Искусство первой половины 2 тысячелетия нашей эры

В 8 веке на территории Казахстана сформировалось государство Караханидов, столицей которого был Баласугун. В результате завоевания тюрками всей территории Центрального Казахстана, Семиречья, Хорезма и приуральских степей широкое распространение получает тюркский язык, который к 11 веку приобретает значение международного общеупотребительного языка. В эпоху Караханидов началось распространение исламской религии на территории средневекового Казахстана. В начале 2 тыс. в степи образовалось государство кочевников Дешт-и-Кипчак. Ясы, Отрар (Фараб), Сыгнак, Сузак стали политическими и экономическими центрами союзных племен. В начале 13 века монгольские завоеватели опустошили и подчинили огромную территорию. Большинство городов и оазисов было разрушено дотла – до монгольского нашествия в долинах рек Чу и Таласа было более 200 поселений, а после нашествия осталось лишь 20. В 14-15 вв. в период междоусобных войн потомков Чингисхана, восточных походов Тамерлана и его преемников многие земледельческие юга Казахстана оазисы исчезли с лица земли. В 15 веке происходит формирование казахской государственности.

Гражданская архитектура Казахстана эпохи Средневековья. Гражданское строительство на юго-востоке Казахстана в эпоху средневековья достигло высокого уровня. Важнейшим политическим и экономическим центром средневекового Казахстана был Отрар. В настоящее время исследовано около ¼ площади средневекового Отрара – около 1000 зданий. Раскопан квартал гончаров, расположенный у южных ворот города.

Орнамент в мусульманском искусстве. Орнамент – «музыка для глаз» - стал для художников главной сферой приложения творческих сил, его невиданное развитие как бы восполняло ограничения изобразительных видов искусства. Обильный декор является неотъемлемой частью внешнего вида средневековых восточных произведений прикладного и декоративного искусства, книжной миниатюры, сплошным ковром покрывает фасады дворцовых, мемориальных и религиозных сооружений. Обобщенно узоры, украшающие средневековые произведения искусства, получили название арабески. В оформлении культовых зданий получил развитие геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение. Наиболее часто встречаются арабески двух видов: «гирих» - сложный геометризованный узор-узел и «ислими» - представляющий собой вязь растительного орнамента.

Одной из форм орнаментального искусства стала каллиграфия, достигшая в эпоху средневековья необычайной изощренности. Применялось несколько видов почерков, каждый из которых имел собственную выразительную систему – куфи и насх. Куфическое письмо, имеющее четкое геометрическое начертание, чаще встречается в декоре фасадов средневековых сооружений мемориального или религиозного характера. Надписями в стиле «насх» – имеющем более мягкие и изощренные формы, чаще украшали предметы прикладного искусства, и книги, часто сплетая текст с узором ислими.

Мемориальная архитектура Казахстана эпохи Средневековья.

В эпоху тюрков огузов и кыпчаков появляются погребальные сооружения-мавзолеи. Один из самых ранних мавзолеев – мавзолей Козы-Корпеш - Баян-Слу, имеет юртообразную форму. С распространением ислама мавзолеи получили статус местных святынь. Формируется два типа мавзолеев – купольные (квадратные в плане) и портально-купольные (прямоугольные в плане, с высоким входом-порталом)

Замечательные памятниками эпохи Караханидов в Казахстане являются купольные мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби (11-12 вв). В 11 веке в Таразе над могилой известного хана из династии Караханидов Ша-Махмуда Богра Карахана был построен мавзолей Аулие Ата. Четыре стены мавзолея и две башни существовали до 1905 года.

В конце 14 века в 1399 году в городе Ясы начинается строительство мавзолея (ханаки) Ходжи Ахмеда Яссауи. Строители мавзолея – Убайдулла Садр, Ходжи Хасан и Шемс Абд-аль-Вахаб. Мавзолей относится к сооружениям портально-купольного типа.

Монументальная скульптура 2 тыс. н.э. На рубеже 1 и 2 тысячелетий, несмотря на запрет изображений человека, продолжается традиция монументальной круглой скульптуры. Каменные изваяния кимако-кипчакского периода 9-12 вв. в большинстве случаев представлены женскими изображениями. В изваяниях обозначена грудь, и стилизованные румяна, чуть выдающийся вперед живот и слегка расширяющиеся бедра, ниже – сердцевидная фигура, по предположению ученых, древний знак треугольника Венеры. Их отличает обобщенность и нерасчлененность форм. Изображение лица соответствует каноническим иконографическим нормам – нос в едином рельефе с бровями, маленькие глаза часто помечены небольшим углублением [13, с.85].

В эпоху расцвета культуры тюрков огузов, найманов, дулатов, получил распространение образ воина. Характерная особенность тюркской монументальной пластики – повышенная выразительность объема. Предельно простая композиция, выражает идею главенства человека, его чувства самоутверждения в суровом мире. Центр тяжести переносится на выразительность вертикали относительно горизонтали, следовательно, на выразительность силуэта. Стремление к значительности объема, к репрезентации образа в сочетании с твердостью материала сливается в одно общее чувство, которое можно назвать чувством «тяжести», не зависящим от материала и физического веса.

Тюркские каменные изваяния отличаются также повышенной концентрацией массы, близкой к геометрическим формам. Особенно это чувствуется при восприятии глыбообразных изваяний, которые производят впечатление суровой силы и мрачной отрешенности [13, с.94].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: