Методические указания

Ввиду того, что “Великая дидактика” – большое и сложное произведение, рекомендуем начать подготовку к семинарскому занятию со знакомства по учебнику с жизнью, педагогической деятельностью и мировоззрением великого педагога. В тезисах ответа на первый вопрос плана выделить педагогические взгляды и идеи Я.А. Коменского, а также основные противоречия в его мировоззрении. Далее приступить к конспектированию указанных глав его произведения “Великая дидактика”. Конспекты делать в соответствии с вопросами плана семинарских занятий.

Внимательное ознакомление с названием и оглавлением книги поможет осмыслить ее логическую структуру и содержание, лучше понять основные идеи. В частности, уже развернутое заглавие труда “Великая дидактика” указывает, что “основания почерпаются из самой природы вещей”. Таким образом, стараясь отыскать закономерности в педагогических явлениях, Я.А.Коменский выдвигает принцип природосообразности, то есть предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Именно этой идеей проникнута вся его педагогическая теория, и особенно, дидактика. В конспекте выделить соответствующие примеры, выписать цитаты, в которых с позиций демократизма определены цели и задачи школы.

Выписать из “Великой дидактики” обоснование классно-урочной системы, найти цитаты, утверждающие Я.А.Коменским урок как основную форму организации обучения в школе.

Особое внимание уделить изучению дидактических взглядов Я.А. Коменского. Он впервые раскрыл сущность таких дидактических принципов, как наглядность (“золотое правило дидактики”), сознательность и активность обучения, последовательность и систематичность овладения знаниями, прочность усвоения знаний и навыков. Отметить в конспекте их обоснование.

Впервые в истории педагогики и образования великий педагог разработал принципы построения системы образования, следуя возрастной периодизации: необходимо знать основные ее звенья, а также содержание образования на каждой ступени. Для учителя начальных классов особый интерес представляет программа школы начального обучения, для учителя-предметника – программа латинской школы, поэтому рекомендуется более подробно законспектировать главу XXIX – “Идея школы родного языка”, главу XXX – “Очерк латинской школы”.

Выписать требования Я.А. Коменского к учителю, определить свое отношение к ним.

В заключении отметить значение педагогической теории Я.А. Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.

Обязательная литература

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. – М., 1955, – Гл. 6–12, 16–18, 20, 27, 29, 30 или “Хрестоматия по истории зарубежной педагогики”. – М., 1982.

2. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. – М., 1957 (предисловие).

3. Коменский Я.А. Материнская школа. – М., 1992.

Дополнительная литература

1. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч. – М., 1955. – С.580– 611.

2. Красновский А.А. Я.Коменский (1592–1670). – М., 1953 (предисловие).

3. Милош В. Кратковил. Жизнь Яна Амоса Коменского. – М., 1991.

     

   2. Предшественники современной педагогики: И.Г.Фихте (1762-1814), И.Кант (1724-1804), В.Гумбольт (1767-1835), Г.В.Ф.Гегель (1770-1835), И.Ф.Гербарт (1776-1841), Ф.А.Дистервег (1790-1866), И.Б.Базедов (1724-1790). Идеал реального образования и воспитания в их взглядах.

3. Педагогическая мысль в Западной Европе в 80-м годам Х1Х века. И.Г.Песталоцци (1746-1827), родоначальник целого направления в педагогике песталоццианства. Открытие школы для детей бедняков и приюта, для детей сирот. Руководство воспитательными учреждениями в Бургдорфе (1800-1804), Ивердоне (1805-1825). Подготовка учителей для народных школ. Идеал народной школы И.Г.Песталоцци. Трудовая подготовка воспитанников: занятие сельским хозяйством, работа в прядильной и ткацких мастерских. Идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструмент развития личности воспитанника. «Метод Песталоцци» как система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки».

Популяризация идей И.Г.Песталоцци в Англии Р.Оуэном, в Германии И.Г.Фихте и И.Ф.Гербартом, в России Ф.И. Буслаевым, А.Г.Ободовским, М.М.Тимаевым, К.Д.Ушинским. Влияние идей И.Г.Песталоцци на развитие мировой педагогической мысли в ХIХ веке. Идея природосообразности И.Г.Песталоцци. Общечеловеческая сущность воспитания и его задач. Гармония развития сил человеческой личности – идеал воспитания. Разработка И.Г.Песталоцци идей развивающего школьного образования и элементарного обучения.

4. Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – немецкий философ, психолог и педагог. Разработка И.Ф.Гербартом этических идей: идея внутренней свободы; идея совершенства; идея благожелательности; идея права; идея справедливости. Философское и психологическое обоснование педагогики И.Ф. Гербарта. Обоснование теории воспитывающего обучения. Новый взгляд на природу личности и цели воспитания.

Этическое обоснование общей цели воспитания.

Выделение двух групп целей воспитания – возможные и необходимые. Три раздела теории и практики воспитания И.Ф.Гербарта: управление, обучение, нравственное воспитание. Организация ступеней процесса обучения – «ясность», «ассоциация», «система», «метод».

Четыре ступени в нравственном развитии ребенка: первая – «память воли», вторая – «выбор», третья – «принцип», четвертая – «борьба».

5. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), основоположник педагогики как науки. «Руководство к образованию немецких учителей». Рассмотрение в труде вопросов теории и практики организации народной школы и подготовки учителя. Ф.А.В.Дистервег – автор нескольких сот педагогических статей и очерков. Разделение их на 3 группы:

1) изложение общих вопросов воспитания («О высшем принципе воспитания», «О природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования» и др.);

2) обоснование идеи воспитывающего и развивающего обучения («Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.);

3) размышление об учителе, значение его личности, его профессиональном самосознании и профессиональных требованиях к нему («О самосознании учителя», «Об учительском образовании» и др.).

Трактовка Ф.А.В. Дистервегом общечеловеческого воспитания. Определение теории воспитания как «теории возбуждения».

Четыре группы дидактических правил Ф.А.В. Дистервега, определяющих учебно-воспитательную деятельность школы: 1) правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику; 2) правила по отношению изучаемого объекта – предмета преподавания; 3) правила по отношению внешних условий обучения, места, времени и т.п.; 4) правила по отношению профессиональных качеств учителя, определяющих успешный ход обучения.

6. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж.Руссо и ее социально-педагогическая значимость. Ориентация на личность ребенка и возрастная периодизация его развития. «Эмиль, или о воспитании».

7. Школа и педагогическая мысль США ХIХ в. (до 80-х годов). Принятие закона о введении бесплатного образования. Проблема изменения организации и содержания школьного образования. Хорошее образование – средство воспитания сильного характера, нравственности и разумной воли. Создание национальной системы образования. Идеи подготовки молодежи в жизни, обучения ее видам деятельности, необходимым для жизни. Расширение предметов практического цикла (математики, химии, естествознания, минералогии и др.).

Распространение трудовых школ. Идеи соединения обучения школьников с их участием в производительном труде.

Трехступенчатая структура государственной системы народного образования в США: начальная школа для детей с 6 до 14 лет: средняя – для детей с 14 до 18 лет; высшая.

 

Рекомендуемая литература

1. Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Фурье. – М., 1986.-216 с.

2. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. – М., 1940.-292 с.

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.-374с.

4. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. – М., 1982.

5. Монро П. История педагогики. - Ч.2.- М., 1911. – 372 с.

6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М. -Т.1.-336 с.

7. Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. - Харьков, 1930.-347 с.

8. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XIX в. – М., 1976.-296 с.

9. Соколов П. История педагогических систем. – СПб., 1916.-7-8 с.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.-528 с.

 

Тема 6. Развитие образования и ведущих

педагогических идей в Западной Европе XIX века.

Реформаторская педагогика

 

Разработка в демократических странах модели нового человека, содержания, организации и методов его формирования. Движение за реформу школьного дела в конце ХIХ века.  Движения сторонников «свободного воспитания», «трудовой школы», «школы действия», «социальной педагогики», «прагматической педагогики», «прогрессивного воспитания» и т.д. Законы об обязательном начальном образовании в развитых странах Европы и Америки. Проблема модернизации содержания образования и методов воспитания.

Основные представители реформаторской педагогики О.Кант, Э.Кей, Ф.Генсберг, Л.Гулитт, М.Монтессори, Э.Мейман, В.А.Лаем, Д.Дьюи, У.Калпатрик, Г.Кершенштейнер. Основные направления современной зарубежной педагогики. Развитие педагогики Западных цивилизаций в конце XX в. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.   Концепции современной зарубежной педагогики: традиционалистическая и рационалистическая модель, феноменологическое направление.

Представители традиционизма (Ж.Махсо, Л.Кро, Ж.Капель (Франция), Г.Кэвелти, Д.Равич, Ч.С.Финн (США). Разработки рационалистической модели образования (П.Блум, Р.Ганье, Б.Скиннер).

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.

«Метод проектов» американского педагога и психолога У.Х.Килпатрика. Система индивидуализированного обучения – «Дальтон-план» Хелен Пархерст. «Йена-план» Петера Петерсена. «Метод свободной групповой работы» учащихся Роже Кузине. Идеи индивидуализации обучения в «Мангеймской школьной системе» (И.А.Зиккингер). «Вальдорфская школа». Общая характеристика современной зарубежной школы. Система «гайденс».

Развитие школы в ХIХ в. (до 80-х годов). Принятие законов об обязательном начальном образовании. Расширение его содержания. Увеличение сети средних учебных заведений: гимназии в Германии, лицеи во Франции, грамматические школы в Англии.     Представители феноменологического направления (А.Маслоу).

Новая система образования – «инновационное обучение». Реформирование высшей школы в России. Преимущества российской образовательной системы. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования.

 

Рекомендуемая литература

1. Гергет, Готалов-Готлиб А. Современные педагогические течения.-Херсон, 1925.-250 с.

2. Дьюи Эв. Дальтонский лабораторный метод. -М., 1923.-153 с.

3. Каунтс Д. Теория воспитания в Америке. – М., 1931.

4. Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.-43 с.

5.Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации.-М.; Л., 1930.-86 с.

6. Монро П. История педагогики.– М.; Л., 1923.-342 с.

7. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки. – М., 1930.-270 с.

8. Феррьер А. Из опыта новой школы Запада. – М.; Л., 1926.-136 с.

9. Кро Л., Махсо Ж. Традиционалистическая модель образования. – М., 1995.

10. Блум П., Ганье Р. Рационалистическая модель образования. – М., 1996.

11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. – М., 1997.

12. Левитан К.М. Основы педагогической деятельности. – М., 1994.

13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: