С категорическими суждениями можно совершать три операции: обращение, превращение и противопоставление предикату.
Обращение — логическая операция с категорическим суждением, заключающаяся в перестановке местами субъекта и предиката исходного суждения: субъект исходного суждения становится предикатом выводного суждения, а предикат исходного — субъектом выводного. При этом качество суждения и объем входящих в него понятий не меняются. Следует учитывать, что термин, нераспределенный в исходном суждении должен оставаться нераспределенным в выводном суждении.
Общеутвердительное суждение «Все S есть P» обращается в частноутвердительное «Некоторые P есть S», так как предикат в утвердительных суждениях не распределен и должен остаться нераспределенным. Например, суждение «Все кошки домашние животные» обращается в суждение «Некоторые домашние животные кошки».
Часноутвердительные суждение «Некоторые S есть P» при обращении остаются частноутвердительными «Некоторые P есть S». Например, суждение «Некоторые студенты спортсмены» обращается в суждение «Некоторые спортсмены – студенты».
|
|
Общеотрицательные суждения при обращении остаются общеотрицательными. «Ни одно S не есть P» - «Ни одно P не есть S». («Ни одна рыба не млекопитающее» - «Ни одно млекопитающее не рыба»).
Частноотрицательные суждения не обращаются, так как нераспределенный субъект должен, встав на место предиката, остаться нераспределенным, а предикат в отрицательных суждениях всегда распределен.
Превращение представляет собой операцию, связанную с изменением качества исходного суждения (т.е. связки), при этом предикат выводного суждения должен противоречить предикату исходного. Таким образом, утвердительное суждение превращается в отрицательное, а отрицательное в утвердительное.
Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное:
Все студенты есть учащиеся (А) Все S есть Р
Все студенты не есть не-учащиеся [Е). Все S не есть не-P
Общеотрицательное суждение превращается и общеутвердительное:
Все рыбы не есть млекопитающиеся (Е) Все S не есть Р
Все рыбы есть не-млекопитающиеся (А) Все S есть не-P
Частноутвердительное суждение превращается в частноотрицательное:
Часть студентов есть спортсмены (I) Некоторые S есть Р
Часть студентов не есть не-спортсмены (О). Некоторые S не есть не-Р
Частноотрицательное суждение превращается в частноутвердительное:
Некоторые книги не есть интересные (О) Некоторые S не есть Р
Некоторые книги есть не-интересные (I). Некоторые S есть не-Р.
Противопоставление предикату есть операция, в результате которого меняется качество исходного суждения (связка меняется на противную) и меняются местами субъект и предикат его. При этом субъект выводного суждения должен противоречить предикату исходного. Совершается противопоставления путем совмещения двух предшествующих операций: сначала совершается превращение, затем – обращение.(Ответ 5. конец)
|
|
Общеутвердительное суждение противопоставляется в общеотрицательное.
Например:
Все студенты — учащиеся
Все не-учащиеся не есть студенты.
Общеотрицательное суждение противопоставляется в частноутвердительное.
Например:
Все студенты не есть птицы
Некоторые не-птицы есть студенты.
Частноотрицательное суждение противопоставляется частноутвердительным суждением.
Например:
Некоторые студенты не есть спортсмены
Некоторые не-спортсмены есть студенты
Частоутвердительные суждения не противопоставляются: при превращении они становятся частноотрицательными, а частноотрицательные не обращаются.
Модальные суждения
Модальные суждения – это суждения, которым дана оценка с той или иной точки зрения. Можно, например, просто сказать «Земля вращается вокруг Солнца», но можно как-то оценить это суждение, сказав: «Необходимо, что Земля вращается вокруг солнца», «Известно, что Земля вращается вокруг солнца», «Хорошо, что Земля вращается вокруг солнца». Термины, с помощью которых задаются подобные оценки суждениям называют модальными операторами.
Существует много видов модальности: алетическая (модальные операторы: необходимо, возможно, существует), эпистемическая (познавательная) модальность (доказуемо, сомнительно, вероятно и т.п.), деонтическая (обязывающая) модальность (обязательно, разрешено, безразлично и т.п.), оценочная модальность (хорошо, плохо, безразлично) и др. Мы остановимся лишь на алетической модальности, которая является наиболее разработанной в логике.
С точки зрения алетической модальности все суждения делятся на:
Аподиктические суждения, т.е. суждения о том, что необходимо. (Необходимо, что A. Например: «Необходимо, что два плюс два равняется четырем)
Ассерторические суждения, т.е. суждения о том, что существует в действительности. (Существует A. Например: «Киев стоит на Днепре»)
Проблематические суждения, т.е. суждения о возможном. (Возможно, что А. Например: «Возможно, что на других планетах есть жизнь»).
Между этими тремя видами суждений существуют следующие зависимости:
Из истинности аподиктических суждений следует истинность ассерторических; а из ложности ассерторических следует ложность аподиктических. (Если необходимо, что A, значит A существует; если А не существует, значит неверно, что A необходимо).
Из истинности ассерторических суждений следует истинность проблематических, а из ложности проблематических следует ложность ассерторических (Если A существует, значит возможно, что A. Если невозможно, что A, то A не существует.)
Из истинности аподиктических суждений следует истинность проблематических; а из ложности проблематических следует ложность аподиктических. (Если необходимо, что A, то A возможно. Если невозможно, что A, то A и не необходимо.)