Искусство на территории Казахстана в 1 тысячелетии нашей эры

Эпоха поздних кочевников. В конце 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана появились новые племена кочевников – хунны или хунну, создавшие первое в Центральной Азии раннеклассовое государство, возглавляемое пожизненным правителем, которое просуществовало до 6 в. н.э. Другое племенное объединение начала 1 тыс. до н.э. – усуни. С запада к Усуни примыкало владение Кангюй, расположенное в Голодной степи. Истоки культуры и искусства хуннов, как и искусства усуней и кангюев – племенных объединений кочевников конца 1 тыс. до н.э.- начала 1 тыс. н.э., явственно восходят к искусству звериного стиля саков. В произведениях полихромного стиля начала 1 тыс. н.э. также осуществляется стилизация образа, но в отличие от сакской традиции, произведения хуннов, кангюев, усуней, более декоративны и орнаментальны. Характерной особенностью полихромного стиля является инкрустация металлической пластины (золотой, серебряной или бронзовой) вставками из цветных камней в кастах-гнездах, ряды филигранных поясков (плетенки, «рубчики»), перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерни в виде треугольников и ромбов.

К середине 6 века н.э. на исторической арене появляются древние тюрки. Основой религии поздних кочевников было поклонение Небу – Тенгри, Земле – Йер, Воде – Суб. В основе тенгрианства заложены анимистические верования центральноазиатских народов о небесном духе-хозяине, по которым небо мыслилось и местом обитания божества и самим божеством [13, с.17-18]. 

В 565 году объединение Степи и Согдианы дало тюркам великолепные возможности для развития торговли. Маршрут Шелкового пути 6-8 вв. стал проходить через Турфан и Семиречье, по территории Тюркского каганата.

В начале нашей эры продолжается развитие наскального искусства. Кардинальной темой наскальных произведений эпохи поздних кочевников является поединок конного и пешего воинов. Наиболее часто встречающийся в петроглифике тюркского периода образ катафрактария, бронированного рыцаря на бронированном коне олицетворяет силу и мощь воинов. На одном из участков Тамгалы изображен древнетюркский знаменосец – манифестированный образ мировой роли древнетюркской державы. Особую изысканность придает этому изображению тонкозернистая техника выбивки, создающая зыбкий подвижный силуэт, восприятие которого меняется от угла падения освещения и от точки зрения зрителя. Особый интерес представляют находки изображений божеств. В горах Малого Каратау была найдена плита с изображением тюркского верховного женского божества – Умай, высеченным точными и скупыми линиями. В урочище Капчагай сохранились наскальные изображения трех Будд, высеченные одним изящным и точным тонким контуром.

С развитием социальных и производственных отношений, усложнением цикла сельскохозяйственных работ на юге Казахстана начинается интенсивное строительство поселений, которые перерастают в города. В конце 1 тыс. до н.э. на территории Южного Казахстана в районе расселения усуней и кангюев (район Сырдарьи и Хорезма) появились первые крупные поселения-города – сохранились развалины городов Чигу, Джеты-Су, Битянь.

Планировка восточного города была достаточно сложной. В целом ее можно назвать концентрической, в соответствии с кольцами оборонительных заграждений, но эти кольца не всегда правильные, так как планировка была подчинена ландшафту. Вся территория города была обнесена стеной из сырцового кирпича с воротами, башнями и бойницами. Посевы за пределами городской стены также были защищены стеной или валом. Основным строительным материалом гражданского строительства был сырцовый кирпич. Названия основных трех компонентов структуры средневекового восточного города – цитадель (крепость), шахристан (парадная часть), рабад (рабочая часть).

Монументальная скульптура начала 1 тыс. н.э. Древнетюркские монументальные изваяния являются своеобразной формой проявления древней космогонии, в их четкой вертикальной композиции заключена идея приобщения души умершего к небу через некую ось. оседло-земледельческими районами юга Казахстана и Средней Азтии. м огузов. языка. гии (8-10 вв) ния рамиды. Несмотря на общие канонические признаки, объединяющие все средневековые изваяния, исследователями выделены региональные особенности в рамках канона. Характерными признаками монументальной скульптуры Семиречья являются мягкое моделирование черт лица, естественные пропорции фигуры, тщательная детализация, несколько манерная стилизация бровей и рук, выказывающая влияние согдийских и буддийских корней. Объемная скульптура северных и восточных территорий Казахстана заметно отличается от семиреченской – в ней менее рельефно выступают объемы, моделировка не такая тщательная. Детализация более скромная – практически отсутствуют изображения сопутствующих аксессуаров, но зато усилено впечатление цельности, монолитности объема. Объединяющим признаком монументальной скульптуры средневекового Казахстана является передача портретности, обусловленная связью с погребальным культом [13, с.60].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: