инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования инвестиционных проектов сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику. В настоящее время доля иностранных инвестиций в общем объеме составляет не более 1,8 % при целесообразном размере этой доли на уровне 10 %. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

· освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;

· продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

· содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;

· содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

· создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организаций производства;

· освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

· содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:

· инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и Международных финансовых институтов;

· инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;

· инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственные, корпоративных и институциональных эмитентов; иностранные кредиты;

· лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

· финансовые кредиты российским предприятиям. Наиболее распространенной формой являются инвестиции в акционерный капитал предприятий и государственные и корпоративные ценные бумаги. Существуют определенные ограничения на инвестирование средств иностранных инвесторов-нерезидентов в государственные ценные бумага.

Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг, утвержденное приказом Центрального банка России, установило правила проведения операций, связанных с инвестированием средств нерезидентами на внутренний рынок следующих российских государственных ценных бумаг:

· государственных краткосрочных облигаций;

· федеральных займов с переменным купоном;

· федеральных займов с постоянным доходом.

Нерезиденты вправе производить инвестирование в государственные ценные бумаги в случае, если Министерством финансов РФ при принятии решения о выпуске соответствующих облигации не установлены ограничения на их потенциальных владельцев-нерезидентов.

Нерезиденты обязаны открывать в российских уполномоченных банках счета типа «С» в валюте РФ, за счет остатков на которых они имеют право приобретать эти государственные ценные бумаги.

В развитие инвестиций иностранных инвесторов в акционерный капитал принята форма инвестиционного соглашения как еще одна из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Инвестиционные соглашения заключаются с учетом потребностей внутреннего рынка и необходимости увеличения экспортного потенциала РФ.

Сторонами инвестиционного соглашения являются с российской стороны — Минэкономразвития России; с иностранной стороны — иностранная компания, сделавшая вклад в уставный капитал российской коммерческой организации в сумме, эквивалентной не менее 10 млн долл. США, и осуществляющая прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн долл. США. Инвестиционное соглашение предусматривает осуществление инвестиционного проекта силами иностранного инвестора и российской коммерческой организации, учредителем которой он является, обеспечивает подготовку проектно-сметной документации, заключение договоров на подрядные работы, финансирование и технический надзор за ходом осуществления инвестиционного проекта в сроки, установленные инвестиционным соглашением.

Основными типами иностранных инвесторов, вкладывающих средства в акционерный капитал отечественных предприятий, являются:

· частные инвестиционные фонды, чаще всего в виде паевых инвестиционных фондов, основной интерес инвестора — игра на курсовых разница стоимости ценных бумаг;

· венчурные фонды Европейского банка реконструкции и развития, вкладывающие средства в акционерный капитал в основном в перспективные средние и мелкие предприятия, финансовый интерес — курсовые разницы стоимости ценных бумаг;

· межправительственные организации, вкладывающие средства в российские предприятия;

· промышленные компании (стратегические инвесторы), заинтересованные в развитии собственного бизнеса, в расширении рынка сбыта.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику и выстраивание стабильной инвестиционной политики преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный и российский капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей, в этом и заключается основная задача инвестиционной политики государства

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Выполнение данной курсовой работы позволило мне получить новые необходимые знания в области дисциплины инвестиции, а так же выполняя работу, я ознакомилась с Законом об инвестициях, со статистическими данными об инвестициях в экономику России.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: