Исполнение решений судов по индивидуальным трудовым спорам

Фактическое исполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры, является заключительным этапом этих споров. Исполнение решения по трудовому спору предполагает реальное восстановление нарушенных трудовых прав и ликвидацию факторов и условий нарушающих закон.

Решение считается исполненным после выполнения всех его предписаний: истец восстановлен на работе, ему выплачена вся присужденная сумма и т.д.

Как правило, исполнение решений по трудовым спорам происходит в добровольном порядке, хотя в случаях злостного уклонения либо задержки срока исполнения решения предусмотрен принудительный порядок. Обычно исполнительное исполнение решения суда происходит по просьбе истца, хотя также возможно по инициативе прокурора лил профсоюзного органа.

Порядок исполнения решения суда по трудовому спору предусмотрен статьей 396 ТК РФ:

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.[44]

Если на второй день после решения суда о восстановлении работника на работе работодатель не допустит его к прежней работе, он должен будет оплатить ему по специальному определению суда заработную плату за все время вынужденного прогула, связанного с неисполнением решения суда. О невыполнении решения суда судебный пристав-исполнитель докладывает суду. В этом случае суд в судебном заседании с вызовом сторон и виновного в невыполнении решения суда должностного лица выносит определение о выплате заработной платы восстановленному судом работнику (или разницы в оплате при неправильном переводе) за все время задержки исполнения решения суда со дня вынесения решения по день фактического его исполнения[45].

Статья 419 ТК РФ устанавливает ответственность за невыполнение решений по трудовым спорам:

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.[46]

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает за нарушение трудового законодательства административную ответственность руководителей и должностных лиц администрации организации в виде штрафа от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц – от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. А если они ранее имели за такие нарушения административные взыскания, то могут быть и дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет (ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ).[47]

Если это трудовое правонарушение является преступлением, то руководители и должностные лица администрации организации несут уголовную ответственность. Так, ст.143 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда (наказание штрафом либо исправительными работами, или лишением свободы до двух лет). Статья 145 УК РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста (наказывается штрафом или обязательными работами на срок до 180 часов).[48]

 

Заключение

Подведя итоги данной работы, можно отметить следующее. Во-первых, мы можем с уверенностью отметить значительный прогресс российского трудового законодательства в области урегулирования трудовых споров за последние 10 лет. Во-вторых, растущее с каждым годом количество индивидуальных трудовых споров в судах также говорит о повышении юридической грамотности российских наемных работников.

Но в то же самое время нынешняя ситуация, при которой рассмотрение одного трудового спора затягивается на месяцы, а то и годы, не может устраивать ни государство, ни работников, ни работодателей. Именно поэтому со стороны профсоюзов должны поступать новые законодательные инициативы, целью которых является максимальное упрощение судопроизводства по делам возникающим из трудовых отношений. Например, уже давно в различных юридических публикациях было предложено о создании так называемых «трудовых судов» - специализированного судебного органа, чья компетенция будет состоять именно в разрешении трудовых споров, как индивидуальных, так и коллективных.[49]

Данные суды должны рассматривать трудовые споры в коллегиальном составе, состоящем из трех человек – одного профессионального судьи и двух общественных судей (представителей социальных партнеров – работодателей и работников).[50]

На мой взгляд, создание такого специализированного органа позволит разрешить те накопившиеся недостатки реализации трудового законодательства, которые мы можем наблюдать в настоящем.

Однако, даже при самом пристальном внимании Государственной Думы и Правительства Российской Федерации к этой инициативе, быстрая реализация проекта по созданию системы трудовых судов и трудового процессуального кодекса займет достаточно большой промежуток времени, к тому же придется затратить немало финансовых средств. Тем не менее это необходимо для дальнейшего совершенствования российского трудового законодательства и обеспечения законных прав и интересов наемных работников при разрешении трудовых споров.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: