Изобразительное наследие Шокана Уалиханова

Шокан Уалиханов был человеком разносторонних дарований. Ученый-этнограф, дипломат, исследователь народного творчества, писатель, он был и незаурядным художником. Работы Ш. Уалиханова разнообразны по жанрам: это портреты, пейзажи родных мест, путевые зарисовки по маршруту Аягуз – Иссык-Куль, степные и архитектурные пейзажи. Он владел различными техниками живописи и графики: работал тушью, сепией, акварелью, пастелью, маслом. Профессиональные навыки владения изобразительной грамотой он получил в Омском кадетском корпусе, где преподавали курс рисования и курс «О значении архитектуры и составляющих ее элементах». Исследователи насчитывают около 150 его произведений. Среди них можно назвать «План зимних стоянок аулов Кушмурунского округа» (1852), «У верстового столба» (1860), «Усадьба Айганым в Сырымбете» (1853), «Бивак у подножия горы Тасма» (1856), «Джейраны» (1856), «Каменные изваяния у гробницы Козы-Корпеш и Баян-Слу» (1856), «Автопортрет» (1856), «Изображение трех Будд на скалах Тамгалы-Тас» (1865) [18, с. 108]. Профессионально выполнены портретные зарисовки.

Казахстан в творчестве русских и европейских художников

ХIХ-ХХ веков

Казахстан в творчестве художников 18 века и первой половины ХIХ века. Историческое, археологическое, естественно-научное и этнографическое исследование Казахстана европейскими и русскими учеными относится к первой трети 18 века. Первые произведения, посвященные Казахстану, относятся именно к этому времени – в 1736 году англичанин Джон Кэстль совершил поездку в ставку хана Абулхаира. В 1784 году на немецком языке были изданы его путевые дневники. В издании было 13 листов вклеек – гравированных иллюстраций. Среди них «Портрет хана Абулхаира», «Приветствие казахов», «Перекочевка казахской семьи» и др. в них узнаваемо изображены ландшафт Казахстана, предметы вооружения и быта, одежда казахов [18, с.97]. Тщательно отделанные, несколько стилизованные, с условной моделировкой объемов и пространства, эти графические работы полностью соответствуют традициям европейской графики первой половины 18 в.

Одним из первых профессиональных художников, побывавших в Казахстане, был Емельян Михайлович Корнеев (1780-1839). В путешествии по Ишиму и Прииртышью он написал несколько жанровых и пейзажных акварелей, выдержанных в духе классицистского стиля конца 18-начала 19 веков. Их отличает продуманность организации кулисной композиции, стаффаж на дальних планах и классическое скупое цветовое решение с применением трех цветов [18, с. 98]. 

Казахская тематика привлекала и художника романтического направления начала 19 века – Александра Осиповича Орловского (1777-1831). Видное место в его творчестве занимали батальные и военно-бытовые сцены. В 1807-1811 годах художник создает большую серию живописных работ изображающих казахов, их коней и оружие. Среди них известны работы «Всадник-казах», «Казах», «Два всадника-казаха», «Казах на лошади». Подробное перечисление деталей национальной одежды, вооружения подчеркивает стремление художника к исторической точности в передаче характерной национальной атрибутики. Графические работы А. Орловского, выполненные во втором десятилетии 19 века служат блестящим подтверждением участия казахов в Отечественной войне 1812 года – «Всадник-казах», «Привал казахов», «Казахский отряд», «Казахский лагерь», «Бивак казахов». Эти произведения отличает романтическая эффектность [18, с. 99]. Следует отметить тщательность проработки рисунков и акварелей, точность в передаче фактуры и, в то же время, некоторую излишнюю красивость и заглаженность изображения.

С 1850 года в Казахстане отбывал солдатчину «без права писать и рисовать» великий украинский поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861). Несмотря на запреты, художник создал за годы ссылки около 450 живописных и графических работ. 350 из них посвящены жизни и быту казахов, природе края, его памятникам. Большой любовью и теплотой проникнуты рисунки «Казахи у огня», «Казахский мальчик растапливает печку», «Казах на коне» [18, с. 102], «Трио» и др. Сердечной болью и горячим сочувствием пронизана серия рисунков Т. Г. Шевченко, посвященная нищим детям – «Байгуши». Это самое выразительное и сильное с профессиональной точки зрения произведение художника, посвященное казахскому народу. В рисунках этой серии нет преувеличений, чрезмерной эмоциональной приподнятости, внешней красивости и гладкости, которые типичны для других работ. Их отличает скупость художественного языка и почти протокольная точность. Но именно это и становится сильнейшим выразительным средством художественного образа.

В конце 50-начале 60 годов 19 века происходит изменение стиля европейского и русского искусства – на смену пафосному идеальному классицизму и эффектному чрезмерно эмоциональному романтизму приходят реализм и критический реализм, стилистические системы, в основе которых лежит стремление к правдивому неприкрашенному изображению явлений жизни. Первым русским художником, который начал изображать жизнь казахов в реалистической манере, был Бронислав Залесский (1820-1880). Как и Т. Г. Шевченко, он был сослан в 1848 году в Оренбург за участие в польских конспиративных кружках. Его пейзаж «Меловые горы на Мангышлаке» оставляет впечатление силы дикой первозданной природы. Художник использует прием контрапоста – резкого противопоставления масс, изображая огромные горные массивы и маленькую фигуру всадника, проезжающего по этой дикой пустынной местности на верблюде. Не менее интересны работы Б. Залесского «Озеро Джаланаш», «Казахская женщина» и «Мангышлакский сад». Их отличает высокий профессионализм изображения, стремление к точности и правдивости отражения действительности, умение выбирать главное в изображаемом явлении при создании выразительного художественного образа.

Характерные черты и особенности пореформенного периода отразились в творчестве Василия Григорьевича Перова (1833-1882). Он был одним из основателей и активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. В его наследии есть работы, связанные с Казахстаном. Его привлекала и современность и история. Так появилась работа, посвященная истории пугачевского бунта – «Суд Пугачева». Кроме этой многофигурной композиции он выполнил несколько натурных этюдов голов казахов, из которых наиболее яркая «Голова казаха-каторжанина» (1873) [18, с. 109]. 

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) в 1867 году был приглашен туркестанским генерал-губернатором К. Кауфманом в Ташкент для создания этнографического альбома. В низовьях Сырдарьи художник делал зарисовки исторических памятников, в городище Джанкент он зарисовывал образцы керамики и изразцов. В 1868 году В. Верещагин из Ташкента был командирован в Семиреченскую область, где также создал множество этюдов. На основе этих этюдов им были созданы картины, экспонировавшиеся на выставке 1874 года «С гор на долины (Перекочевка казахских аулов)», «Казах», «Казахи», Большая кочевая дорога в Алатауских горах», «Горы близ Лепсинской станицы в Алатауских горах», «Горы, окружающие Лепсинскую станицу», «Казахская зимовка» и др. [18, с. 112]. Рисунок «Минарет в развалинах Саурана близ Туркестана» характеризует скромность изобразительного языка – художник ярко подчеркивает тени, углубляя их до бархатно-черного цвета, создавая тем самым ощущение горячего, залитого солнцем южного полдня. Зарисовка «Улица вдоль городской стены в г. Туркестан» напоминает о картинах художника, посвященных Средневековому Востоку. В беглом наброске он сумел отразить характер архитектурного среднеазиатского мотива – глинобитная высокая зубчатая стена, залитая резким светом, контрастирует с постройкой, находящейся в тени и выглядящей большой тяжелой массой. Усиливает впечатление насыщенность тона земли на переднем плане, довершающая образ старого восточного города с узкими горбатыми улочками, погруженными в сонную знойную тишину. Стаффажная фигурка всадника, удаляющегося вглубь композиции, помещенная между двумя высокими стенами – светлой и темной – точно характеризует масштабы архитектуры.

Живописные работы В. Верещагина, посвященные Казахстану, не противоречат его творческой манере, главной чертой которой является точное скрупулезное описание. Реализм его некоторых работ можно назвать иллюзорным. Эффектно реалистичными выглядят работы «Казахские кибитки на реке Чу» (1869-1870) и «Верблюд на меновом дворе в Оренбурге», «С гор на долины» (1870), «Горы, окружающие Лепсинскую станицу».

Одна из трагических страниц российской истории второй половины 19 века связана с большим политическим явлением – переселенчеством. Теме переселенчества посвящали свои произведения И. Е. Крачковский, С.В. Иванов, Л.В. Попов. Самая известная картина С. Иванова – «Смерть переселенца» (1889). Изображение конкретного факта – гибели кормильца семьи, бросившей родной очаг в поисках лучшей доли, - поднято здесь до обобщения всей трагедии русского переселенчества. Исследователями неоднократно отмечалось безнадежность отчаяния в звучании художественного образа, обычно при этом сравнение торчащих вверх оглобель телеги с поднятыми в проклятии руками человека. Пустынный ландшафт подчеркивает одиночество оставшейся без защитника семьи, окружает скорбные фигуры равнодушным молчанием [18, с.116].

Живописные и графические работы художников начала 20 века зачастую созданы в новой авангардной манере. Особо следует отметить произведения Павла Кузнецова (1878-1968). В 1897-1903 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова и Н.А. Касаткина. Был членом объединения «Голубая роза», участвовал в выставках «Мир искусства». Один из интереснейших периодов творчества Кузнецова исследователи связывают с созданием серии картин, получивших название «Казахская сюита» (1911-1914). Кузнецов ездил в степь не за цветистой экзотикой. В работах «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Спящая в кошаре» художник утверждает гармонию натуральной естественной жизни, тихую радость бытия. Как это можно заметить уже по названиям, сюжетные ходы произведений весьма ограничены - природа, живущая по своим вечным законам, люди, подчиняющиеся ее условиям. Пластика образов подчинена жизни, природе, степи: мягкость очертаний человеческих фигур повторяет круглящиеся линии холмов, ветвей деревьев, куполов юрт. Человек в «Казахской сюите» Кузнецова живет в мире реализованной мечты художника о гармонии и чистоте простой, безыскусственной жизни, созерцательной и спокойной [18, с. 125]. 

Для Кузнецова и «бесконечные пространства степей», и населявшие их мудрые, спокойные, гостеприимные, вольнолюбивые люди отнюдь не были объектом географических или этнографических исследований. Он шел к ним, чтобы приобщиться к простой и величавой жизни, которая должна была претвориться в высокое искусство. Эта жизнь служила ему материалом для создания прекрасной, внебытийной и внесобытийной, лишенной принижающей обыденности живописи [29, с. 89].

В конце 19-начале 20 века Казахский край привлекал к себе внимание художников, примыкавших к различным направлениям изобразительного искусства. Каждый из художников сообразно своей творческой манере передавал свое видение, свой индивидуальный взгляд на этот прекрасный край [18, с. 127].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: