Средневековья и Возрождения
Возникновение и становление средневекового образования. Развитие церковной культуры и ее роль в обществе. Разработка программы церковного обучения. Первые церковные школы. Открытие школ при монастырях. Содержание образования в монастырских школах. Изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики как способ понимания религии. Псалтырь – основная книга для обучения Грамоте. Образование – средство совершенствования человека, средство укрепления государственного и церковного порядка.
Фома Аквинский (1225/26-1274) - философ и теолог эпохи Средневековья. Отработка Аквинским вероучения в форме научного знания. Сочинения Фомы Аквинского – основной источник изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах.
Школы средней и высшей ступени при монастырях. Рост школ схоластической направленности. Объединение учителей и учеников в корпорации – университеты. Появление в университетах четырех классических факультетов – артистического, юридического, медицинского и богословского. Организация городских школ-магистратских, цеховых, гильдейских. Независимые от церкви учебные заведения различного типа – школы «счета», латинские школы, школы родного языка, парижские школы.
|
|
Появление многочисленных сочинений со второй половины XII в., посвященных вопросам воспитания и образования.
Ученичество как форма образования. Воспитание детей купцов и ремесленников и воспитание детей феодалов (рыцарство).
Идеал рыцарского воспитания – разнообразие умений и навыков, культуры, высокая нравственность. Средневековое понимание всестороннего развития ребенка – гармония души и тела в сочетании с трудовым воспитанием.
Школа и философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения. Христианская педагогика и её влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.
Обращение буржуазной интеллигенции к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества. Наследие древних как источник идей культурного развития.
Воспитание гражданина – главное в формировании гармонической личности. Понимание человека как природного единства тела и души. Подготовка физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина – цель воспитания эпохи Возрождения. Физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности. Реализация гражданского долга через трудовую деятельность.
Томас Мор (1478-1535) – автор утопического проекта бесклассового общественного устройства. Идея Т.Мора об обязательном участии всех граждан в производительном труде и соединении его с всеобщим образованием.
|
|
Кружки ученых и центры как очаги новой гуманистической культуры. Переводы литературных произведений классической древности. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике – основное содержание среднего образования.
Витторино де Фельтре (1378-1446) – талантливый итальянский педагог, автор «Школы радости». Гуманистический образец обучения и всестороннего воспитания – «Школа радости». Развитие интеллектуальных способностей, эстетическое воспитание, физическое развитие учащихся. Элементы рыцарского воспитания в процессе формирования личности.
Идея открытия колледжей нового типа Гийома Бюде (1468-1540). Программа реального образования Пьера Рамуса (1515-1572). Концепция человека Нового времени - глубоко образованного и критически мыслящего Мишеля Монтеня (1533-1592). Энциклопедические программы обучения Франсуа Рабле (1494-1553).
Учение Эразма Роттердамского о народном образовании, провозглашение труда критерием нравственности.
Рекомендуемая литература
1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984. - 285 с.
2. Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в XII в. Средневековой быт. – Л., 1925.-280 с.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса. – М., 1985.- 327 с.
4. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Возрождения. – М., 1990.-200 с.
5. Гуревич А.Я., Херлики Д. Средневековые дети: культура и общество в средние века. – М., 1982.-312 с.
6. Идеи эстетического воспитания в эпоху средневековья. - М., 1993.-204 с.
7. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения / Под ред. С.М.Стама. – Саратов, 1988. – Ч. 2.
8. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992. -191 с.
9. Культура Возрождения и Средние века. – М., 1992. – 220 с.
10. Мор Томас. Утопия. – М., 1078.-415 с.
11. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре. – М., 1988.-336 с.
12. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1981. – 560 с.
13. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. – Новосибирск, 1975. – 173 с.
14. Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения. – М., 1993. – 330 с.
15. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. – М., 1985.
16. Струков Б.Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. - М., 1980.-212 с.
17. Фридолин П.П. Педагогические идеи итальянского Возрождения. – Баку, 1987. – 80с.
18. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.-528 с.
19. Эразм Роттердамский и его время / Отв. ред. Л.С. Чиколини.– М., 1988.-219 с.
Раздел 2. Воспитание, образование и педагогическая
Мысль в период Нового и Новейшего времени
Тема 5. Школа и педагогика Нового времени –
Образование и педагогическая мысль
Западной Европы
1. Я.А. Коменский–основоположник педагогики Нового времени. Педагогическое учение Я.А.Коменского. Социокультурные предпосылки его педагогического учения. Принцип природосообразности, его значение в педагогике Коменского. Дидактика Коменского. «Великая дидактика», «Мир в картинках», «Материнская школа». Нравственное воспитание и дисциплина. Коменский об учителе.